Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15.
1.4 Привлечение аудитории посредством участия «звезды».
Рейтинг – величина относительная, но, тем не менее, она отражает определённое отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности этого канала у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы. В свою очередь, пишет Л. Д. Болотова, погоня за популярностью «заставляет каналы формировать свои индивидуальность, стиль, эфирный имидж»16. Способы создания творческой индивидуальности разнообразны, но сводятся они в основном к двум компонентам: мастерству ведущих и оригинальности контента. Причём именно содержательная часть является определяющей: с её помощью привлекаются зрители, и ведётся борьба за рынок рекламы.
Одним из способов ведения конкуренции на внутреннем рынке следует признать включение в эфирную сетку программ о спорте. Их особенности определяются в зависимости от целей вещания, задач конкретного вида СМИ, внутренней политики редакции, а также характера производства программного продукта. Поэтому между всеми существующими единицами эфирного контента можно установить закономерность, которая бы давала чёткое понимание их отличия от программ другого типа. Отталкиваясь от главного компонента – целей вещания – разница должна заключаться в принципах подачи информации. Здесь, в первую очередь, следует исходить из того, что отличия будут обосновываться ориентацией на разную аудиторию, возможностью и необходимостью привлечения компетентных авторов-ведущих, практикуемых моделях обратной связи, наличием распространённой региональной сети, маркетинговой составляющей, а также объёмами специализированного вещания в целом. Любое событие, потенциально интересное для широкого круга лиц, может переходить из узкоспециализированной категории в общественно значимую. И спорт в этом плане исключением не является.
Олимпийские игры, крупные международные соревнования, где добивается успехов национальная сборная, отдельные достижения атлетов, коррупционные и допинговые скандалы приковывают внимание даже неподготовленных потребителей специальной информации. Из чего следует констатация: даже в минимальных долях тема спорта и околоспортивных событий всё равно присутствует практически в любом эфире. Это могут быть стандартные новостные выпуски, состоящие из пяти-шести сообщений. В зависимости от того, какой резонанс вызывает произошедшее в медиамире, оно может находиться на первой-второй позициях структуры блока, либо на четвёртой-пятой. Это даёт право утверждать: независимо от редакционной политики, спортивная жизнь общества в той или иной мере находит отражение в эфире, причём иногда отодвигая на второй план политику, экономику и социальную сферу.
Но если рассматривать каналы развлекательной направленности, то большую популярность на них имеют программы рекреативного характера. Как правило, они имеют игровую природу. Объяснить это можно тем, что современные отношения в социуме трансформировались в некую систему, которую С.Н. Ильченко называет «шоу-цивилизацией»17. Как показывает практика, элементы игры успешно используются и в подаче спортивной информации.
Свои закономерности развития имеют каналы информационного формата. Спорт здесь занимает прочную нишу в общем потоке информации. Программы с участием спортивных «звёзд» реже подвергаются сокращению эфирного времени, наоборот – за последние годы они почти все претерпели изменения в сторону увеличения. Авторскому фактору уделяется большее внимание, а на первый план выходит частота поддержания интереса у слушателей к тем или иным актуальным событиям в мире спорта и приглашение их к открытому диалогу.
Например, телеканал «Матч.ТВ» Футбол ориентируется на узкую аудиторию. Отсюда и специфика программного контента – упор на информативность, постоянные ссылки на источник, преобладание жанра комментария. При этом, специализированное вещание можно условно разделить на две категории: программы с участием спортивных «звёзд», выходящие по будням, и передачи выходного дня. Между ними есть некоторые принципиальные различия. В ежедневном вещании акцентируется внимание на содержательной составляющей. Здесь важно не столько кто именно говорит, а что говорится. Авторское вмешательство в фактологическое изложение сведено к минимуму. Роль ведущих заключается лишь в обозначении темы. Сама структура передач канонична для спортивной журналистики: они представляют собой 20-40-минутный дайджест из 6-7 развёрнутых новостей, каждую из которых сопровождает комментарий журналиста или компетентного лица (обычно для этого используется интервью с участником события). Какой-либо обратной связи формат не предусматривает.
