Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По применению в предметной области информационные технологии делятся на предметные и прикладные.

Предметные информационные технологии основаны на использовании типовых пакетов программ решения конкретных задач, подсистем экономических информационных систем, функциональных информационных систем. Примерами реализации предметных технологий являются автоматизированные рабочие места (АРМ) работников предприятий и организаций. Автоматизированным рабочим местом называют персональный компьютер, оснащенный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредственно на рабочем месте. Его назначение – автоматизация рутинных работ работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, АРМ юриста, менеджера, работника склада и пр.

Прикладные являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практически во всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые и табличные процессоры, электронные органайзеры, графические редакторы и т.д. Для их использования не требуется знание предметной области.

По функциям применения можно выделить следующие виды информационных технологий:

     расчеты;

     хранение данных;

     документооборот;

     организация коллективной работы;

     помощь в принятии решений.

 

По типу обрабатываемых данных выделяют технологии:

     текстовые – данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией;

     табличные – числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД);

     графические – данные обрабатываются двух- и трехмерными графическими процессорами;

     мультимедийные;

     геоинформационные;

     управленческие.

 

По способу объединения можно выделить отдельные (одиночные) и интегрированные информационные технологии. Обычно отдельные технологии реализуются одним приложением (например, MS Word или MS Excel). Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с развитыми средствами взаимодействия между ними, например, интегрированный пакет MS Office, позволяющий решать задачи комплексом программ, входящих в пакет.

В основе классификации информационных технологий
 по используемым платформам лежит собственно понятие платформы. Разнообразие технических и программных средств вынудило разработчиков информационных технологий ввести это понятие. Различают техническую и программную платформы.

Техническая платформа определяет тип оборудования, на котором можно установить информационную технологию. Это могут быть отдельные персональные компьютеры, клиент-серверные локальные и корпоративные сети, многомашинные комплексы и т.д.

Настольная платформа – однопользовательская или для небольшой группы, в которой не используется сервер базы данных.

Корпоративная платформа предназначена для рабочей группы или компании, в которой почти всегда оперируют с одним или несколькими серверами баз данных.

Интернет платформа – для Интернет или интранет-приложений, которые используют Web-сервер.

Главным компонентом программной платформы является операционная система, установленная на том или ином компьютере (Windows, UNIX, MacOS и пр.).

По характеру взаимодействия с пользователем различают информационные технологии коллективного использования и информационные технологии индивидуального использования. Последние образуют класс так называемых информационных технологий пользователя, который представляет большой практический интерес.

 

Вопросы для самопроверки:

1.       Почему речь можно считать самой древней природной информационной технологией?

2.       Кто и когда изобрел первый печатный станок?

3.       В каком веке были изобретены телеграф и телефон?

4.       Когда появились электронно-вычислительные машины или компьютеры?

5.       Какова цель информационной технологии?

6.       Перечислите три основных принципа компьютерной информационной технологии.

7.       Что является предметом информационной технологии?

8.       Объясните разницу между функциональными и обеспечивающими информационными технологиями.

9.       Что такое техническая платформа и программная платформа информационной технологии?

10.  Что является главным компонентом программной платформы?

 

Литература по теме:

 

1.  Абросимова М.А. Информационные технологии: учеб. пособ. – М.: КноРус, 2013. - 368 стр.: ил.

2.  Гальченко Г.А., Дроздова О.Н. Информатика: учебное пособие. – М.: Феникс, 2017. – 381 с.

3.  Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: учеб. для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Издательство Питер, 2016 г.



4.  Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус, 2014 г. – 472 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – Режим доступа: http://window.edu.ru/

 

Тема 3. Информационные технологии пользователя

 

Цель и задачи: Рассмотреть основные виды информационных технологий пользователя, их свойства и назначение. Ознакомиться с примерами компьютерных программ, реализующих информационные технологии пользователя.

 

Вопросы темы:

1.  Информационные технологии электронного офиса.

2.  Технологии обработки графических образов и мультимедиа.

3.  Гипертекстовая и Web-технология.

 

Информационные технологии общего назначения обеспечивают выполнение различных расчетов и рутинных функций самого широкого спектра и поэтому в той или иной степени нужны каждому пользователю компьютера независимо от его профессии.

Они обеспечивают работу с текстом, таблицами, числовыми, аудио- и видеоданными, графическими образами, пространственными и географическими данными. Они позволяют обмениваться любыми типами данных с удаленными пользователями, хранить и предоставлять пользователю данные в виде, удобном для обработки или принятия управленческих решений.

