Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 876
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме этого, пользователь может стереть, разрезать рисунок и перемещать его части, создавать и просматривать изображения в режиме слайдов, спецэффектов, оживлять их. Эти средства включены в офисные приложения MS Visio, MS PowerPoint, MS SharePoint Designer и др. Более сложные изображения создаются с помощью графических процессоров Corel Draw, Adobe PhotoShop, 3D Studio MAX и др.
Информационные технологии научной графики предназначены для оформления научных расчетов, содержащих математические, химические и прочие формулы, а также могут быть использованы в картографии и других сферах. Для их реализации используются средства векторной графики.
Когнитивная графика – это совокупность приемов и методов образного представления условий задачи, которое позволяет либо сразу увидеть решение, либо получить подсказку для его нахождения.
Методы когнитивной графики используются в искусственном интеллекте в системах, способных превращать текстовые описания задач в их образные представления и при генерации текстовых описаний картин, возникающих во входных и выходных блоках интеллектуальных систем, а также в человеко-машинных системах, предназначенных для решения сложных, плохо формализуемых задач.
Мультимедиа – это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. Мультимедийные данные называют объектами реального времени.
Появлению систем мультимедиа способствовал технический прогресс: возросла оперативная и внешняя память ЭВМ, появились графические дисплеи с высокой степенью разрешения, увеличилось качество аудио- и видеотехники, появились лазерные компакт-диски (CD, DVD) и др.
Однако объединение разнородной аппаратуры с компьютером для реализации технологии мультимедиа требовало решения многих сложных проблем. Теле-, видео- и большинство аудиоаппаратуры в отличие от компьютеров имели дело с аналоговым сигналом. Поэтому возникли проблемы стыковки разнородной аппаратуры с компьютером и управления ими. В настоящее время появились и цифровое телевидение, и цифровая запись аудио- и видеосигналов.
Сегодня все операционные системы поддерживают технологию мультимедиа. Они включают аппаратные средства поддержки мультимедиа, что позволяет пользователям воспроизводить оцифрованное видео, аудио, анимационную графику, подключать различные музыкальные синтезаторы и инструменты. Файлы с мультимедийной информацией хранятся на CD и DVD-дисках, жестком диске или на сетевом сервере.
Появление систем мультимедиа произвело революцию в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, бизнес, менеджмент и в других сферах профессиональной деятельности. С использованием технологии мультимедиа созданы видеоэнциклопедии по многим школьным и вузовским предметам, музеям, городам, маршрутам путешествий. Их число продолжает расти. Созданы игровые ситуационные тренажеры, что сокращает время обучения и облегчает проверку знаний обучаемых (например, при сдаче экзамена по правилам дорожного движения).
Вопрос 3. Гипертекстовая и Web-технология.
Эти виды информационной технологии основаны на применении методов создания и обработки информационных ресурсов, которые используются при работе в сети Интернет. Оказалось, что основные принципы формирования документов для Всемирной паутины (World Wide Web) могут быть использованы и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах.
Один из основных принципов, на которых строятся Web-технологии, это использование гипертекстовых документов.
Гипертекст – это текст, содержащий гиперссылки. Гиперссылка – это фрагмент текста или графического изображения, имеющий связь с:
другим местом того же документа (помеченным, например, закладкой);
другим документом или файлом;
другим сетевым ресурсом, в том числе в Интернете;
адресом электронной почты.
Для создания гипертекстового документа не обязательно использовать специальные Web-редакторы. Гиперссылки можно создавать, например, в текстовом редакторе (процессоре) MS Word или аналогичном редакторе из другого офисного пакета (например, Write из пакета OpenOffice). Напомним, что в текстовом процессоре MS Word имеется специальная команда Вставить гиперссылку, кнопка которой располагается на вкладке Вставка в группе Ссылки.
Кроме того, можно создавать гипертекстовые документы, содержащие также и графические изображения, и мультимедийные эффекты (звук, анимацию, видео). Такие документы создаются с помощью специальных программ: Web-редакторов (например, MS SharePoint Designer из пакета MS Office). Для их просмотра используются Web-браузеры. В основе таких документов лежит использование специального языка разметки гипертекста, например, HTML (HyperText MarkUp Language) или XML (Extensible MarkUp Language). Именно таким образом создаются Web-страницы, предназначенные для размещения в сети Интернет.
К рассматриваемому виду информационной технологии следует отнести и работу с ресурсами сети Интернет: поиск источников информации, копирование найденных фрагментов и их обработка.
Web-технологии включают также использование электронной почты для обмена сообщениями по локальной, корпоративной или глобальной сети. Понятно, что для этого на компьютерах пользователей должны быть установлены и настроены почтовые программы (клиенты), а пользователи должны иметь зарегистрированные адреса электронной почты.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоят Гипертекстовая и Web-технология?
2. Перечислите основные функции электронного офиса.