На других дочерних каналах холдинга «Матч.ТВ», которые привязаны к одному определённому виду спорта, ситуация в целом схожая, но имеет ряд принципиальных отличий. В первую очередь, стоит исходить из того, что спорт здесь является имиджевой составляющей. Поэтому информационная функция программ – далеко не преобладающая. Ключевая особенность состоит в том, что ведущие обсуждают интересные преимущественно им события, вовлекая посредством различных средств коммуникации (интернет, социальные сети) слушателей в разговор. Такой формат удобен тем, что в контингенте спортивных болельщиков всегда будут те, кому интересна не сама информация, а её подтекст, возможность выслушать мнение авторитетного специалиста и, возможно, высказать своё. Здесь мы приходим к ещё одной специфичной черте спортивных программ – их дидактичности, монополистском влиянии на общественное мнение и субъективности предлагаемых суждений.
Обобщая современный опыт спортивного вещания России, можно выделить ряд значимых параметров, характеризующих этот сегмент медиарынка:
Специфические особенности имеет и внутренняя структура программ, требующая анализа основных типологических характеристик.
1.5 Фактор интервью, как форматный признак спортивных программ.
Спорт, как феномен социокультурного развития современного общества и спортивная деятельность, как результат самого процесса приобретают всё более значимую роль. Особо влияние описываемой сферы заметно в том, что на нынешнем этапе его поддержке уделяется повышенное внимание со стороны властных структур. Это приводит, в свою очередь, к интересу медиасообщества. Начиная с 2010 года, когда экономическая ситуация в Европе ещё оставалась напряжённой, а Россия одерживала уверенные победы в борьбе за право принимать крупнейшие мировые соревнования, количество специализированного медиаконтента в федеральном эфире увеличилось примерно в два раза. Новая тенденция заставила некоторых владельцев скорректировать информационную политику каналов. О спорте стали упоминать чаще, контекст сообщений изменился: под влиянием ожиданий от статусных форумов (Олимпиада, Универсиада и чемпионаты мира) субъектное восприятие новостей усилилось, тематика стала шире, в предмете отображения теперь появлялись детали. Если представить изменения в виде многоуровневой схемы, то, основываясь на классификации О. В. Скачко18, характер субъектных изменений может быть представлен в качестве структуры с четырьмя элементами:
– на самый верхний, или мегауровень, отошли сведения о внешнеполитических отношениях в спортивном мире, взаимоотношениях политики и спорта, контроле финансовых потоков и т.п.;
– макроуровень, где интерес в основном вызывали взаимодействия между отдельными государствами, а также состояние спорта внутри России, теперь представляли вторую ступень;
– на мезоуровне, характеризующем связи и отношения группового характера, по-прежнему располагалась информация преимущественно из сферы игровых дисциплин, в частности – о соперничестве между различными клубами и их поклонниками;
– микроуровень, приобретший функции базового элемента, в то же время сохранил за собой специфику информации – сообщения об успехах отдельных личностей. С другой стороны, их теперь рассматривали как определённый маркер, характеризующий мезо- и макроуровни.
Изменения в подаче спортивной информации способствовали тому, что в отечественном медиапространстве сформировались определённые типы эфирного контента. Выделяя в них типологические характеристики, можно описать состояния спортивного вещания в России с помощью типологических моделей. Моделирование как способ упорядочивания эмпирических данных позволит выявить наиболее характерные для каналов особенности. В свою очередь, это даст возможность оценить состояние программ о спорте в нашей стране с точки зрения новых тенденций в уже существующих форматах, трансформации идей с течением времени и реализации творческой составляющей в условиях коммерциализации медиасферы.
Исследование отечественных средств массовой информации показало, что в российской журналистике сформировались устойчивые, с позиции набора типологических признаков, модели программ. Взяв за основу продолжительность выхода передачи как главный фактор отличия одного продукта от другого, все единицы эфирного контента следует воспринимать как относимые либо к рубричной группе моделей, либо к программной. Такая классификация обусловлена тем, что спортивные и около спортивные каналы в современной практике имеют чётко спланированный эфирный час, утверждённую концепцию развития, собственный формат, ориентированный на конкретный сегмент потребителей. Подразумевается, что все передачи выходят со строго определённой периодичностью.
