Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 904

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

     сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

     все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

     в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

 

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на рис. 21.

 



 

Рис. 21. Основные компоненты информационной технологии управления

 

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.

База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1)       данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

2)       планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

 

Вопрос 4. Информационные технологии поддержки принятия решений.

 

Интеллектуальная деятельность специалиста состоит в принятии решения о оптимальном способе достижения поставленной цели. ЛПР, делает свой выбор на основе познания.

Познание – философская категория, описывающая процесс интеллектуальной деятельности, т.е. процесс получения субъектом нового знания о мире. Познание состоит из двух этапов: анализа и синтеза.

Анализ связан с разделением поставленной задачи на элементы и изучением элементов обособленно. Синтез – соединение изученных элементов в систему для получения конечного результата.

Интеллектуальные и аналитические ИС позволяют частично автоматизировать интеллектуальную деятельность специалиста. Такие системы относят к классу СППР. СППР, в отличие от вычислительных комплексов, используются в задачах с неполными, противоречивыми данными, или когда количественные данные описываются качественно (малый, очень большой, похож–непохож), т.е. когда не удается просто подставить значения в математическую модель.


Как и сам процесс принятия решения, СППР можно разделить на две группы:

1)       информационно-аналитические системы;

2)       консультационные системы.

 

Следует понимать, что СППР не могут полностью автоматизировать работу специалиста или менеджера – они дают советы в довольно узких предметных областях. За специалистом остается выбор, принять или не принять предложенное решение.

Итак, система поддержки принятия решений – диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами.

Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса (рис. 22), в котором участвуют:

     система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

     человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

 



 

Рис. 22. Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс

 

Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решений.

Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержки принятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:

     ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

     сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

     направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

     высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.



 

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

 

Вопросы для самопроверки:

1.       Перечислите основные виды функциональных информационных технологий.

2.       В чем состоит основное назначение информационной технологии управления?

3.       В чем суть информационной технологии обработки данных?

4.       В чем состоит основное различие информационной технологии обработки данных и информационной технологии управления?

5.       В чем состоит информационная технология поддержки принятия решений?

6.       Что является целью информационной технологии управления?

7.       Какие основные виды отчетов формируются в информационной технологии управления?

8.       Как происходит выработка решения при использовании информационной технологии поддержки принятия решений?

9.       Перечислите основные компоненты информационной технологии обработки данных.

10.  Перечислите основные компоненты информационной технологии управления.

11.  Из каких элементов состоит база данных, используемая для получения информации?

 

Литература по теме:

 

1.  Логинов В.Н. Информационные технологии управления: учеб. пособ. – М.: Кнорус, 2012 г.

2.  Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов: учеб. для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 688 с.

3.  Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014 г. – 472 с.

 


Тема 9. Технологии интегрированных информационных систем

 

Цель и задачи: Рассмотреть назначение, основные типы и структуру интегрированных информационных систем.

 

Вопросы темы:

1.  Технологии электронного документооборота.

2.  Геоинформационные технологии.

3.  Технологии информационных хранилищ.

 

Интегрированная информационная система представляет собой слияние (конвергенцию, объединение) интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему. Современные тенденции создания интегрированных систем влияют на разные аспекты интеграции: интеграцию данных, технологий и технических средств. При этом происходит усложнение и интеграция выполняемых функций, поэтому трудно вычленить первоначальные технологии.

Примерами интегрированной информационной технологии являются технологии электронного документооборота, геоинформационные технологии и технологии информационных хранилищ.

 

Вопрос 1. Технологии электронного документооборота.

 

Документы и документооборот.

Наиболее массовой и удобной для восприятия является документальная форма существования информации. Документ – это материальный носитель, на который наносятся некоторые сведения, отражающие состояние системы, или принятое решение, строго установленного содержания по строго регламентированной форме.

Документ обладает двумя отличительными свойствами: полифункциональностью и наличием юридической силы. К числу функций, которые реализуются с помощью документа, относятся: регистрация первичной информации или принятого решения, передача, обработка и хранение информации. Наличие юридической силы обеспечивается реквизитом-подписью лица, ответственного за достоверность сведений, содержащихся в документе.

Система документации (СД) – это совокупность взаимосвязанных документов, систематически используемых для процессов управления объектом. В состав системы документации предприятия входит несколько сот форм различных документов, которые можно классифицировать по разным признакам.


По уровню управления все документы можно разделить на четыре группы:

1)       государственного уровня;

2)       министерств;

3)       объединений-корпораций;

4)       предприятий, фирм или организаций.

 

Документопоток – это процесс передвижения документов одного типа от источника возникновения или пункта обработки к потребителю. Документопотоки связывают все подразделения экономической системы в единую информационную систему.

Под документооборотом понимается регламентированная совокупность взаимосвязанных операций, выполняемых над документом в строго установленном порядке, на определенном рабочем месте с использованием определенных методов и средств, т.е. технологии обработки, начиная от момента возникновения документа и заканчивая сдачей его в архив.

Документооборот на предприятии может быть двух типов:

1)       операционный – ориентирован на обработку первичных и получение сводных и аналитических документов, содержащих операционную атрибутику и используемых на начальных стадиях управления;

2)       универсальный – отражает информационные потоки слабоструктурированной информации, используемой при исполнении управленческих решений или деловых процессов и процедур.

 

Электронный документооборот.

Система электронного документооборота (СЭД) – это организационно-техническая система, обеспечивающая процесс создания, управления доступом и распространения электронных документов в компьютерных сетях, а также обеспечивающая контроль над потоками документов в организации.

В современной организации системы электронного документооборота становятся обязательным элементом ИТ-инфраструктуры. С их помощью повышают эффективность деятельности коммерческие компании и промышленные предприятия, а в государственных учреждениях на базе технологий электронного документооборота решаются задачи внутреннего управления, межведомственного взаимодействия и взаимодействия с населением.

Общепринятой аббревиатурой является СЭД, хотя наравне с ней также используются:

     САД – система автоматизации делопроизводства.

     СЭДО – система электронного документооборота.

     САДО – система автоматизации документооборота.