Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· Эмоционально-лабильный тип. Суицидальные действия совершаются в период острых аффективных реакций интрапунитивного типа. Суицидальное поведение аффективно, принятие решения и его исполнение осуществляется быстро, как правило в тот же день.
· Эпилептоидный тип. Суицидальные действия совершаются в период аффективных реакций, которые чаще бывают экстрапунитивными (агрессивными), но могут трансформироваться в демонстративное суицидальное поведение.
· Истероидный тип. Для них характерны демонстративные и демонстративно-шантажные суицидальные попытки [64].
У суицидальных подростков, как правило, имеется отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида обычно незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. [22]
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желаемого длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков [13].
«Сексуальные» проблемы обычно бывают дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства собственного достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность, встречающаяся у подростков из разбитых семей или у эмоционально-лабильных подростков, которые в родительской семье ощущали эмоциональное отвержение [32]. По мнению Л.Я. Жезловой, «семейные» проблемы более значимы в препубертатном, а «сексуальные» и «любовные» - в пубертатном возрасте [18].
Наиболее частыми способами, к которым прибегают подростки как при истинных, так и при демонстративных попытках, раньше считались отравление у девочек и повешение у мальчиков [68]. Последние зарубежные данные указывают на то, что как у девочек, так и у мальчиков более 90 % попыток совершается путем отравления [69].
· Суицид подростков имеет следующие характерные черты:
· суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
· суицидальное поведение демонстративно; в нем есть признаки «игры на публику»;
· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет, продуманности, взвешенности, точного просчета;
· средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.) [13].
Учитывая актуальность профилактики суицида у взрослых и детей, многие авторы задаются вопросом; нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
.Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, потеря работы, общественное отвержение, тяжелое заболевание, крушение жизненных планов, утрата идеалов или веры.
. Снижение личностных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, хронические стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности [30].
В детской психиатрии выделяют специфические синдромы поведения детей указывающие на готовность к суициду:
) тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлениями суеты, спешки;
) затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
) напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
) депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
) выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
) тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
) употребление алкоголя, токсикомания, наркомания [13].
Внешние обстоятельства суицидального подростка таковы:
. неблагополучная семья подростка: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
. беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого, уважаемого взрослого, который бы занимался подростком;
. неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, требовательность и жестокость без ласки, критичность к любым проявлениям подростка;
. отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
. серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с ровесниками и взрослыми [33].
Таким образом, суицидальное поведение подростков - увеличительное зеркало, в котором наиболее отчетливо проявляются основные трудности и проблемы детей. Многие факторы, приводящие к суициду, но действующие более мягко, лежат в основании и прочих форм аутодеструктивного поведения: наркомания, алкоголизация, токсикомания детей. Не будет преувеличением сказать, что причины аутодеструктивного проведения сходны для всех его форм. Вопрос лишь в интенсивности действия этих причин. Можно сказать, что аутодеструктивное поведение питается из двух источников: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для преодоления этих обстоятельств [48].
1.4 Профилактика суицидального поведения
Современный подход к работе по профилактике суицида среди подростков характеризуется усилением традиционных психологических, педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.
Профилактику психических заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство? Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
много шутит на тему самоубийства;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
. Поведенческие признаки. Подросток может:
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
в еде - есть слишком мало или слишком много;
во сне - спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде - стать неряшливым;
в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;