Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования новосибирский государственный педагогический университет.rtf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
предпринимал раньше попытки суицида;
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Вывод
Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
Суицидальный феномен имеет многомерный комплексный характер, одним из наиболее продуктивных направлений социологии суицида выступает социокультурное измерение феномена, объединяющее данные социокультурной антропологии, социологии девиантного поведения и социальной психологии. Российская социологическая традиция относит суицид к девиантному поведению, вместе с тем необходимо учитывать социальную сконструированность культурных норм, поскольку решающее значение в отклонении принадлежит не отклонению, а отношению к нему. Социокультурный анализ суицида включает изучение аттитюдов к самоубийству, суицидального подражания, репрезентаций суицида в различных формах культурной и социальной жизни, типичных суицидальных контекстов, культурных соглашений о самоубийстве, мотивационных схем суицида, литературных стереотипов, мифов и домыслов, о самоуничтожении. Культурные образцы имеют разрешающее и провоцирующее действие, укрепляя кризисных индивидов в принимаемом решении.
Заставляет задуматься значительный разрыв между социальными представлениями о суициде и экспертным знанием. Информация о закономерностях и механизмах суицидального поведения, а также других кризисных состояний должна стать достоянием общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов. В образовательной и превентивной деятельности акцент необходимо поставить на разнообразии способов выхода из кризисных ситуаций. Непонимание сущности проблемы, может привести к диффузному, размытому самосознанию и растерянности, возникающим в подобных случаях, и при условии некритичной интериоризацией суицидальных стереотипов реальным становится суицидальный выход. Профилактические программы должны иметь комплексный всесторонний характер, быть ориентированными на молодое поколение, акцентировать анти суицидальные внутри личностные и средовые факторы.
Таким образом, все эти факты доказывают необходимость дальнейшего исследования и анализа суицидальной проблемы в рамках причин суицида с позиций , способного переоценить существующие данные и акцентировать неявные культурные феномены, воздействующие на уровень суицидальной патологии.
Глава 2. Методы экспериментального исследования
.1 Методики исследования
1. Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова).
. Методика «Самооценка личности старшеклассника» - опросник, предназначенный для исследования уровня самооценки подростка как интропсихического компонента суицидального риска.
Подробно методы описаны в приложении А.
2.2 Статистические методы обработки
· U-критерий Манна-Уитни (сравнение независимых переменных) - непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по признаку, измеренному в количественной или порядковой шкале;
· Т-критерий Вилкоксона (сравнение зависимых переменных) - данный критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
2.3 Организация эксперимента. Описание практической базы исследования
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы был проведен опрос для исследования у подростков наклонности к суидальному поведению 7-8-х классов
В эксперименте принимали участие две группы подростков - 10 человек в контрольной и 10 человек в экспериментальной группе, с которыми непосредственно проводились коррекционно - развивающие занятия. Обе группы участвовали в первичной и вторичной диагностике. Всего было обследовано для эксперимента 20 человек. Средний возраст 14-15 лет.
Эксперимент проводился в три этапа:этап. Констатирующий эксперимент. На начальном этапе констатирующего эксперимента подростки были разделены на две равных по количеству группы - экспериментальная и контрольная. После чего на этом этапе проводилась диагностика уровня самооценки и уровня суицидального риска у подростков, при помощи специально подобранных методик.
II этап. Формирующий эксперимент. На данном этапе с подростками, вошедшими в экспериментальную группу, проводились профилактические и коррекционные психологические занятия. В то время как с учащимися, вошедшими в контрольную группу, такой работы не проводилось.
III этап. Контрольный эксперимент. На этом этапе эксперимента проводилась вторичная диагностика уровня самооценки у подростков и риск суицидального поведения, входящими в экспериментальную и контрольную группу, с применением тех же методов исследования, соблюдением тех же условий и процедур тестирования, что и при первичном обследовании.
Глава III. Экспериментальное исследование
3.1 Констатирующий этап эксперимента. Результаты первичной диагностики
На данном этапе эксперимента проводилось исследование уровня самооценки как из одного критериев риска к суицидальному поведению. Где подростки с суицидальным риском были в экспериментальной группе а в контрольной подростки без суицидальных наклонностей т.е с нормальным развитием в поведении.
1.Анализ результатов первичной диагностики уровня самооценки у подростков с суицидальными наклонностями по методике «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова)»
Результаты первичной диагностики уровня суицидального риска у экспериментальной группе и в контрольной группе приведённые ниже в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты показателей уровня суицидального риска у подростков с суицидальными наклонностями в экспериментальной группе, и уровень суицидального риска у подростков в норме в контрольной группе («Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков»(А.Н. Волкова)