Файл: Курсовая работа на тему Верования народов древнего Китая.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом необходимо отметить, что коллективные захоронения отсутствовали, коллективными могли быть только сопогребения и жертвоприношения. Стоит разграничить понятия жертвоприношение и сопогребение. Жертвоприношение предназначалось божествам, а в Шан-Инь были распространены именно сопогребения. Человека или животное специально убивали, чтобы проводить хоронимого в иной мир. Чаще всего таким животным была собака, провожающая человека в потусторонний мир. Специально для неё делали яму под погребённым9.
В могилах шанской знати были найдены различные типы бронзовых сосудов, при этом к ритуальной сфере в основном можно отнести кубки10. Их количество в захоронениях напрямую связано с числом бронзовых сосудов других типов, а также с размером погребения, и свидетельствует о статусе покойного и его месте в иерархической структуре шанского общества. В районе погребений правителей Шан, расположенном в северо-западной части памятника Иньсюй, были найдены следы погребальной церемонии. В восточной части этого района обнаружены многочисленные ямы со следами жертвоприношений, их общее количество превышает 2500. Каждая группа ям соответствовала определенному типу ритуальной деятельности. В большинстве своем они заполнены человеческими костями, лишь некоторые были предназначены для захоронения животных и ритуальной утвари. В каждой группе ям найдены останки от нескольких десятков до нескольких сотен людей. Очевидно, эти ямы были вырыты во время проведения церемоний погребения и жертвоприношений покойному вану. Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что шанские ваны и представители родовой знати совершали жертвоприношения предкам не только в храмовых комплексах, но и в районах, где были расположены усыпальницы правителей.
Кроме этого, существовали и определенные магические ритуалы, связанные со строительством дворцовых и храмовых сооружений, которые, исходя из данных археологических экспедиций, предполагали жертвоприношение взрослых и детей прямо под фундаментами сооружений дворцового и храмового характера и под отдельными элементами их конструкции или рядом с ними. Другими важными ритуальными объектами были алтари для жертвоприношений духам Земли. Эти алтари являлись символом государства. Об этом также свидетельствуют эпиграфические записи на гадательных костях. Сохранилось множество упоминаний о принесении жертв и совершении обрядов на алтарях. Это говорит о том, что при Шан жертвоприношения на алтарях получили широкое распространение.
Общая черта церемониальной практики шанского времени состоит в регулярном умерщвлении большого числа людей. Это явление является уникальным для эпохи Шан, его аналоги не известны нигде за пределами шанского политического центра11.
Таким образом, в эпоху Шан-Инь верования, религиозные представления и обряды значительно усложняются в сравнении с неолитическими культурами. Появляются жертвоприношения, специальные места для них. Виды погребений в шанскую эпоху окончательно стратифицируются. Теперь похоронный инвентарь зависел строго от социального положения человека.
§ 2. Духовные практики и культы эпохи Чжоу
Говоря о завоевании чжоусцами Шан-Инь, необходимо отметить, что чжоусцы, покорив Шан-Инь, целиком приняли важнейшие принципы духовной культуры, мироустройства и мировоззрения, потому что какая-либо альтернатива у них отсутствовала. Однако завоеватели должны были получить санкцию свыше для легитимизации своей власти. Таким образом, была выдвинута следующая теория: Некогда Небо дало приказ (мандат) управлять Поднебесной династии Ся, но ее правители оказались не на высоте, и Небо изменило свое решение, дав мандат шанскому Чэн Тану. Затем не на высоте оказался Чжоу Синь, и Небо снова изменило свое решение, вручив мандат чжоуским правителям. Отсюда явствует, что чжоуские ваны управляют Поднебесной не по праву голой силы и успешного завоевания. Напротив, они успешно воюют и одолевают противника именно потому, что за ними — Великое Небо. Сакрально-политическая теория подобного рода была жизненно важна для чжоусцев. Она давала чжоусцам право на власть в Поднебесной, легитимировав его в терминах и понятиях привычной для всего региона шанской политической культуры. Первым следствием перемещения установления культа Неба стала независимость чжоуского вана и всей династии от шанских предков. Вместо родственно-генетической связи с небожителями по шанскому стандарту стала оформляться адаптивная связь между Небом и правителем, в данном случае чжоуским. Небо как высший символ всего божественного заняло позиции обожествленных родовых предков и, как следствие, начало выступать в функции великого Отца живущего на земле правителя, а правитель соответственно стал Сыном Неба12.
