Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 872
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По применению в предметной области информационные технологии делятся на предметные и прикладные.
Предметные информационные технологии основаны на использовании типовых пакетов программ решения конкретных задач, подсистем экономических информационных систем, функциональных информационных систем. Примерами реализации предметных технологий являются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников предприятий и организаций. Автоматизированным рабочим местом называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение – автоматизация рутинных работ работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, АРМ юриста, менеджера, работника склада и пр.
Прикладные являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые и табличные процессоры, электронные органайзеры, графические редакторы и т.д. Для их использования не требуется знание предметной области.
По функциям применения можно выделить следующие виды информационных технологий:
расчеты;
хранение данных;
документооборот;
организация коллективной работы;
помощь в принятии решений.
По типу обрабатываемых данных выделяют технологии:
текстовые – данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией;
табличные – числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД);
графические – данные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами;
мультимедийные;
геоинформационные;
управленческие.
По способу объединения можно выделить отдельные (одиночные) и интегрированные информационные технологии. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, MS Word или MS Excel). Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с развитыми средствами взаимодействия между ними, например, интегрированный пакет MS Office, позволяющий решать задачи комплексом программ, входящих в пакет.
В основе классификации информационных технологий
по используемым платформам лежит собственно понятие платформы. Разнообразие технических и программных средств вынудило разработчиков информационных технологий ввести это понятие. Различают техническую и программную платформы.
Техническая платформа определяет тип оборудования, на котором можно установить информационную технологию. Это могут быть отдельные персональные компьютеры, клиент-серверные локальные и корпоративные сети, многомашинные комплексы и т.д.
Настольная платформа – однопользовательская или для небольшой группы, в которой не используется сервер базы данных.
Корпоративная платформа предназначена для рабочей группы или компании, в которой почти всегда оперируют с одним или несколькими серверами баз данных.
Интернет платформа – для Интернет или интранет-приложений, которые используют Web-сервер.
Главным компонентом программной платформы является операционная система, установленная на том или ином компьютере (Windows, UNIX, MacOS и пр.).
По характеру взаимодействия с пользователем различают информационные технологии коллективного использования и информационные технологии индивидуального использования. Последние образуют класс так называемых информационных технологий пользователя, который представляет большой практический интерес.
Вопросы для самопроверки:
1. Почему речь можно считать самой древней природной информационной технологией?
2. Кто и когда изобрел первый печатный станок?
3. В каком веке были изобретены телеграф и телефон?
4. Когда появились электронно-вычислительные машины или компьютеры?
5. Какова цель информационной технологии?
6. Перечислите три основных принципа компьютерной информационной технологии.
7. Что является предметом информационной технологии?
8. Объясните разницу между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями.
9. Что такое техническая платформа и программная платформа информационной технологии?
10. Что является главным компонентом программной платформы?
Литература по теме:
1. Абросимова М.А. Информационные технологии: учеб. пособ. – М.: КноРус, 2013. - 368 стр.: ил.
2. Гальченко Г.А., Дроздова О.Н. Информатика: учебное пособие. – М.: Феникс, 2017. – 381 с.
3. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: учеб. для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Издательство Питер, 2016 г.
4. Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014 г. – 472 с.
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – Режим доступа: http://window.edu.ru/
Тема 3. Информационные технологии пользователя
Цель и задачи: Рассмотреть основные виды информационных технологий пользователя, их свойства и назначение. Ознакомиться с примерами компьютерных программ, реализующих информационные технологии пользователя.
Вопросы темы:
1. Информационные технологии электронного офиса.
2. Технологии обработки графических образов и мультимедиа.
3. Гипертекстовая и Web-технология.
Информационные технологии общего назначения обеспечивают выполнение различных расчетов и рутинных функций самого широкого спектра и поэтому в той или иной степени нужны каждому пользователю компьютера независимо от его профессии.
Они обеспечивают работу с текстом, таблицами, числовыми, аудио- и видеоданными, графическими образами, пространственными и географическими данными. Они позволяют обмениваться любыми типами данных с удаленными пользователями, хранить и предоставлять пользователю данные в виде, удобном для обработки или принятия управленческих решений.
