Файл: Девушка 14ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)Какие способы поддержания внимания учащихся на уроке могут быть использованы учителем? В течение урока хорошим способом поддержания внимания детей может быть: переключение внимания с одного вида деятельности на другой вид; рассказ интересной истории по теме урока; использование непроизвольного внимания детей определенными действиями педагога, обращение к учащимся с вопросами для дискуссии, обсуждения темы урока.
Ситуация 9.

Классный руководитель жалуется на двигательную расторможенность мальчика на уроках. Ученик учится удовлетворительно, добрый, вежливый мальчик, но на уроках расторможен, постоянно что-то теребит в руках, часто отвлекается, не следит за происходящим на уроке.

Вопросы:

1)Каковы могут быть причины двигательной расторможенности ученика? Ученик обладает рассеянным вниманием. Уровень развития произвольного внимания мальчика является очень низким. Это и является причиной такого уровня его учебной деятельности. Возможно, для мальчика характерно проявление синдрома, который называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

  • 2)Какие психодиагностические методы могут быть использованы психологом в данном случае, и какие рекомендации должны быть даны родителям и учителям? Рекомендации: Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения. Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Необходимо придерживаться "позитивной модели" воспитания. При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.


Рекомендации родителям:

•  В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

•  Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

•  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

•  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

•  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

•  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

•  Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

•  Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

•  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

•  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

•  Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

•  Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

3)Каковы направления работы психолога в данном случае? Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы «Психогигиена детей и подростков». В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. В работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.


Ситуация 10.

Запрос учителя: «Как помочь ребенку не переживать так сильно из-за отметок». Ученица – отличница, добрая, умная, доброжелательная, ответственная, обаятельная девочка. Пользуется авторитетом у одноклассников. Живет в благополучной семье. Девочка не вызывала бы беспокойства, но получая четверки, она начинает плакать, очень сильно переживает, обижается, что очень заботит учителей. Вопросы:

1)Каковы могут быть причины такой реакции девочки на оценки? Возможно, в семье девочки, отношение к отметкам довольно серьезное, а родители относятся с высоким уровнем педантичности к проверке знаний девочки. Возможно, они с лишком требовательны к обязанностям дочки. Возможно, отметка является для девочки способом удержания авторитета у своих сверстников.

2)Какие меры должны быть предприняты психологом? Какие рекомендации должен дать психолог учителям и родителям девочки?Необходимо, в первую очередь, провести беседу как с самой девочкой, так и с ее родителями для выяснения настоящих причин такого отношения учащейся к отметкам.

3)Раскройте психологические аспекты школьной оценки и отметки.Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком. Отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах. В школьной практике процесс оценивания обычно выступает в форме развернутого суждения, в котором учитель обосновывает отметку, или в свернутой форме, как прямое выставление отметки.

Ситуация 11.

В беседе с учительницей одиннадцатиклассник признался: «Понимаю, что химия – важная наука, потому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы наизусть учи, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, учу, учу, а результата положительного все равно нет». Вопросы:

1)Какие действия педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

На наш взгляд учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед, пусть даже учащийся это делает без желания. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решение сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности. Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания. Так, например, при коррекции отношения к предмету химии можно предложить мальчику составить схематические конспекты по нескольким темам. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать конспекты соответствующего вида. Получится методическое пособие, которым смогут воспользоваться и другие ребята. Учитель оказывает необходимую помощь. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету появится.


2)Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?Терпеливость, усидчивость, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, старательность.

3)Охарактеризуйте понимание характера в современной психологии. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
Ситуация 12.

Психолог спросил у первоклассника про его соседа по парте: «Кажется Леня хороший мальчик?» «Да–а… хороший! – иронично ответил мальчик. – Только двойки получает!»

Когда первоклассницу психолог спросил, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» - «Ну а в классе есть хорошие девочки, которых ты любишь?» - «Как же,- ответила она, - у нас есть отличницы!» Вопросы:

1)Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах?

В данном классе учитель навязывает детям точку зрения о том, что «если ты плохо учишься, то с тобой дружить никто не будет». Первоклассники прислушиваются к педагогу, так как для них он является авторитетом. Негативное отношения преподавателя к детям, получившим низкую отметку, порождает такое же отношение к этим учащимся и их сверстников. Учитель в данном случае способствует усилению изоляции детей, получающих низкие отметки, в классе.

2)Что влияет на формирование классного коллектива в младшем школьном возрасте?

Младший школьник – это человек активно овладевающий навыками общения. Учителю необходимо знать, что в формировании межличностных отношений у младших школьников решающая роль принадлежит именно ему. В начале школьного обучения, пока еще у ребят не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

3)Какие особенности психики младших школьников должен учитывать педагог в своей профессиональной деятельности? Первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и др. В данном случае необходимо вовлекать «изолированного» ученика в интересную деятельность, помогать в достижении успеха.

Ситуация 13.

Учителя обратились к психологу с запросом по поводу поведения пятиклассницы: «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие».

У девочки в начальной школе трудностей с учебой и поведением не было, она была лидером в классе. С переходом в 5 гимназический класс учится преимущественно на «4» и «5», всегда готова к уроку, но в классе у нее нет подруг. В последнее время дважды жестоко избила одноклассников по пустяковым поводам (сосед не дал линейку и кто-то попал в нее снежком).

Вопросы:

1)Что может быть причиной агрессивного поведения девочки?

Ответ: необходимо провести диагностическое обследование, включающее в себе использование методик, таких как: тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест «Руки» Венгера,ДДЧ Бука, Кауфман; Кинематический рисунок семьи Бернса, опросник Баса-Дарки, карта наблюдений Скотта. В данном случае агрессия может проявляться как реакция на фрустрацию. Девочка находится в стадии подростничества, в критическом положении. Для подростков наиболее важной средой общения являются сверстники. Как написано выше, Лена не общается с ними, что способствует возникновению у нее эмоционально-негативного состояния с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Эта девочка склонна к проявлению физической агрессии. Здесь необходимо обучение девочки формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки. Возможно, такое поведение девочки связано с эмоционально-личностным отношением. Здесь целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающее дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

2)Какие рекомендации могут быть даны учителям и родителям школьницы?

Ответ: родителям необходимо обсуждать с девочкой все спорные и конфликтные ситуации в семье; стремится к выработке стиля эффективного взаимодействия с ребенком; научиться понимать и уважать потребности ребенка.

Учителям: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающее дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.