3. Что относится к типовым средствам офиса?
4. Перечислите популярные офисные пакеты.
5. Что представляют собой графические процессоры?
6. Где используются методы когнитивной графики?
7. Дайте определение понятию «мультимедиа».
8. Что такое «гипертекст»?
9. С помощью каких специальных программ создают гипертекстовые документы, содержащие графические изображения и мультимедийные эффекты (звук, анимацию, видео)?
Литература по теме:
1. Абросимова М.А. Информационные технологии: учеб. пособ. – М.: Кнорус, 2013. – 368 с.
2. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс: учеб. для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Издательство Питер, 2016 г.
3. Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус. 2014 г. – 472 с.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт компании Microsoft. – Режим доступа: http://www.microsoft.com.
2. Официальный сайт компании Apache OpenOffice. – Режим доступа: http://www.openoffice.org.
3. Официальный сайт компании Corel Corporation Россия. – Режим доступа: https://www.corel.com/ru/.
Тема 4. Информационный обмен
Цель и задачи: Рассмотреть понятие и основные виды информационного обмена, его модели, системы и сети, а также их назначение и возможности.
Вопросы темы:
1. Модель информационного обмена.
2. Система информационного обмена.
3. Сети информационного обмена.
Вопрос 1. Модель информационного обмена.
Потребность в обмене информацией появилась в глубокой древности. О приближении врага узнавали, приложив ухо к земле; с помощью сигнальных костров производили дистанционный обмен новостями. С появлением письменности информация стала передаваться по почте. В дальнейшем появились телеграф, телефон, радио, телевидение и Интернет.
С появлением новых скоростных компьютерных средств коммуникации изменились возможности в передаче информации, сейчас за считанные секунды можно передать информацию практически в любую часть мира.
Напомним, что процессы, сопровождающиеся получением, обработкой и передачей информации, называют информационными процессами. Процессы бывают управляемыми (саморегулируемыми) и неуправляемыми. Многие природные процессы неуправляемы. Люди не могут управлять процессами, протекающими на макроуровне (астрофизические и геофизические процессы) и очень ограниченно управляют процессами, происходящими на микроуровне (молекула, атом, ядро атома). К управляемым, а также к саморегулирующимся относятся большинство биологических, общественных и технических процессов.
Если процесс является управляемым или саморегулируемым, в нем всегда можно выделить информационную составляющую – именно она является основой для управления или регулирования.
Информационные процессы могут различаться по степени сложности. Самый простой вид информационного процесса – информационный обмен. Он основан на одной информационной связи, действующей между источником информации и ее потребителем.
Информационная связь – это составной информационный объект (см. рис. 2.). В него на правах элементов входят следующие объекты:
источник информации (носитель данных, передатчик);
потребитель информации (носитель информационного метода, приёмник);
канал связи.
Рис. 2. Модель информационного обмена
Не следует путать канал связи и линию связи. Линия связи – физический объект. Например, при обмене голосовыми сообщениями линией связи является воздушная среда или телефонный провод.
Канал связи – информационный объект. Его свойства связаны не только с физическими свойствами линии связи, но и с некоторыми логическими соглашениями. Например, беседуя с двумя собеседниками, мы имеем одну линию связи, но в ней действуют два канала связи. Собеседников может быть и три, и двадцать три, но, чтобы для каждого из них существовал канал связи, должны действовать логические соглашения, например, такие:
говорить можно только по очереди;
говорить можно только на языке, знакомом всем собеседникам;
говорить надо настолько громко, насколько это необходимо, чтобы тебя слышали все собеседники.
Если какие-то из этих соглашений будут нарушены, канал связи разрушится, но при этом линия связи останется.
Вопрос 2. Система информационного обмена.
Информация и управление.
При всем многообразии информационных процессов можно назвать всего лишь две задачи информационного обмена:
1) накопление знаний;
2) разрешение вопросов, связанных с управлением.
Потребление информации с целью получения знаний вполне адекватно описывает рассмотренная выше модель информационного обмена. Но для целей управления этой модели недостаточно. А чаще всего информация передается, потребляется и обрабатывается именно для целей управления.
Термин «управление» надо понимать в обобщенном смысле. Он подразумевает как управление поведением, так и управление состоянием. Под управлением поведением обычно понимается целенаправленное изменение действия объекта управления. Под управлением состоянием – целенаправленное изменение свойств объекта управления.
Пример: человек не может управлять погодой. Но он может управлять своими действиями или своим состоянием (в данном случае объектом управления является он сам). С одной стороны, если идет дождь, он может отложить прогулку в парке и вместо этого заняться домашними делами. С другой стороны, он может изменить свое состояние: надеть одежду и обувь, адекватную погоде, взять в руку зонтик и не откладывать прогулку. И в том и в другом случае для адекватного управления ему необходима объективная информация о текущем состоянии погоды. Если эта информация необъективна, принятое решение может быть неадекватным.