Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 506
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мире происходят процессы глобализации, интеграции в мировую экономику, кооперации производств. Назревают проблемы экологического характера, ограниченности природных ресурсов. То есть, перед экономикой встают традиционные актуальные вопросы, а также возникают принципиально новые проблемы, которые требуют изучения и поиска оптимального решения.
Цикличность экономического развития доказала, что вмешательство государства или международных организаций в естественный ход экономики необходимо. Изучение экономики, поиск новых инструментов исследования, применение высоких технологий для обработки
данных открывает перед учеными совершенно другие возможности исследования текущих событий, а также прогнозирования будущих экономических достижений. Накопленный хозяйственный опыт помогает предсказывать дальнейшее развитие событий, а также внедрять проверенные способы экономической деятельности в повседневную жизнь.
13.Демография и экономика
В сложившейся ситуации демографический фактор, включая численность, качество и особенности структур населения, являет-ся критическим условием экономического развития России, что и обусловливает высокую актуальность экономико-демографичес-кого анализа. К сожалению, существующие отечественные разра-ботки, в основном нормативного характера, оказались малопри-менимыми для фактического анализа, а современные методы, раз-работанные и опробованные зарубежными авторами, в силу целого комплекса причин, в том числе институциональных и информа-ционных, до настоящего времени оставались практически неизве-стны отечественным специалистам. Важно отметить, что уже пер-вые попытки использования зарубежных методик подтвердили их применимость для анализа на основе российских данных и соот-ветствие экономико-демографического развития России особенностям экономически развитых стран
Население и экономика -- две ключевые составляющие чело-веческого общества, само существование которых является взаи-мообусловленным. С одной стороны, производство необходимых средств к жизни выделило население из остального мира, с другой стороны, население служит основой и целью производства, вы-ступая как производитель и потребитель товаров и услуг. В свя-зи с этим совершенно закономерным представляется изучение взаимосвязи воспроизводства населения и экономических про-цессов, находящееся на стыке демографических и экономиче-ских наук.
14. Неравномерность регионального экономического развития. Проблема преодоления
Разделение макроэкономики на секторы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только анализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой.
Однако в мире в целом около 200 стран, все они различаются по уровню экономического развития. Знание их классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития. Принятое в международной экономике определение страны отличается от определения, принятого в международном праве, и обыденного.
Под неравномерностью экономического развития понимается
дифференциация в уровнях развития отдельных отраслей, стран и регионов в различные периоды.
Неравномерность экономического развития оценивают путем сопоставления стран по следующим основным показателям: главные макроэкономические показатели национальной экономики (ВВП, в целом и на душу населения), производительность труда, развитие отраслей, роль в мировой торговле, инвестиционная ситуация, уровень развития НТП, уровень жизни населения, конкурентоспособность национальной экономики.
Мировые центры развития характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В этих странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15% населения мира.
Среди группы развитых стран, в качестве мировых центров развития выделяют страны «Большой семерки», это США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Канада с огромным объемом ВВП.
Беднейшими структурами в мировой экономике обычно называют государства Центральной и Восточной Европы и некоторые страны бывшего СССР, а также Монголию, переходящие от централизованно планируемой к рыночной экономике.
Именно в развивающихся странах наиболее острые формы принимают так называемые глобальные проблемы человечества - демографическая, продовольственная и др.
15. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука в контексте экономического знания. Русская философия экономики. «Философия хозяйства» С.Н. Булгаков. «Православная экономика» в истории русской культуры
Классическая наука
Классическая наука носит аналитический характер. Формирование и развитие экспериментально-теоретических исследований происходит в период с конца 16 – начала 17 века. Данный период часто называют аналитическим естествознанием. К началу 17 века происходит накопление множества сведений о мире благодаря мореплавателям, путешественникам, астрономам, химикам и алхимикам. В свою очередь, это вызвало стремление к более подробному исследованию объектов, в результате чего происходит дифференциация существующих наук. Для классической науки характерно:
исключение случайности и вероятности из результатов познания, отказ от учета особенностей проведения эксперимента, имеющееся знание считалось абсолютно истинным и достоверным.
мир представлялся неизменным, неразвивающимся, тождественным самому себе, целым. Отсюда возникли классические для данной стадии науки установки, такие как элементаризм, антиэволюционизм, статичность.