В зависимости от информационных задач и особенностей канала рубричная структура передач трансформируется в один из двух типов.
Первый из них, который может быть озаглавлен нами как «новостной» отличает сухая фактологичность в подаче, ежедневный выход в эфир и место в информационном блоке, как правило, в начале тайм-слота, после основного выпуска. С перечислением типологических характеристик данный вариант модели может быть представлен как:
Единственный признак, который выходит за рамки модели и не имеет закономерности, это тип вещания. На некоторых каналах и в определённое время суток программы могут выходить как в записи, так и в прямом эфире. Поэтому стабильность описанной структуры может нарушаться.
Схожую по набору параметров, но качественно иную в плане тематической подачи, имеет второй тип модели, который может быть обозначен как «субъективно-авторский». Здесь главную роль играет уже не само сообщение или новость, а манера её донесения до аудитории. Информация проходит через личностный фильтр, и доводится до слушателей в том виде, в каком находит отражение у автора. Все их объединяют такие типологические черты, как:
В случае с субъективно-авторской моделью «выпадающим» признаком становится характер предоставляемой информации. Это объясняется тем, что в большинстве случаев при личностном факторе материал выполняет уже не информативную, а гносеологическую функцию. Либо же тогда, когда новость теряет свою актуальность, и интерес аудитории представляет не сам факт, а его комментарий.
1.4 Привлечение аудитории посредством участия «звезды».
Рейтинг – величина относительная, но, тем не менее, она отражает определённое отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности этого канала у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы. В свою очередь, пишет Л. Д. Болотова, погоня за популярностью «заставляет каналы формировать свои индивидуальность, стиль, эфирный имидж»16. Способы создания творческой индивидуальности разнообразны, но сводятся они в основном к двум компонентам: мастерству ведущих и оригинальности контента. Причём именно содержательная часть является определяющей: с её помощью привлекаются зрители, и ведётся борьба за рынок рекламы.
Одним из способов ведения конкуренции на внутреннем рынке следует признать включение в эфирную сетку программ о спорте. Их особенности определяются в зависимости от целей вещания, задач конкретного вида СМИ, внутренней политики редакции, а также характера производства программного продукта. Поэтому между всеми существующими единицами эфирного контента можно установить закономерность, которая бы давала чёткое понимание их отличия от программ другого типа. Отталкиваясь от главного компонента – целей вещания – разница должна заключаться в принципах подачи информации. Здесь, в первую очередь, следует исходить из того, что отличия будут обосновываться ориентацией на разную аудиторию, возможностью и необходимостью привлечения компетентных авторов-ведущих, практикуемых моделях обратной связи, наличием распространённой региональной сети, маркетинговой составляющей, а также объёмами специализированного вещания в целом. Любое событие, потенциально интересное для широкого круга лиц, может переходить из узкоспециализированной категории в общественно значимую. И спорт в этом плане исключением не является.
Олимпийские игры, крупные международные соревнования, где добивается успехов национальная сборная, отдельные достижения атлетов, коррупционные и допинговые скандалы приковывают внимание даже неподготовленных потребителей специальной информации. Из чего следует констатация: даже в минимальных долях тема спорта и околоспортивных событий всё равно присутствует практически в любом эфире. Это могут быть стандартные новостные выпуски, состоящие из пяти-шести сообщений. В зависимости от того, какой резонанс вызывает произошедшее в медиамире, оно может находиться на первой-второй позициях структуры блока, либо на четвёртой-пятой. Это даёт право утверждать: независимо от редакционной политики, спортивная жизнь общества в той или иной мере находит отражение в эфире, причём иногда отодвигая на второй план политику, экономику и социальную сферу.
Но если рассматривать каналы развлекательной направленности, то большую популярность на них имеют программы рекреативного характера. Как правило, они имеют игровую природу. Объяснить это можно тем, что современные отношения в социуме трансформировались в некую систему, которую С.Н. Ильченко называет «шоу-цивилизацией»17. Как показывает практика, элементы игры успешно используются и в подаче спортивной информации.
