Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Ручное практическое задание пнк, кп.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из признаков конфликтного взаимодействия является отношения обучающегося к предмету: недисциплинированность, закрытость и замкнутость на уроке.
Предпосылками возникновения конфликтных ситуаций в образовательном процессе могут выступать:
- неумение педагога прогнозировать поведение учащихся на уроках, нетерпимость к «помехам» (неожиданным поступкам), нарушающим запланированный ход урока (это вызывает раздражение и затрудняет выбор оптимального поведения и тона обращения);
- стремление педагога сохранить свой социальный статус любой ценой;
- оценивание педагогом не отдельного поступка учащегося, а его личности (эта оценка может определить дальнейшее отношение к учащемуся других учителей и сверстников, особенно в начальной школе);
- оценка учащегося с опорой на субъективное восприятие его поступка и без учета мотивов, особенностей личности, условий жизни в семье;
- неумение педагога анализировать ситуацию и стремление наказать провинившегося учащегося;
- нетерпимость педагога к определенным личностным качествам и поведению;
- личностные качества педагога (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.);
- отсутствие у учителя педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности;
- неблагоприятный психологический климат и плохая организация работы в педагогическом коллективе.
Судя по условиям, классный руководитель беседовал с родителями ученика с целью разрешения ситуации, а также намерен переговорить с учителем английского языка, тем самым он выполнил свои обязанности.
Рекомендации классному руководителю при разговоре с учителем английского языка:
Раскрыть её причины.
Не допустить перехода в длительный конфликт.
Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны.
Найти пути предупреждения или погашения конфликта.
Классный час
«Трудности общения».
Возрастная группа- 10-11лет.
Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей;
- развивать умение анализировать конфликтные ситуации;
- выработать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.
Форма: ситуативный практикум.
Подготовительная работа:
- проводился письменный опрос с целью выявления конфликтных ситуаций в жизни школьника;
Ход занятия
Вступительное слово. Выступает учащийся.
- Тема сегодняшнего классного часа «Трудности общения».
Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или другие предметы, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты в классе, школе, семье, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Этому мы попробуем сегодня научиться.
На сегодняшнем занятии присутствует школьный психолог. Она поможет нам разобраться в наших вопросах.
Учащиеся класса высказываются о том, какие проблемы существуют у них.
Итак, актуальные проблемы для нашего возраста:
- отношения между одноклассниками;
- отношения в семье;
- здоровье;
- учеба, отношение к учебе;
- свободное время;
- правила поведения.
2. Ситуативный практикум.
- Сейчас вашему вниманию будут представлены сценки, в которых обыгрываются определенные проблемы. После каждой сценки надо будет высказать свое мнение, как разрешить конфликт.
Учитель и психолог показывают сценки. Остальные обсуждают увиденное, предлагают пути выхода из конфликтной ситуации.
3. Работа с психологом.
Психолог.
- Ребята! Как вы поступите, если узнаете, что ваш друг (подруга) за глаза рассказывал о вас плохое? Ответы учащихся.
- Вот и сейчас, да и в предыдущих сценках мы продемонстрировали частое использование «ТЫ-высказываний». А можно воспользоваться техникой «Я-заявления».
«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В « Я-заявлении», говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. Строится « Я-заявление» следующим образом: «Я чувствую … когда кто-то… потому что (я)…. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…»
Я чувствую…( используйте слова, которые точно описывают ваши чувства, не преувеличивая их).
Когда кто-то…(описывайте поведение точно (только то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется; не используйте обидных слов)
Потому что (я)….(будьте максимально конкретны; делайте упор на то, как это на вас влияет)
Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…(говорите прямо о своих желаниях)
И для нашего случая «Я-заявление» может звучать следующим образом:
«Я очень рассердился, когда узнал, что друг за глаза плохо говорил обо мне, потому что это некрасиво. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не нравится, говори мне об этом прямо».
Давайте попрактикуемся в составлении «Я-заявлений». Для этого вспомним наши сценки, и я могу предложить несколько примеров конфликтных ситуаций.
Примеры конфликтных ситуаций.
1. Во время перемены ты доделываешь задание по математике. Вдруг проходящий мимо одноклассник берёт твою линейку.
2. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.
3. Твоя подруга ушла в кино с девочками, не сказав тебе об этом.
Учащиеся работают в группах (по шаблонам «Я - заявления», предложенным психологом) и предлагают на всеобщее обсуждение свои предложения.
Рефлексия.
Как вы думаете, что правильнее использовать в общении: «Ты-сообщение» или «Я – заявление»? Что приятнее слышать? Что труднее сформулировать?
4. Итоги.
Психолог.
- Сегодня вы посмотрели на конфликтные ситуации с разных точек зрения и увидели, что каждая сторона, участвующая в конфликтной ситуации видит её по-своему. Вы попытались найти способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнали кое-что новое, что поможет в дальнейшем общении. Но знать и использовать эти знания в жизни - это не одно и то же. Поэтому желаю вам использовать имеющиеся у вас знания в вашем повседневном общении. Помните, что вы всегда можете обратиться с любыми проблемами к классному руководителю, школьному психологу, директору. И помните, вы не одиноки! И тогда трудностей будет меньше!
Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся
, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими сторонами.
Задание 5.
Демократический стиль, равноправие между педагогом и детьми.
Под словом «взаимодействие» обычно понимается процесс непосредственного и опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь.
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. При этом в ряде исследований указывается, что педагог не всегда придает особое значение общению в ходе организации учебно-воспитательного процесса.
Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная.
Составной частью профессиональной роли учителя является функция фасилитатора - человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.
Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности учебной деятельности путём активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность учителя к самовыражению, а также его собственная активность.
При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние учителя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности учащихся.
Результативность возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда сознательно и ответственно используются приёмы и методы психологического воздействия.
Педагогически обоснованное взаимодействие предполагает доброжелательный, взаимоприемлемый, взаимополезный, взаимообучающий и развивающий диалог педагога и воспитуемого. Быть светлым лучом для других, самому излучать знания и тепло – вот главное качество педагога.
В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными отношениями.
Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями. Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки учителя. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.
Значение установки в педагогическом взаимодействии трудно переоценить.
Как образно заметил кинорежиссер А.П.Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть отражение в ней чистого неба, прекрасных звезд, а можно - грязное дно».
В качестве доказательства того, какой большой вклад могут внести учителя в развитие у ребенка положительной самооценки, приведем результаты одного эксперимента. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников на уровень интеллекта, а затем наугад, независимо от результатов теста, выбрал из списка каждого пятого и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. После чего в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей, в результате чего выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.
Это и доказывает зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.
Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям.
В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона».
Суть его состоит в следующем: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.
Таким образом, позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения, являются важной стороной педагогического общения.
Весьма действенным в плане привлечения и удержания внимания, усиления психологического воздействия является приём персонификации, когда педагог использует человеческую способность сопереживать при восприятии информации.
Прием новизны заключается в том, что учитель в начале урока, беседы заинтриговывает своих питомцев сообщением какой-то новой для них информации.
Успешному овладению вниманием своих воспитанников поможет прием, использующий феномен психической заразительности.
Не менее эффективен и прием соучастия.
Психологические приемы, используемые педагогами на уроке можно условно разделить на следующие категории:
Непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» учащимися;