Вопрос 1. Информационные технологии электронного офиса.
Такие функции, как работа с текстом, электронными таблицами, накопление и хранение поступившей информации, обеспечивающие быстрый ее поиск и доступ к ней, обработка и манипулирование данными в локальной базе, подготовка отчетов, а также иллюстративного материала, работа с графическими изображениями, обмен данными с удаленными пользователями и создание Web-страниц в настоящее время реализуются на основе интегрированных программных пакетов прикладных программ (приложений). Приложение реализует одну или несколько информационных технологий получения, обработки, хранения и передачи данных.
Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации решения перечисленных выше задач (офисных задач), называется электронным офисом. Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (совещания, телефонные звонки и пр.), а лишь дополнить ее.
Совместно обе эти системы обеспечивают рациональную автоматизацию труда и наилучшее обеспечение информацией пользователей и лиц, принимающих решения. Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи информации и работы с ней. Основные функции электронного офиса:
обеспечение жизненного цикла документов (создание, оформление, регистрация, хранение, удаление);
обеспечение совместного доступа к документам;
обеспечение автоматизированного процесса движения документов в соответствии с установленными технологиями их обработки;
ведение индивидуальных расписаний деятельности сотрудников, согласованных в рамках единого плана работы офиса;
служебные функции документооборота (стилистическое и полиграфическое оформление, тиражирование, формирование производных отчетов, служба консультаций и т.д.).
Типовые аппаратные средства офиса:
персональные компьютеры, объединенные в сеть;
печатающие устройства;
Web-камеры, микрофоны, динамики;
средства копирования документов;
сканер;
проекционное оборудование для проведения презентаций.
А соответствующие программные пакеты называются офисными пакетами. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач любой предметной области.
В интегрированный пакет для электронного офиса входят программные продукты, взаимодействующие между собой на уровне обмена данными. Известны следующие популярные офисные пакеты:
Corel Office (фирма Corel).
Apache OpenOffice (ранее известный, как OpenOffice).
LibreOffice.
Google Docs.
Smart Suite (фирма Lotus).
MS Office (фирма MicroSoft).
Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять одни и те же приемы работы с различными приложениями пакета. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователей.
В состав наиболее популярного пакета MS Office входит довольно большое количество приложений:
Текстовый процессор MS Word.
Табличный процессор MS Exсel.
Система управления базами данных MS Access.
Редактор презентаций MS PowerPoint.
Редактор деловой графики MS Visio.
Редактор Web-страниц MS SharePoint Designer.
Редактор публикаций MS Publisher.
Программа-органайзер MS Outlook.
Программа управления проектами MS Project и ряд других.
Обязательным компонентом любой офисной технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.
Пример: в базе данных собираются сведения о ежедневных приемах клиентов, передаваемые офис-менеджерами фирмы на главный компьютер, или сведения о еженедельных поступлениях средств.
Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и др. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами.
Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения.
Вопрос 2. Технологии обработки графических образов и мультимедиа.
Потребность использования в документах графиков, диаграмм, схем, рисунков и чертежей вызвала необходимость создания компьютерных программ: графических редакторов или процессоров. Графические процессоры представляют собой инструментальные средства, позволяющие создавать и модифицировать графические образы:
коммерческой графики;
иллюстративной графики;
научной графики;
когнитивной графики.
Создаваемые с помощью графических редакторов и процессоров изображения позволяют обеспечить отображение коммерческой (или деловой) информации, хранящейся в табличных процессорах, базах данных и отдельных локальных файлах. Результаты обработки информации могут быть отображены в виде двух- или трехмерных графиков, круговых диаграмм, столбиковых гистограмм, линейных графиков и пр.
Иллюстративная графика включает иллюстрации (деловые схемы, эскизы, географические карты и т.д.) для различных текстовых документов в виде регулярных структур – различные геометрические фигуры (так называемая «векторная графика») и нерегулярных структур – рисунки пользователя («растровая графика»). Процессоры, реализующие иллюстративную графику, дают возможность пользователю выбрать толщину и цвет линий, палитру заливки, шрифт для записи и наложения текста, включить созданные ранее графические образы.