Файл: I. Общие проблемы философии науки Возникновение науки. Функции науки. Наука и обыденное сознание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интерес к социальному прогрессу побудил Конта заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в очень широкой трактовке этого понятия).
Спенсер выдвинул, например, так называемую органическую теорию общества. Уподобляя общество биологическому организму, он заявлял, что социальная жизнь стремится к равновесию сил, к гармонии классовых интересов. На этой основе социальные революции объявлялись им «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) -- основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя -- лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20--30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структуру науки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современной западной социологии.
19. Неопозитивизм (принцип верификации).
Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации– сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения.
20. Постпозитивизм (принцип фальсификации). Философия науки в трудах К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, С. Тулмина.
В свое время неопозитивизм сменил постпозитивизм, манифестом которого стали работа К. Поппера «Логика научного открытия» (1959) и Т. Куна «Структура научных революций» (1963), а в настоящее время главным представителем этой традиции является аналитическая философия в лице У. Куайна, Д. Девидсона, Р. Рорти, X. Патнэма, Б. Страуда и др. Для уточнения ее смысла нужно иметь в виду, что со времен «Аналитик», написанных Аристотелем, под логическим анализом имелось в виду регрессивное движение к основаниям, или, иначе говоря, сведение всего многообразия научного знания к его простым составляющим. Такие простые составляющие аналитическая философия, как и ее предшественники, пытается найти в языке, поскольку она не различает такие вещи как мышление и речь, что различалось в классической философии. Поэтому ее называют также лингвистической философией. Чуешов В. И.
Постпозитивистский этап в развитии философии науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма». Главными темами стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания (М. Полани, С. Тулмин, Н. Хэнсон, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Г. Шпиннер, Л. Лаудан и др.). На этом этапе философия науки превращается в междисциплинарное исследование. Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки.
Стержневая проблематика философии науки существенно изменялась в процессе ее эволюции. В начале века в фокусе внимания философии науки находились, во-первых, идея единства научного знания и связанная с ней задача построения целостной научной картины мира, анализ понятий детерминизма, причинности, пространства и времени, соотношения динамических и статистических закономерностей. Вторым элементом традиционной тематики философии науки стали структурные характеристики научного исследования - соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, теории и фактов. С 1920-х гг. на первый план выходит проблема демаркации - разделения науки и метафизики, математики и естествознания, естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Большую значимость приобретает в это время проблема эмпирического обоснования науки, вопрос о том, можно ли построить всю науку на фундаменте чисто эмпирического знания. С эмпирическим редукционизмом тесно связан вопрос о статусе и значении теоретических терминов, анализ их сводимости к эмпирическим, а также их инструментального, операционального и онтологического смыслов. Осознание относительной самостоятельности теоретического и эмпирического уровней научного знания переводит проблему обоснования науки в изучение процедур верификации, дедуктивно-номологического объяснения, подтверждения, фальсификации.
В свое время неопозитивизм сменил постпозитивизм, манифестом которого стали работа К. Поппера «Логика научного открытия» (1959) и Т. Куна «Структура научных революций» (1963), а в настоящее время главным представителем этой традиции является аналитическая философия в лице У. Куайна, Д. Девидсона, Р. Рорти, X. Патнэма, Б. Страуда и др. Для уточнения ее смысла нужно иметь в виду, что со времен «Аналитик», написанных Аристотелем, под логическим анализом имелось в виду регрессивное движение к основаниям, или, иначе говоря, сведение всего многообразия научного знания к его простым составляющим. Такие простые составляющие аналитическая философия, как и ее предшественники, пытается найти в языке, поскольку она не различает такие вещи как мышление и речь, что различалось в классической философии. Поэтому ее называют также лингвистической философией. Чуешов В. И
Постпозитивистский этап в развитии философии науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма». Главными темами стали возможность реконструкции исторической динамики знания и неустранимость социокультурных детерминант познания (М. Полани, С. Тулмин, Н. Хэнсон, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, Г. Шпиннер, Л. Лаудан и др.). На этом этапе философия науки превращается в междисциплинарное исследование. Начинается взаимовлияние философии и ряда социальных и науковедческих дисциплин, в силу чего происходит размывание предметных и методологических границ между философией науки, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки.
