Файл: Понятие политической партии и подходы к её определению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень обязанностей, содержащихся в положениях статьи 27 Федерального закона “О политических партиях”, не охватывает всего комплекса правовых обязанностей, сопряжённых со статусом политической партии и включённых в содержание правоотношений, в которых последние выступают в качестве субъектов. Нередко такая обязанность предметно не прописана, но, тем не менее, как бы подразумевается, сопровождая то или субъективное право, закреплённое за партией (например, право учреждать средства массовой информации одновременно означает возложение на партию обязанностей учредителей). Хотя Федеральный закон «О политических партиях» не требует буквально участия партий в выборах, фактически такая обязанность имеет место, так как в случае неучастия партии в выборах в течение более пяти лет закон предусматривает применение правовой санкции в виде её ликвидации. Так, права и обязанности политических партий тесно переплетаются между собой в процессе их реализации.
В Российской Федерации законодательство о политических партиях образуют нормативные правовые акты, предметом регулирования которых выступают общественные отношения, связанные с созданием и деятельностью политических партий, их участием в выборах и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Указанные акты различаются по своей юридической силе, источнику принятия, масштабу действия юридических норм и образуют иерархически выстроенную систему.
В системе нормативных актов, определяющих правовой статус политической партии, её права и обязанности, основания и порядок участия в выборах, референдуме, отзыве избранных депутатов и выборных должностных лиц, следует выделить:
а) Конституцию Российской Федерации;
б) международные договоры Российской Федерации;
в) федеральные нормативные правовые акты;
г) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
д) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, а также решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан.
2. Избирательные комиссии и политические партии
2.1. Избирательные комиссии и их роль в обеспечении участия партий в выборах.
Участвуя в выборах посредством выдвижения и поддержки кандидатов и списков кандидатов, политические партии и их структурные подразделения вступают в правоотношения не только со своими партиями – конкурентами, но и с избирательными органами, формируемыми в порядке и сроки, установленные законом, организующим и обеспечивающими подготовку и проведение выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан.
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) комиссии; участковые комиссии.
Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной власти: в традиционной триаде законодательной, исполнителей и судебной власти ей не нашлось места. Однако по своему статусу ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а избирательные комиссии муниципальных образований – муниципальными органами. Избирательные комиссии в осуществлении своих полномочий независимы от органов государственной власти и местного самоуправления, что находит отражение в законодательном установлении круга их прав, порядка формирования, обязательности принимаемых ими решений для федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений и органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, должностных лиц, избирателей.
В настоящее время сложилась система работы избирательных комиссий с политическими партиями в период подготовки и проведения выборов, а также в период между выборами.
Правовой основой взаимодействия избирательных комиссий и политических партий в период избирательных кампаний являются, прежде всего, избирательные процедуры, участниками которых с одной стороны, выступают избирательные объединения и избирательные комиссии, а с другой – политические партии.
Взаимоотношения избирательных комиссий с политическими партиями осуществляется постоянно. Оно не завершается, и по окончании избирательных кампаний только меняются его формы.
Так, в период между выборами избирательные комиссии ведут учет и анализ информации о политических партиях – участниках избирательного процесса; взаимодействуют с членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса; с депутатскими фракциями политических партий; готовят предложения по совершенствованию избирательного законодательства, оказывают консультационно-методическую помощь политическим партиям по вопросам изучения и применения избирательного законодательства.
С 2005 года в ведение избирательных комиссий также передана функция контроля за финансированием политических партий. Политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии – в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала. Политическая партия обязана ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводный Финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году.
2.2. Участие политических партий в формировании и деятельности избирательных комиссий.
Порядок формирования избирательных комиссий устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, а избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий – также законодательством субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом формы участия политических партий в процессе формирования избирательных комиссий имеют различный характер.
Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Однако на практике возможно и наличие в составе ЦИК России двух и более представителей одной партии по квоте Государственной Думы – в случае, если их кандидатура вносилась не от имени фракции, а от имени депутата или группы депутатов – однопартийцев. Ещё пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются президентом Российской Федерации.
3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) политической партией
Решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решение о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. В зависимости от того, выдвинут ли кандидат (список кандидатов) партией или его структурным подразделением, его принадлежность по-разному определяется в избирательных документах: от уведомления до избирательного бюллетеня.
Условием выдвижения в качестве кандидата от политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения является наличие у гражданина пассивного избирательного права. Соответственно исключается возможность выдвижения лиц, являющихся иностранными гражданами, либо находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, призванных в установленном порядке недееспособными либо лиц, не соответствующих возрастному избирательному цензу. Однако избирательное законодательство не связывает возможность выдвижения от политической партии с членством либо принадлежностью к политической партии, равно как и выдвижение кандидата, её региональным отделением либо иным структурным подразделением никак не связано с нахождением кандидата на учёте в соответствующей региональной, местной либо первичной парторганизации. Подобный механизм открывает широкие возможности для «призвания варягов», чем на практике пользовались, и пользуется абсолютное большинство избирательных объединений. Зачастую выдвижение кандидатов по списку политической партии либо по мажоритарному округу является своего рода скрытой формой компенсации за оказание партии финансовой или иной поддержки. Подчас процент сторонних кандидатов составлял 20, 30 и даже 40 от общего числа кандидатов в списке. Соответственно рядовые члены и низовой актив политических партий в таких условиях лишались не только перспективы к продвижению в органы государственной власти, но и стимулов к активному участию в избирательной кампании.
На 8 августа 2013 года в России зарегистрировано 73 политические партии и действуют 86 оргкомитетов.
В современной России многопартийность – явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности – представлять и защищать интересы граждан.
В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.
Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.
Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.
В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти.
4. Региональные отделения политических партий как субъект избирательного процесса.
У нас в республике почти все политические партии имеют зарегистрированные региональные отделения. Освещая деятельность региональных отделений по участию в выборах в законодательные органы, прежде всего надо исходить из их специфического правового положения, учитывая ограниченную их правоспособность, так как самостоятельным юридическим лицом в полном объеме является сама политическая партия. Региональное отделение руководствуется уставом и программой партии, какой-либо учредительный документ они не вправе принимать.