Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 909

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Литература по теме:

 

1.  Гальченко Г.А., Дроздова О.Н. Информатика: учеб. пособ. – М.: Феникс, 2017. – 381 с.

2.  Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: учеб. для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Издательство Питер, 2016 г. – 640 с.

3.  Хлебников А.А. Информационные технологии: учеб. – М.: Кнорус. 2014 г. – 472 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

1.  Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – Режим доступа: http://window.edu.ru/

 


Тема 2. Информационные технологии

 

Цель и задачи: Рассмотреть этапы развития информационных технологий, их классификацию, свойства и назначение.

 

Вопросы темы:

1.  Этапы развития информационных технологий.

2.  Классификация информационных технологий.

 

Вопрос 1. Этапы развития информационных технологий.

 

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и пр., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Как отмечалось в теме 1, информационные технологии – это средства и методы, с помощью которых человек или компьютер получает, хранит, обрабатывает и передает информацию. Исторически одними из первых средств получения и передачи информации явились язык и речь человека, с помощью которых люди смогли обмениваться сообщениями, а также запоминать увиденное и услышанное. Каждый человек мыслит с помощью речи, т.е. словами. Поэтому речь можно считать самой древней природной информационной технологией.

Дальнейшие этапы развития информационных технологий связаны с появлением сначала письменности (около 6 тысяч лет назад), а затем и книгопечатания (в 1445 г. Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок). В XIX веке были изобретены телеграф и телефон, в начале XX века появилось радио, а в середине века – телевидение. Все эти достижения человеческой мысли давали скачок в области получения, хранения, обработки и передачи информации. Наконец, появившиеся во второй половине XX века электронно-вычислительные машины или компьютеры привели к созданию компьютерных информационных технологий, которые бурно развиваются и в XXI веке. Появление и широкое распространение компьютеров дало человеку совершенно новые возможности поиска, получения, накопления, передачи и обработки информации.

На протяжении своей истории человечество накапливало знания, полученные из наблюдений и опыта, пыталось сохранить их и передать последующим поколениям, делало верные и неверные выводы из совокупности доступных знаний, и было неудержимо в попытках применения полученных знаний на практике.



В управленческой деятельности также значительно выросло применение информационных технологий, повсеместно используются базы данных, справочно-правовые системы, искусственный интеллект.

Информационные технологии дают возможность человеку получать информацию о событиях не только в данном месте и настоящем времени, но и в других местах и прошлом времени. Информацию о событиях в других местах обеспечивают средства связи, информацию о событиях в прошлом времени – физические носители информации или устройства памяти, в которые информация записывается и сохраняется во времени (запоминается) с целью последующего воспроизведения.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

В настоящее время областями применения информационных технологий стали практически все отрасли человеческой деятельности: государственное и муниципальное управление, экономика и хозяйственная деятельность, промышленность, строительство и архитектура, транспорт и связь, оборона, научные исследования, образование, юриспруденция, медицина, правоохранительная деятельность, сфера обслуживания и пр.

 

Вопрос 2. Классификация информационных технологий.

 

Напомним ещё раз определение, данное Федеральным законом РФ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».

Цель информационной технологии – получение информации для ее анализа человеком (сотрудником, руководителем) и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Предмет информационных технологий – данные. Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с выбранной предметной областью. Методами информационных технологий являются обработка и передача информации.

Инструментами информационной технологии
 могут быть:

     текстовый процессор;

     электронные таблицы;

     системы управления базами данных;

     издательские системы;

     электронные календари;

     информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые);

     экспертные системы и т.д.

 

Информационные технологии базируются на использовании информации, программных продуктов и вычислительной техники. В рамках информационной технологии реализуются следующие этапы обработки информации:

     сбор и регистрация информации;

     машинное кодирование информации;

     хранение информации;

     обработка информации с использованием современных вычислительных методов математического моделирования, статистических и других методов;

     выдача информации заказчикам;

     анализ полученной информации и др.

 

Обработка информации с использованием информационных технологий может производиться как централизованно, так и децентрализованно.

Компонентами информационных технологий могут являться: техническое, программное, информационное обеспечение и сотрудники (пользователи).

Основными свойствами информационных технологий являются:

     целесообразность;

     наличие компонентов и структуры;

     взаимодействие с внешней средой;

     целостность;

     развитие во времени.

 

Три основных принципа компьютерной информационной технологии:

1)       интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

2)       интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

3)       гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

 

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества, необходима их предварительная классификация. Она зависит от показателя или совокупности признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Выделяют классификационные признаки информационных технологий по:

     назначению и характеру использования;

     способу организации взаимодействия;

     применению в предметной области;

     функциям применения;

     типу обрабатываемых данных;


     способу объединения;

     используемым платформам;

     характеру взаимодействия с пользователем.

 

По назначению и характеру использования выделяют два основных класса информационных технологий: функциональные и обеспечивающие.

Функциональные технологии решают функциональные задачи, например, управленческие, финансовые, юридические, образовательные, автоматизированного проектирования, моделирования и пр. Они реализуют типовые процессы обработки информации в определенной предметной области. Функциональные информационные технологии строятся на основании обеспечивающих информационных технологий и направлены на обеспечение автоматизированного решения задач специалистов конкретной области.

Обеспечивающие технологии поддерживают (обеспечивают) решения функциональных задач. Они используются как инструменты в различных предметных областях для решения функциональных задач и представляют собой способы организации отдельных технологических операций информационных процессов. Обеспечивающие технологии связаны с представлением, преобразованием, хранением, обработкой или передачей определенных видов информации. Они включают:

     обработку текстов;

     табличные расчеты;

     работу с базами данных;

     распознавание символов;

     создание графических иллюстраций;

     защиту информации и др.

 

По способу организации взаимодействия выделяют локальные и сетевые информационные технологии.

Локальные информационные технологии осуществляют обработку информации без использования компьютерных сетей: локальных, корпоративных и глобальных. Для получения, хранения, обработки и передачи информации используются отдельные компьютеры с введёнными данными (информационное обеспечение) и установленным программами (программным обеспечением). Для ввода исходных данных и передачи результатов обработки используются съемные носители информации – дисковые накопители (CD и DVD диски, флэшки и др.). В современных условиях такой вид информационных технологий является устаревшим, хотя в определённых случаях он имеет право на жизнь.

В 1960-х гг. появились первые вычислительные сети ЭВМ или компьютерные сети. Таким образом, была осуществлена попытка объединить технологию сбора, хранения, передачи и обработки информации на ЭВМ с техникой связи. Сетевые информационные технологии основаны на использовании компьютеров, подключенных к локальным, корпоративным или глобальным компьютерным сетям. Понятно, что использование компьютерных сетей открывает практически неограниченные возможности осуществления взаимосвязи отдельных компьютеров, распределенных на ограниченной территории (локальные и корпоративные сети), а также в любом месте земного шара в случае использования всемирной компьютерной сети Интернет. Основное назначение компьютерных сетей – обеспечение коллективного использования общесетевых ресурсов: аппаратных, программных и информационных для получения, хранения, обработки и передачи информации.