 

Вопрос 1. Информационные технологии электронного офиса.

 

Такие функции, как работа с текстом, электронными таблицами, накопление и хранение поступившей информации, обеспечивающие быстрый ее поиск и доступ к ней, обработка и манипулирование данными в локальной базе, подготовка отчетов, а также иллюстративного материала, работа с графическими изображениями, обмен данными с удаленными пользователями и создание Web-страниц в настоящее время реализуются на основе интегрированных программных пакетов прикладных программ (приложений). Приложение реализует одну или несколько информационных технологий получения, обработки, хранения и передачи данных.

Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации решения перечисленных выше задач (офисных задач), называется электронным офисом. Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала (совещания, телефонные звонки и пр.), а лишь дополнить ее.

Совместно обе эти системы обеспечивают рациональную автоматизацию труда и наилучшее обеспечение информацией пользователей и лиц, принимающих решения. Информационные технологии автоматизации офисной деятельности направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи информации и работы с ней. Основные функции электронного офиса:


     обеспечение жизненного цикла документов (создание, оформление, регистрация, хранение, удаление);

     обеспечение совместного доступа к документам;

     обеспечение автоматизированного процесса движения документов в соответствии с установленными технологиями их обработки;

     ведение индивидуальных расписаний деятельности сотрудников, согласованных в рамках единого плана работы офиса;

     служебные функции документооборота (стилистическое и полиграфическое оформление, тиражирование, формирование производных отчетов, служба консультаций и т.д.).

 

Типовые аппаратные средства офиса:

     персональные компьютеры, объединенные в сеть;

     печатающие устройства;

     Web-камеры, микрофоны, динамики;

     средства копирования документов;

     сканер;

     проекционное оборудование для проведения презентаций.

 

А соответствующие программные пакеты называются офисными пакетами. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач любой предметной области.

В интегрированный пакет для электронного офиса входят программные продукты, взаимодействующие между собой на уровне обмена данными. Известны следующие популярные офисные пакеты:

     Corel Office (фирма Corel).

     Apache OpenOffice (ранее известный, как OpenOffice).

     LibreOffice.

     Google Docs.

     Smart Suite (фирма Lotus).

     MS Office (фирма MicroSoft).

 

Главной отличительной чертой программ, составляющих интегрированный пакет, является общий интерфейс пользователя, позволяющий применять одни и те же приемы работы с различными приложениями пакета. Общность интерфейса уменьшает затраты на обучение пользователей.

В состав наиболее популярного пакета MS Office входит довольно большое количество приложений:

     Текстовый процессор MS Word.

     Табличный процессор MS Exсel.

     Система управления базами данных MS Access.

     Редактор презентаций MS PowerPoint.

     Редактор деловой графики MS Visio.

     Редактор Web-страниц MS SharePoint Designer.

     Редактор публикаций MS Publisher.

     Программа-органайзер MS Outlook.

     Программа управления проектами MS Project и ряд других.


 

Обязательным компонентом любой офисной технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных.

Пример: в базе данных собираются сведения о ежедневных приемах клиентов, передаваемые офис-менеджерами фирмы на главный компьютер, или сведения о еженедельных поступлениях средств.

Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и др. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами.

Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения.

 

Вопрос 2. Технологии обработки графических образов и мультимедиа.

 

Потребность использования в документах графиков, диаграмм, схем, рисунков и чертежей вызвала необходимость создания компьютерных программ: графических редакторов или процессоров. Графические процессоры представляют собой инструментальные средства, позволяющие создавать и модифицировать графические образы:

     коммерческой графики;

     иллюстративной графики;

     научной графики;

     когнитивной графики.

 

Создаваемые с помощью графических редакторов и процессоров изображения позволяют обеспечить отображение коммерческой (или деловой) информации, хранящейся в табличных процессорах, базах данных и отдельных локальных файлах. Результаты обработки информации могут быть отображены в виде двух- или трехмерных графиков, круговых диаграмм, столбиковых гистограмм, линейных графиков и пр.

Иллюстративная графика включает иллюстрации (деловые схемы, эскизы, географические карты и т.д.) для различных текстовых документов в виде регулярных структур – различные геометрические фигуры (так называемая «векторная графика») и нерегулярных структур – рисунки пользователя («растровая графика»). Процессоры, реализующие иллюстративную графику, дают возможность пользователю выбрать толщину и цвет линий, палитру заливки, шрифт для записи и наложения текста, включить созданные ранее графические образы.