Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разум
Разум по Канту — это некая, наиболее важная в процессе познания мира способность человека, которая может руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определённые цели. Человеку свойственно стремление получения абсолютного знания, то есть, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений, и объяснялась бы вся их совокупность.
Разум практический, чистый практический
По Канту, для практического разума очень важной задачей является идея о моральном миродержце. Он устанавливает правила, соразмерные с конечной целью всего сущего, то есть с высшим благом, присущим только богу; человеческая же мудрость состоит в том, чтобы в своих поступках не противоречить явно идее божественной мудрости.
Вообще, Кант считал, что человеку не столько важно знать, что такое бог сам по себе (по своей природе), сколько, что такое он для него как моральное существо. Соответственно данной потребности практического разума всеобщая истинная, религиозная вера есть вера в бога.
1) Как во всемогущего творца неба и земли, то есть в моральном смысле, как в святого законодателя;
2) Как в хранителя человеческого рода, то есть в благого правителя и морального опекуна его;
3) Как в блюстителя своего собственного священного закона, то есть как в праведного судью;
Эта вера, собственно, не заключат в себе никакой тайны, ибо она выражает исключительно моральное отношение бога к человеческому раду.
По отношению к естественной религии христианского вероучения Кант признавал человеческий разум именно высшим повелевающим принципом.
В качестве принципа практического разума в нас самих Кант обнаружил сверхчувствительный принцип (свободы), на котором основываются практические законы, именно в них имеются достоверные познания. Но этот практический разум есть причинность в отношении столь же сверхчувствительного объекта - высшего блага, которое по средствам наших способностей не осуществимо в чувственном мире.
По отношению к своей необходимой цели «кантовский» практический разум не может сохранять себя без casus extraordinarius. Допускать реальность объекта ради необходимого определения воли является субъективной необходимостью. И здесь разуму приходиться допустить favor necessitates в своём собственном суждении. Он не может логически приобрести никакой объект и может лишь сопротивляться тому, что принадлежит ему практически.
В качестве потребностей практического разума Кант теоретические постулаты. Это теоретические, необходимые для целей практического разума гипотезы, как гипотеза существования бога, мира и свободы.
Чистый разум
В чистом разуме Кант обнаружил источник априорных синтетических положений, и притом объективно практических. К таким положениям он причислял то, например, что каждый человек должен сделать конечной целью высшее возможное в мире благо. Так как оно выходит за пределы понятия обязанностей в мире и присоединяет следствие (их эффект), которое в моральных законах не содержится и, таким образом, аналитически не может быть из них развито. Именно эти законы, по мнению Канта, повелевают безусловно, каков бы ни был исход их исполнения. Более того они даже заставляют совершенно отвлечься от него, если дело касается отдельного поступка и тем самым делают его предметом глубочайшего уважения, не предлагая нам и не отклоняя от нас никакой цели (и конечной цели), которая обязательно рекомендовала бы этот поступок и составляла бы мотив исполнения нашего долга. Все люди здесь могли бы довольствоваться этим, если бы они (как они и должны были бы) придерживались бы только предписания чистого разума в законе.
Как откровение в чистом разуме (не эмпирически) Кант признавал единственно истинную религию, не содержащую в себе ничего, кроме законов, то есть таких практических принципов, безусловную необходимость которых мы можем сознавать.
Задачи, стоящие перед чистым разумом, представлялись ему существенной целью метафизики. Исследователь в области чистой философии (метафизики) должен постоянно иметь свой предмет перед своим взором. Представляя себя и проверяя не отдельные его части, а весь предмет во всей целостности системы (чистого разума).
Отдельно от эмпирических принципов, то есть чистого разума, Кант располагал сферу разума, так как он считал, что она находится в нас самих и не связана с какими бы то ни было открытиями, полученными посредством опыта. Объём, подразделения, границы, всё содержание и расстановка пограничных знаков, с помощью которых в будущем можно было бы с уверенностью сказать находимся ли мы в сфере разума или умствования Кант производил при помощи критики, дисциплины и архитектоники чистого разума. Архитектоника чистого разума - формальная наука, для которой из того, что уже есть в наличии, ничего использовать нельзя и для основания которой необходимо разрабатывать даже особые технические термины.
15. Панлогизм и диалектика Гегеля. «Наука логики».
Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу.
Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно».
Диалектика Гегеля – это:
прежде всего процесс развития Абсолютной идеи как единства предмета и понятия о нем
движение мышления от абстрактного к конкретному, формой которого выступает понятие
движение от одного противоречия к другому, поэтому истинное знание с необходимостью должно включать в себя анализ противоречивых, разнонаправленных сторон бытия
Категории у Гегеля плавно и органично переходят друг в друга.
Логическое учение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая «Большая логика»), первой части «Энциклопедии философских наук» (так называемая «Малая логика») и популярно в «Философской пропедевтике» (лекционный курс Гегеля, который он читал для гимназистов в Нюрнберге). «В обычной энциклопедии науки эмпирически, в том виде, каком они существуют…Философская же энциклопедия есть наука, раскрывающая необходимую, определённую понятием взаимосвязь и философское происхождение основных понятий и принципов наук. Наука в целом делится, по мысли Гегеля, на три части-логику, науку о природе, науку о духе - три ступени системы Гегеля упоминавшиеся выше. Логика - наука о чистом понятии и абстрактной идее; природа представляет собой внешнюю реальность идеи, её экстериоризацию, дух - снятие экстериоризации, возвращение идеи к самой себе.
Логика в системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю, система категорий, построенная по принципу субординации, соподчинения, есть форма, в которой понятие обретает конкретность. Простой механический набор понятий не передаёт всей сложности реальных отношений, их взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики - обнаружить эту реально существующую систему отношений, лежащую в основе, как бытия, так и тождественного с ним сознания.
16. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата.
1. Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
2. Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
3. Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.
Главный вклад Маркса в социологическую мысль - анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы.
Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства.
Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антогонистическими группами - источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен - в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сегодняшнего времени. Марксистское направление социализма стало доминирующей формой, воспринятой мировым социалистическим мышлением.
17. Европейская философия 19-21 вв. об источниках и границах познания. Философия техники.
Главные черты и направления постклассической философии. В начале ХХ века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера (модели) постановки философских проблем и их решения. Для классической философии - философии Нового времени - характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой, создания общества социальной справедливости и изменения самой человеческой природы. Начиная со второй половины Х1Х века этот тип мышления - рационалистическая парадигма - подвергается жесточайшей критике и начинается переход к неклассической философии. Философия конца Х1Х-ХХ века отказывается от:
1. рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей;
2. жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм;
3. от догматизма в философии – непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии. Основные черты философии ХХ века:
-Плюрализм в философском мышлении. В этом период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические, сциентистские (от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и интуитивизм). Современная философия не отвергает ни того, ни другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом!).
· предметом изучения становятся все новые и новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, философия политики, философия техники, философия науки и т.д.
· Терпимость (толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.
· Антропоцентризм современной философии – в центре ее идей и размышлений находится человек, его сущность, смысл его жизни и деятельности, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории.
18. «Позитивистская линия» философии науки. Позитивизм Конта и Спенсера.
О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-философской эволюции общественной мысли. В своей работе "Курс позитивной философии" (1910), Конт рассматривает "закон трех стадий" развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном смысле слова простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.