Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Ручное практическое задание пнк, кп.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина:
Ручное практическое задание ПНК, КП
Выполнил:
Преподаватель:
Задание 1.
Признак для анализа | Ситуация 1 | Ситуация 2 | Ситуация 3 |
Вид конфликта | Учительница – родитель ученицы. | Учитель – ученик. | Учитель – ученица. |
Характерные действия | Проблема заключена в том, что родители девочки поставили внеурочную деятельность на первое место и у ребенка не хватает времени на выполнение домашнее задание. | Действия мальчика нарушают правила учителя в школе. | Поведение ученицы в школе отличается замкнутостью и необщительностью, в то время как вне школы она открыта, активна, любознательна и участвует во всех мероприятиях. |
Способы коррекции | Необходимо проанализировать действия с обеих сторон и встретиться с родителями для разрешения сложившейся ситуации. | Провести беседу с мальчиком и бабушкой или мамой; Провести классный час по теме: «Как не нужно вести себя в школе»; Провести консультацию с психологом. | Попробовать переговорить с ученицей с целью выяснения её замкнутости в школе, обсудить проблемы, которые тревожат девочку; Провести игровое занятие на сплочение коллектива. |
Стиль общения учителя с ребёнка | Демократический, так как девочка открыто разговаривает с учительницей, а педагог с уважением относится к ученице. | Авторитарный стиль, так как учитель вынужден применять наказание, как меру воздействия, но в данном случае эти меры не способствуют разрешению ситуации и налаживанию отношений в коллективе. | Либеральный стиль, учитель не идёт на контакт с ученицей, пытаясь разрешить конфликт без ее участия, что не приводит к положительным результатам. |
Влияние стиля учителя на поведение ребёнка | Доверительные отношения, учитель с пониманием относится к ученице, а та в свою очередь с уважением к учителю. | Учитель применяет меры наказания (в виде выхода из класса, отсаживания на последнюю парту от всего класса), ученик ещё больше замыкается в себе. | Односложные ответы на вопросы означают отсутствие доверительных взаимоотношений между ученицей и учителем. |
Рекомендации учителя по разрешению ситуации | Открытый диалог учительницы и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои переживания о сложившейся ситуации и представления о проблеме родителю, проявить понимание, объяснить общую цель, попытаться вместе найти выход в решении данной проблемы. | Учительница должна с пониманием и спокойствием отнестись к поведению ученика в ответ на его агрессию оставаться доброжелательной. Терпеливо попытаться объяснить ребенку, что его поведение в школе недопустимо и неправильно. Только уважительное отношение к ученикам, спокойствие и терпимость помогут в разрешении данной ситуации, не доводя её до конфликта. В случае необходимости наказания исключить унижение ученика, показательного изменение отношения к нему. | Необходимо обойтись без давления на ученицу. Доверительными беседами, в спокойной обстановке попытаться выяснить причины замкнутости девочки, вникнуть в суть проблемы и попытаться ненавязчиво помочь ей, проявляя уважение и терпеливость. |
Задание 2.
№ п/п | Явление | Отличительные способности | Пути нейтрализации |
1 | Конфликт | В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Конфликт можно разрешить. | Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства. |
2 | Буллинг | В случае буллинга жертва ощущает себя беспомощной. Буллинг — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей. В случае буллинга жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. Буллинг — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии. Буллинг, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае). | Объясните детям, что буллинг и травля — это проблема класса, а не конкретного ученика. Призовите класс искать совместные пути решения проблемы и сформулируйте вместе антибуллинговые правила. Подчеркните, что в классе у всех равные права ,и ни при каких обстоятельствах никого нельзя подвергать насилию и унижению. Информируйте семьи жертвы и агрессора о том, что происходит. Пригласите школьного психолога для беседы и помощи. |
Что стоит сделать учителю – назвать явление по имени и дать ему оценку, выявить буллинг. Дети (особенно в младшей школе) часто не осознают, насколько их действия ранят других. Важно показать, что когда ты осознанно дразнишь человека или не разговариваешь с кем-то,- это причиняет боль. Что бы они переживали, если бы с ними перестали здороваться, играть, стали бы над ними смеяться? Можно разобрать ситуацию на других примерах – скажем, «Гадкого утенка».