Свои закономерности развития имеют каналы информационного формата. Спорт здесь занимает прочную нишу в общем потоке информации. Программы с участием спортивных «звёзд» реже подвергаются сокращению эфирного времени, наоборот – за последние годы они почти все претерпели изменения в сторону увеличения. Авторскому фактору уделяется большее внимание, а на первый план выходит частота поддержания интереса у слушателей к тем или иным актуальным событиям в мире спорта и приглашение их к открытому диалогу.
Например, телеканал «Матч.ТВ» Футбол ориентируется на узкую аудиторию. Отсюда и специфика программного контента – упор на информативность, постоянные ссылки на источник, преобладание жанра комментария. При этом, специализированное вещание можно условно разделить на две категории: программы с участием спортивных «звёзд», выходящие по будням, и передачи выходного дня. Между ними есть некоторые принципиальные различия. В ежедневном вещании акцентируется внимание на содержательной составляющей. Здесь важно не столько кто именно говорит, а что говорится. Авторское вмешательство в фактологическое изложение сведено к минимуму. Роль ведущих заключается лишь в обозначении темы. Сама структура передач канонична для спортивной журналистики: они представляют собой 20-40-минутный дайджест из 6-7 развёрнутых новостей, каждую из которых сопровождает комментарий журналиста или компетентного лица (обычно для этого используется интервью с участником события). Какой-либо обратной связи формат не предусматривает.
На других дочерних каналах холдинга «Матч.ТВ», которые привязаны к одному определённому виду спорта, ситуация в целом схожая, но имеет ряд принципиальных отличий. В первую очередь, стоит исходить из того, что спорт здесь является имиджевой составляющей. Поэтому информационная функция программ – далеко не преобладающая. Ключевая особенность состоит в том, что ведущие обсуждают интересные преимущественно им события, вовлекая посредством различных средств коммуникации (интернет, социальные сети) слушателей в разговор. Такой формат удобен тем, что в контингенте спортивных болельщиков всегда будут те, кому интересна не сама информация, а её подтекст, возможность выслушать мнение авторитетного специалиста и, возможно, высказать своё. Здесь мы приходим к ещё одной специфичной черте спортивных программ – их дидактичности, монополистском влиянии на общественное мнение и субъективности предлагаемых суждений.
Обобщая современный опыт спортивного вещания России, можно выделить ряд значимых параметров, характеризующих этот сегмент медиарынка:
-
преимущество отдаётся разговорным форматам, независимо от типа канала и его реальной аудитории; -
привлечение экспертов и известных в данной области специалистов является неотъемлемой имиджевой составляющей того или иного ресурса; -
многие каналы находят возможность помещать в сетку вещания прямые трансляции или включения с мест спортивных событий. Как правило, «живые» комментарии предваряются специальным обзором и оканчиваются подробным разбором произошедшего. Такие формы работы также имеют право быть отнесёнными к определённому типу программ; -
производя спортивный контент, большинство СМИ отдаёт предпочтение футболу и хоккею. Остальные дисциплины попадают в поле зрения журналистов довольно редко; -
почти все программы с глубокой аналитикой выходят по вечерам в промежуток с пятницы до понедельника. Эту тенденцию можно объяснить именно спецификой проведения соревнований в отдельных видах спорта, где основные события приходятся как раз на выходные.
Специфические особенности имеет и внутренняя структура программ, требующая анализа основных типологических характеристик.
1.5 Фактор интервью, как форматный признак спортивных программ.