В чжоускую эпоху религиозные представления хуася продолжают расширяться, сфера охвата жертвоприношений значительно расширилась, однако наиболее важным отличием религиозных представлений этой эпохи от верований эпохи Шан–Инь стало представление о Небе как о верховном божестве. Небо играло решающую роль в самых разных сферах – оно определяло смену правящих династий и одновременно продолжительность и благополучие жизни человека – поэтому оно пользовалось особым почитанием со стороны людей. Однако приносить жертвы Небу имел право только Сын Неба, то есть ван. Таким образом, жертвоприношение Небу стало символом получения правителем Небесного повеления (мандата Неба), который будет существовать вплоть до падения династии Цин в 20 веке нашей эры.
Культ предков также получает ещё большее влияние в обществе. В эпоху Чжоу культ предков и связанные с ним ритуалы также играли крайне важную роль. Жертвоприношения предкам должны были совершать люди всех слоев общества, от Сына Неба до простолюдинов, хотя масштабы и содержание церемоний значительно различались.
Основные религиозные церемонии, связанные с культом предков, проходили в храмах цзунмяо. Жертвы приносились на различных алтарях и жертвенниках. Главным алтарем Чжоу и отдельных владений был алтарь Земли и Злаков, а важнейшую часть церемониальной утвари представляли различные сосуды из бронзы. Жертвенное зерно и мясо варили в сосудах дин – круглых триподах или квадратных тетраподах с двумя ручками, после чего перекладывали в круглый сосуд гуй на невысоком поддоне, часто с двумя ручками. Сосуды использовались во время жертвоприношений в храмах предков и на отдельных алтарях, а также в качестве сопроводительного инвентаря при погребальном обряде. В эпоху Западной Чжоу он претерпевал изменения, которые выражались в изменении числа и набора сосудов в погребениях. Некоторые сосуды известны в комплектах из нескольких штук, но с одной и той же по содержанию надписью. Такие комплекты называют «ритуальными наборами», и каждый из них предназначался для определенных церемоний.
С другой стороны, все культы предков, церемонии жертвоприношений и тому подобное не были прерогативой обычного человека. Нет никаких сведений, что среди них был распространён культ предков. Вполне вероятно, что он вовсе отсутствовал. В лучшем случае культ предков мог проявляться в торжественных жертвоприношениях предкам. Также храмы и алтари предков не предназначались для всех и вся, они являлись привилегией знати.
Подводя итоги, можно сказать, что по большей мере чжоуские верования и культы остались прежними. Чжоусцы переняли имевшийся в Шан-Инь культ предков. Однако, в отличие от Шан-Инь культ предков у чжоусцев не являлся таким же ярким, каким он был у шанцев. С другой стороны, значительно усилился культ предков правящей династии. Главным отличием и новшеством чжоуской эпохи в сравнении с шанской является появление мандата Неба, который придаёт легитимность правителю и правящей династии и, лишившись которого, династия лишается законного права на нахождение у власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были определены основные виды верований в Древнем Китае. На первоначальном этапе, в эпоху неолита для населения Древнего Китая характерны три религиозных феномена: культ предков, культ плодородия и культ животных. Самыми ранними верованиями китайцев можно считать анимизм и тотемизм, которые в той или иной степени присущи всем первобытным неолитическим обществам. Нередки изображения животных на керамических изделиях, на некоторых из которых даже можно обнаружить существо-помесь человека и животного. Первыми объектами поклонения среди животных у древнего населения Китая были свиньи и собаки, потому что именно эти животные были одомашнены в первую очередь. Их останки обнаруживаются во многочисленных захоронениях. Собака охраняет своего хозяина в загробном мире.
Узоры на керамических изделиях указывают на анимистическое мировоззрение: кружки, линии, волны, рожки – всё это символы природы и объекты поклонения.