21. Антипозитивистская традиция в европейской культуре XIX-XXI веков. «Новая рациональность» (неокантианство, феноменология, экзистенциализм, герменевтика).
Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм. Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма.
Феноменология – наука, которая рассматривает конкретное явление и пытается описать его по возможности с минимальными искажениями или толкованиями. Феноменологический метод исследования заключается в интуитивном, непринужденном, доскональном, дескриптивном, аналитическом установлении различий и в приведении к ясности феноменов сознательной жизни.
Экзистенциализм — это направление философии, изучающая "бытийные" человеческие проблемы: жизнь, смерть, смысл и т.д. Одна из основных идей экзистенциализма - выход за пределы, соприкосновение с вечностью. Актуализацией экзистенциальных проблем послужили мировые войны. Экзистенциальный лейтмотив можно найти в культуре и искусстве.
— это теория и методология интерпретации, особенно интерпретации библейских текстов, литературы мудрости и философских текстов.
Герменевтика — это нечто большее, чем интерпретативные принципы или методы, используемые, когда непосредственное понимание терпит неудачу, и включает в себя искусство понимания и коммуникации.
Раздел II. Философские проблемы социогуманитарного знания
1.Феномен социально-гуманитарных наук (СГН) в современной̆ культуре.
Социально-гуманитарные науки являются социально-культурным феноменом, изменяются вместе с обществом. Они являются культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: обществоведение создано человеком, как и любой другой продукт; оно возникло из общественных потребностей; оно взаимодействует со всеми другими сферами общества; оно организовано на базе определенных принципов и моральных норм.
Социально-гуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества, для понимания человеком своего места в социальной среде. Общество, прежде всего, власть заинтересована в их развитии для выработки программ действия. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке, так как первая – лишь «излагает определенные идеалы», а вторая – «мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий» (М. Вебер). Власть разрабатывает для науки социальный заказ, финансирует исследования, поддерживает ученых. В ряде случаев власть может противодействовать определенным исследованиям. В данной ситуации важную роль играют этические нормы поведения ученого-гуманитария. Он должен, прежде всего, служить истине, а не интересам каких-то людей, находящихся у власти.
Социально-гуманитарные науки развиваются в настоящее время по следующим основным направлениям:
– сближение с естественно-математическими науками;
– сближение парадигм социально-гуманитарных наук;
– появление новых методологий;
– увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом;
– усиление значимости герменевтики;
– внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики;
– формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария;
– увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки;
– теоретизация социально-гуманитарные науки;
– математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук;
– усиление практической функции социально-гуманитарных наук.
В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуется и гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук).
Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию:
– экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества,
– социология – теорию постиндустриального, солидарного общества,
– политология – теорию демократического общества
– культурология – теорию конвергенции культур,
– история – теорию цивилизаций,
– филология – теорию интеграции языков,
– психология – теорию поведения человека,
– педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения.
Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют, насколько планы властей: соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества.
Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем.
2.Образование и наука. Роль СГН в формировании мировоззрения.
Достижения современной науки используются во всех сферах человеческой деятельности. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса — цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы становятся дисциплинарные знания, а также принципы, методики, способствующие формированию навыком и умений, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности.
Понятие личность следует отличать от понятия индивид, которое обозначает принадлежность к человеческому роду и указывает на доминирование витально-инстинктивных факторов жизнедеятельности. Понятие личности включает в себя два основных момента: необходимые социально-психологические характеристики человека, направленные на реализацию в нем общечеловеческой системы ценностей; социальная самореализация человека и его целеориентированность. В настоящий период весьма значима идея целостного образования личности, т. е. гармоничного развития разума, чувств и воли.