мир функционирует по законам И. Ньютона, является предсказуемым, в этом мире организм рассматривался в качестве механизма.
религия в качестве интеллектуального авторитета, постепенно вытеснялась наукой.
Разум человека, практическое преобразование природы в результате деятельности человека постепенно вытеснили теологическую доктрину, выступавшую в качестве главного источника познания Вселенной. Вместо религиозных воззрений пришел рационализм, согласно которому, человек является высшей формой разума. Рационализм предложил концепцию материальности
мира в качестве единственной реальности, благодаря чему были заложены основы научного материализма.
неклассической науки
В конце 19-начале 20 века в связи с переходом от аналитической стадии познания к синтетической, появилась неклассическая наука.
Аналитическое естествознание включало в себя подходы натурфилософии. Синтетическое естествознание сохраняло в себе основные подходы аналитической стадии, однако дополняло их новой ориентацией, направленной на формирование синтетических наук на стыке смежных дисциплин.
На данном этапе развития науки центральной проблемой научного познания является синтез знания, поиск путей единства научных дисциплин, а также проблема соотношения разных методов познания. Процесс дифференциации наук активно идет в неклассическом естествознании. Крупные науки делятся на более узкие направления. Например, в физике выделяются такие разделы, как электромагнетизм, термодинамика и т.д., в биологии самостоятельно развиваются такие узкие дисциплины, как генетика, эмбриология, цитология и т.д. В конце 19 века появляются первые признаки интеграции наук. Этот процесс будет активно развиваться в науке 20 века. На стыках наук формируются новые дисциплины, которые охватывают междисциплинарные исследования. Примерами таких наук являются геохимия, биохимия, биогеохимия и т.д. Внешней причиной такой интеграции является невозможность объяснения явлений средствами одной науки и необходимость обращения к смежным.
Внутренней причиной интеграции являются многообразные проявления единства природы, которая не делится на рубрики и науки.
Постнеклассическая наука
Современная наука охватывает два этапа – неклассическую науку и постнеклассическую. Этот феномен является сложным и неоднозначным. Для современной науки характерна ассоциация гуманитарных, естественнонаучных, математических, технических отраслей, а также дисциплинарных и междисциплинарных исследований, прикладных и фундаментальных знаний. Но при этом в проявляющемся своеобразии стратегии исследований, форме постановки и изучения проблем, пути получения знаний обнаруживается единство современной науки.
Постнеклассическая наука стала проявляться в конце 20 века. Этот этап развития науки можно назвать интегральной. Примерами интегральных наук являются кибернетика – наука, изучающая управление в неживых, живых, социальных, технических системах; учение о основных типах фундаментальных взаимодействий; теория самоорганизации и т.д. Важную интегрирующую роль играют математизация научного знания, эволюционно-синергетическая парадигма, системный подход.
На сегодняшний день все исследования природы и общества можно сравнить с огромной сетью, которая связывает ответвления биологических, социальных, физических наук. Как считают исследователи, разработка теории эволюции Вселенной даст возможность объединения всех наук о живой, неживой и социальной материи на более глубокой основе.
Проникновение в естествознание идей, которые характерны гуманитарным наукам, и наоборот, в настоящее время особенно заметно. Для современного естественнонаучного познания характерно установление нового взаимоотношения человека и природы, которая перестает рассматриваться как «мертвый механизм». Характер отношения человека с природой меняется с монолога на диалог.
Философия экономики в российской традиции - это «философские проблемы экономики» - это научное междисциплинарное направление, исследующее наиболее фундаментальные, базисные, метафизические вопросы развития, эволюции как самого хозяйства, так и науки о хозяйстве. «Новой философией экономики» (НФЭ) в современной экономической мысли обозначают комплекс проблем (и соответствующее направление исследований), выходящие за рамки традиционной «старой философии экономики».
Первая особенность русской философии связана со спецификой социальной жизни древнерусской народности и развитием классовой структуры общества. У населения, занимавшего территорию Древней Руси, как и у многих других славянских народов, произошел переход от родового строя сразу к феодальному. Рабовладельческой формации у славян не сложилось (хотя отдельные черты рабовладения, как выяснили историки, все же существовали). По этой причине древнегреческая философия, выражавшая идеи и настроения