Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 881

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
анонимным доступом для всех желающих. В этом случае в качестве имени пользователя надо ввести слово «anonymous», а в качестве пароля задать адрес электронной почты. В большинстве случаев программы-клиенты FTP делают это автоматически.

ICQ – одна из нескольких существующих в Интернете служб для мгновенного обмена сообщениями. Если два человека подключены к Интернету одновременно, то, в принципе, им почти ничто не мешает общаться друг с другом напрямую. Единственная проблема – знание сетевого IP-адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Большинство пользователей не имеют постоянного IP-адреса – такой адрес выдается им на временной основе в момент установки соединения.

Название службы ICQ является акронимом выражения «I seek you» («я тебя ищу»). Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам. Зная номер UIN партнера, но, не зная его текущий IP-адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение.

 

Вопросы для самопроверки:

1.       Какие процессы относятся к управляемым и неуправляемым процессам?

2.       Какие компоненты содержит модель информационного обмена?

3.       Что подразумевается под понятиями «канал связи» и «линия связи»?

4.       Опишите открытую модель управления. Какие объекты она содержит?

5.       Перечислите известные способы управления. Какие у них преимущества и недостатки?

6.       Какие объекты содержит закрытая модель управления. Чем она отличается от открытой модели?

7.       Что такое обратная связь? Для чего она используется?

8.       Что такое компьютерная сеть? Какие существуют виды компьютерных сетей?

9.       Какие существуют уровни взаимодействия открытых систем OSI?

10.  Перечислите информационные службы (сервисы) сети Интернет.

11.  Для чего была создана «Эталонная модель взаимодействия открытых систем»?

12.  Кто выполняет роль маршрутизатора в сети?

 

Литература по теме:

 

1.  Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2012. – 766 с.

2.  Данелян Т.Я. Экономические информационные системы предприятий и организаций: монограф. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 284 c.

3.  Петров В.Н. Информационные системы: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 688 с.


 


Тема 5. Информационная система: определение, задачи, функции

 

Цель и задачи: Рассмотреть понятие системы, определение информационной системы и ее основные свойства, а также их классификацию информационных систем, их назначение, функции и возможности.

 

Вопросы темы:

1.  Определение информационной системы.

2.  Задачи и функции информационной системы.

3.  Состав и структура информационных систем.

4.  Классификация информационных систем.

 

Вопрос 1. Определение информационной системы.

 

Система (от греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой. В 1948 г. выдающийся американский ученый Н. Винер (1984–1964 гг.) в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» сформулировал общие принципы построения и работы управляющих систем. Изучая различные технические и биологические системы, он обратил внимание, что работу любой системы управления можно представить в виде единой схемы (рис. 5):

 



 

Рис. 5. Схема системы управления

 

С позиций кибернетики процесс управления системой можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущение внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.


Федеральный закон РФ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дает такое определение этого понятия: «информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

Итак, информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств и методов, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Информационная система определяется следующими свойствами:

     любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

     информационная система является динамичной и развивающейся;

     при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

     выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения.

 

Информационная система должна обеспечивать прием поступающей из источника информации, ее преобразование (обработку), хранение и передачу результатов потенциальному потребителю. Потребителем может быть человек, устройство, другая информационная система и т.д.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков (рис. 6):

     Ввод информации из внешних или внутренних источников.

     Обработка входной информации и представление ее в удобном виде.

     Вывод информации для представления потребителям или передача в другую систему.

     Обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

 



 

Рис. 6. Процессы в информационной системе

 

Важнейшими принципами построения эффективных информационных систем являются следующие:

     Принцип интеграции заключается в том, что обрабатываемые данные, однажды введенные в систему, многократно используются для решения большого числа задач.

     Принцип системности состоит в обработке данных в различных аспектах, чтобы получить информацию
, необходимую для принятия решений на всех уровнях управления.

     Принцип комплексности заключается в механизации и автоматизации процедур преобразования данных на всех этапах функционирования информационной системы.

 

Вопрос 2. Задачи и функции информационной системы.

 

Информация непосредственно и неразрывно связана с процессом управления. Самое общее кибернетическое определение управления гласит: управление есть процесс целенаправленной переработки информации.

Создание и использование информационной системы для любой организации должны удовлетворять определённым общим требованиям:

     Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме – эффективный бизнес; в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач.

     Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами.

     Информационная система должна обеспечивать производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информацией.

 

Информационные системы сами по себе дохода не приносят, но могут способствовать его получению. Они могут оказаться дорогими и, если их структура и стратегия использования не были тщательно продуманы, даже бесполезными. Внедрение информационных систем связано с необходимостью автоматизации функций работников, а значит, способствует их высвобождению. Могут также последовать большие организационные изменения в структуре фирмы, которые, если не учтен человеческий фактор и не выбрана правильная социальная и психологическая политика, часто проходят очень трудно и болезненно.

Управление определяется как функция системы, обеспечивающая либо сохранение совокупности ее основных свойств, либо ее развитие в заданном направлении. И в том, и в другом случае управление осуществляется для достижения определенной цели, вполне конкретной для каждого отдельного объекта управления и связанной с состояниями объекта и среды, в которой он находится. Критерием оптимальности управления, показывающим степень достижения поставленной цели, является целевая функция управления.

Целевая функция управления – это некоторая количественно измеряемая величина, являющаяся функцией входных и выходных переменных, параметров объекта управления и времени. Место информационной системы в процессе управления можно пояснить структурной схемой, приведенной на рис. 7.