Культ плодородия был широко распространён, что неудивительно, потому что существование такого культа характерно для любого земледельческого неолитического общества. На территории Древнего Китая были обнаружены как женские статуэтки, символизирующие женское плодородие и, соответственно, женское начало, а также изображения на керамике. Но, кроме этого, были обнаружены фаллические изделия, что может говорить о том, что на территории Китая в некоторых обществах почиталось мужское начало и культ мужского плодородия.
Важнейшую функцию культового предмета играл нефрит. Он обычно использовался в погребениях и от его количества в погребении можно понять социальный статус усопшего.
Особняком стоит культ предков, впервые появившийся ещё в неолите, но расцвет культа предков пришёлся уже на эпоху бронзы. Став важнейшим культом ещё при династии Шан-Инь, он станет фактически государственной религией в чжоускую эпоху. Обязательным атрибутом культа предков стали жертвоприношения богам, причём нередко практиковались человеческие жертвоприношения.
Династия Чжоу установит культ Неба, который играл огромную роль на протяжении очень долгого времени истории Китая. Именно он, начиная с Чжоу, легитимизировал правящую династию.
В целом, и в бассейне Хуанхэ, и в бассейне Янцзы местные народы имели схожие верования. В неолите, до появления государства, преобладали анимистические представления, выраженные прежде всего орнаментами на сосудах. Культ предков, широко представленный в северных районах и выражавшийся прежде всего разнообразным и богатым погребальным инвентарём, по-видимому, не был распространён на юге.
В период образования государств как на севере, так и на юге существовала определённая социальная стратификация, которая также выражалась характером погребального инвентаря. Правители этих государств обожествлялись, их могилы чрезвычайно богаты. Появляются специальные сооружения для совершения религиозных обрядов, в частности жертвоприношения, которые станут особенно распространены на севере. Кроме этого, в духовной жизни севера большую роль играли гадания. На юге(культура Лянчжу), судя по захоронениям, главным культом был культ предков, а кроме этого, видимо, существовали представления о загробной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Археология зарубежной Азии. М.: Высшая школа, 1986. 360 с.
2. Бокщанин A.A., Непомнин O.E., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Восточная литература, 2010. 599 с.
3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. 488 с.
4. Васильев Л.С Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. До н.э.). М.: Восточная литература РАН, 1995. 379 с.
5. История китайской цивилизации: в 4 т. Том 1: С древнейших времён до 221 г. до н.э. М.: Международная издательская компания «Шанс», 2020. 671 с.
6. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. Том 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в до н.э. М.: Наука – Восточная литература, 2016. 974 с.
7. Кей Джон. Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. 736 с.
8. Кудинова М.А. Домашняя собака в неолитических культурах Китая // Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории: К 70-летию акад. В. И. Молодина. 2018. С. 96-114.
9. Синология.Ру. Верования и культы эпохи неолита в Китае. URL: www.synologia.ru/a/Верования_и_культы_эпохи_неолита (28.05.2023).
1 Синология.Ру. Верования и культы эпохи неолита в Китае. URL: www.synologia.ru/a/Верования_и_культы_эпохи_неолита (28.05.2023)
2 Кей Джон. Китай: от Конфуция до Мао Цзэдуна. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022. С. 53
3 Археология зарубежной Азии. М.: Высшая школа, 1986. С. 309.
4 Бокщанин A.A., Непомнин O.E., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время. М.: Восточная литература, 2010. С.27.
5 История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. Том 1. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в до н.э. М.: Наука – Восточная литература, 2016. С. 345.
6 Там же. С.388.
7 Там же. С.607.
8 Ван – титул правителя в древнем Китае.
9 Кудинова М.А. Домашняя собака в неолитических культурах Китая // Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории: К 70-летию акад. В. И. Молодина. 2018. С. 99
10 История китайской цивилизации: в 4 т. Том 1: С древнейших времён до 221 г. до н.э. М.: Международная издательская компания «Шанс», 2020. С. 229.
11 . Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература РАН, 2001. С. 113
12 Васильев Л.С Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. До н.э.). М.: Восточная литература РАН, 1995. С. 232-233.