Второй важный шаг в профилактике буллинга в школе – обсудить травлю как проблему группы. В игровой форме привести пример с реальными болезнями. Ребенок знает, что такое болезнь. Он знает, что если не мыть руки – может быть расстройство желудка, а если не надеть шапку зимой – можно простудиться. Точно так же есть действия, которые могут подорвать «здоровье» класса.
В чем заключается это «здоровье»? Попробуйте решить вместе. Подключите детей – пусть предложат варианты для профилактики буллинга в школе. Вместе можно сформулировать моральный кодекс класса, в котором всем будет хорошо. Можно предложить самым авторитетным детям в классе роль блюстителей этого кодекса. Они с удовольствием проявят свое лидерство. Проголосуйте за новые правила всем классом. Можно договориться о штрафах для тех, кто их нарушает.
Большая ошибка – бросать ситуацию на самотек после одного разговора. Борьба с буллингом в школе требует времени. Учителю нужно быть готовым к тому, что понадобится мониторить происходящее, напоминать о принятых правилах. Профилактика буллинга важна не только в ситуациях конфликта, но и в обычном общении: отвечать на вопрос, когда другой его задает; уметь работать в паре, в команде; разговаривать, не оскорбляя другого.
В идеале важно создать такую обстановку в классе, которая не допускала бы появления двух полюсов – вожаков и изгоев. Для профилактики буллинга в школе нужно построить работу так, чтобы каждый ребенок получал свою порцию внимания и похвалы, чувствовал свою значимость для общего дела. Для этого хорошо подходят игры на командообразование, конкурсы талантов, квесты.
Обсудить с коллегами и администрацией детского учреждения. Обязательно сформировать команду специалистов, которая будет работать со случаями буллинга: психолог, педагоги, воспитатели, социальный педагог. Желательно, чтобы команда специалистов была постоянной и владела максимально полной информацией о буллинге. В случаях совершения правонарушения несовершеннолетними подключить правоохранительные органы, а при подозрении на психическое (наркологическое) неблагополучие – психиатров и наркологов.
Данные специалисты, каждый в своей области, совместными усилиями помогут в разрешении буллинга в школе.
Действия педагога при обнаружении буллинга в детском коллективе сводятся к тому, что необходимо привлечь к работе с несовершеннолетним педагога-психолога для проведения диагностических и, при необходимости, коррекционных мероприятий. Проинформировать родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и определить единую воспитательную стратегию. Проинформировать классного руководителя сообщить о признаках противоправных деяний несовершеннолетнего администрации образовательной организации для принятия решения об информировании сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел.
Задание 3.
Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников и обычно составляет от 4 до 7 недель. Она отмечает, что в адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, наоборот, зажаты, скованы, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут, у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к игрушкам, играм, книжкам для совсем маленьких детей.
По мнению специалистов, все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду.
Основной задачей учителя является всевозможная помощь ребенку во всестороннем формировании личности, усвоении учебных программ и подготовке к переходным этапам школьного обучения.
Задача родителей ― попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей определенного возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности, поддерживать спокойную и комфортную атмосферу в доме. Ребенок должен ощущать поддержку и помощь со стороны родителей.
Учитель ставит перед собой следующие задачи:– психолого-педагогическое просвещение родителей;– включение родителей в образовательный процесс; – создание духовной общности родителей, учителя и детей;– установление в семье гуманных отношений. Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей. В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми. Для этого учитель может использовать следующие приёмы:
– приглашение родителей на уроки в качестве учеников («уроки на родителях»);
– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;
– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);
– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;
– подготовка папок программного материала для родителей и др.
Тем самым устанавливается тесное, доброжелательное сотрудничество между учителем и родителями, что благотворно сказывается на воспитании учеников.
Задание 4.
Исходя из данной ситуации, можно сделать вывод о том, что у ученика и педагога отсутствует взаимопонимание или присутствует конфликт, что отражается в прогулах, закрытии ребенка и плохой успеваемости на данном уроке.
Мне кажется, причинами могут быть следующие обстоятельства:
1. Несоблюдение индивидуального подхода в обучении учителем;
2. Ученик не воспринимает педагога, как авторитета в образовательном процессе;
3. Личная неприязнь ученика к учителю, что проявляется в невыполнении домашнего задания.