Спорт, как феномен социокультурного развития современного общества и спортивная деятельность, как результат самого процесса приобретают всё более значимую роль. Особо влияние описываемой сферы заметно в том, что на нынешнем этапе его поддержке уделяется повышенное внимание со стороны властных структур. Это приводит, в свою очередь, к интересу медиасообщества. Начиная с 2010 года, когда экономическая ситуация в Европе ещё оставалась напряжённой, а Россия одерживала уверенные победы в борьбе за право принимать крупнейшие мировые соревнования, количество специализированного медиаконтента в федеральном эфире увеличилось примерно в два раза. Новая тенденция заставила некоторых владельцев скорректировать информационную политику каналов. О спорте стали упоминать чаще, контекст сообщений изменился: под влиянием ожиданий от статусных форумов (Олимпиада, Универсиада и чемпионаты мира) субъектное восприятие новостей усилилось, тематика стала шире, в предмете отображения теперь появлялись детали. Если представить изменения в виде многоуровневой схемы, то, основываясь на классификации О. В. Скачко18, характер субъектных изменений может быть представлен в качестве структуры с четырьмя элементами:
– на самый верхний, или мегауровень, отошли сведения о внешнеполитических отношениях в спортивном мире, взаимоотношениях политики и спорта, контроле финансовых потоков и т.п.;
– макроуровень, где интерес в основном вызывали взаимодействия между отдельными государствами, а также состояние спорта внутри России, теперь представляли вторую ступень;
– на мезоуровне, характеризующем связи и отношения группового характера, по-прежнему располагалась информация преимущественно из сферы игровых дисциплин, в частности – о соперничестве между различными клубами и их поклонниками;
– микроуровень, приобретший функции базового элемента, в то же время сохранил за собой специфику информации – сообщения об успехах отдельных личностей. С другой стороны, их теперь рассматривали как определённый маркер, характеризующий мезо- и макроуровни.
Изменения в подаче спортивной информации способствовали тому, что в отечественном медиапространстве сформировались определённые типы эфирного контента. Выделяя в них типологические характеристики, можно описать состояния спортивного вещания в России с помощью типологических моделей. Моделирование как способ упорядочивания эмпирических данных позволит выявить наиболее характерные для каналов особенности. В свою очередь, это даст возможность оценить состояние программ о спорте в нашей стране с точки зрения новых тенденций в уже существующих форматах, трансформации идей с течением времени и реализации творческой составляющей в условиях коммерциализации медиасферы.
Исследование отечественных средств массовой информации показало, что в российской журналистике сформировались устойчивые, с позиции набора типологических признаков, модели программ. Взяв за основу продолжительность выхода передачи как главный фактор отличия одного продукта от другого, все единицы эфирного контента следует воспринимать как относимые либо к рубричной группе моделей, либо к программной. Такая классификация обусловлена тем, что спортивные и около спортивные каналы в современной практике имеют чётко спланированный эфирный час, утверждённую концепцию развития, собственный формат, ориентированный на конкретный сегмент потребителей. Подразумевается, что все передачи выходят со строго определённой периодичностью.
В зависимости от информационных задач и особенностей канала рубричная структура передач трансформируется в один из двух типов.
Первый из них, который может быть озаглавлен нами как «новостной» отличает сухая фактологичность в подаче, ежедневный выход в эфир и место в информационном блоке, как правило, в начале тайм-слота, после основного выпуска. С перечислением типологических характеристик данный вариант модели может быть представлен как:
-
информационная; -
монологическая; -
периодическая; -
программа-рубрика; -
однонаправленная.
Единственный признак, который выходит за рамки модели и не имеет закономерности, это тип вещания. На некоторых каналах и в определённое время суток программы могут выходить как в записи, так и в прямом эфире. Поэтому стабильность описанной структуры может нарушаться.
Схожую по набору параметров, но качественно иную в плане тематической подачи, имеет второй тип модели, который может быть обозначен как «субъективно-авторский». Здесь главную роль играет уже не само сообщение или новость, а манера её донесения до аудитории. Информация проходит через личностный фильтр, и доводится до слушателей в том виде, в каком находит отражение у автора. Все их объединяют такие типологические черты, как:
-
авторские; -
монологические; -
периодические; -
программы-рубрики; -
однонаправленные; -
транслируемые в записи.
В случае с субъективно-авторской моделью «выпадающим» признаком становится характер предоставляемой информации. Это объясняется тем, что в большинстве случаев при личностном факторе материал выполняет уже не информативную, а гносеологическую функцию. Либо же тогда, когда новость теряет свою актуальность, и интерес аудитории представляет не сам факт, а его комментарий.