Файл: Решение практических задач (кейсов). Задание Прочитайте случаи, найдите в них один или несколько законов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2413

Скачиваний: 141

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социальная психология


Группа Ив22ГУ171в
Студент
Р.А. Бикмурзин


МОСКВА 2023

Практические задания по теме 4.

Общие проблемы малой группы. Динамические процессы в малой

группе. Развитие малой группы.

Решение практических задач (кейсов).

Задание:

Прочитайте случаи, найдите в них один или несколько законов

социальной психологии (групповые эффекты), объясните, какие фразы в тексте говорят об этом, а так же почему здесь срабатывает тот или иной

эффект, какие у этого эффекта могут быть положительные и отрицательные последствия.

Вариант 1.

Василий устроился на новую работу. В новом коллективе он

старается прислушиваться к тому, что говорят другие сотрудники. Он

ходит с ними на обед в столовую, внимательно слушает те истории,

которые они пересказывают. Василий начинает недолюбливать

руководителя подразделения. Он считает начальника злым и чересчур

требовательным. Сам он ни разу не видел начальника, не сталкивался с

действиями начальника, но опирается на те истории, которые предаются в коллективе.

Ответ. По моему мнению весь спектр причины того что Василий начал опираться на чужое мнение, нельзя описать только одним эффектом. Здесь имеет место быть целому комплексу эффектов и не только групповых. Но не буду углубляться и напишу несколько групповых эффектов которые по моему мнению подходят к этому случаю.

Первый это так называемый эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:


- тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

- численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

- состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

- ловушка «группомыслия» среди людей;

- сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

- статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;

- наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

- публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Второй это эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».



Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

- эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

- групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

- членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

- члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Фразы в тексте говорят о том, что Василий всё же немного не уверен в себе.

Подробно описанные мной эффекты применимы к данному случаю.

Положительные последствия у данного случая — это то, что скорее всего Василий очень сдружиться с коллегами, особенно на почве ненависти.

Отрицательные последствия — это то, что у Василия не заметно для него самого формируется мнение, которое основывается лишь на разговорах коллег, ничем не подтвержденное кроме как лишь разговорами.

Практические задания по теме 5.

Психология больших социальных групп

Вариант 1.

Определите, по какому социально значимому признаку (пол, возраст, национальность, доход, место жительства, профессия, родственные связи) выделена каждая из перечисленных социальных групп? Заполните таблицу.


СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРИЗНАК

Бизнесмены




Пожилые люди




Женщины




Братья




Программисты




Бедные




Буряты




Сибиряки




Школьники






Ответ:

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРИЗНАК

Бизнесмены

Профессия

Пожилые люди

Возраст

Женщины

Пол

Братья

Родственные связи

Программисты

Профессия

Бедные

Доход

Буряты

Национальность

Сибиряки

Место жительства

Школьники

Возраст , место учёбы

Практические задания по теме 7.

Стихийные группы и социальные движения

Решение практических задач (кейсов).

Определите характер социального движения. Укажите тип движения по

целям и в зависимости от групповобразующих признаков. Поясните свой выбор. Опорные материалы смотрите в Лекции 7. Для выполнения задания

пользуйтесь структурой:

Социальное движение: Название, краткое описание

Цели: указание цели (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категории

Групповобразующие признаки: признак (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категориию

Вариант 2.

«Лиза Алерт».

Сайт: lizaalert.org.

Организация возникла в сентябре 2010 года, когда группа из примерно

пятисот стихийно собравшихся добровольцев искали пропавших 13 сентября в

окрестностях подмосковного Орехово-Зуева пятилетнюю Лизу Фомкину и её тётю. Тело девочки нашли через 10 дней, тёти — днём ранее, обе скончались от переохлаждения. Добровольцы, участвовавшие в поисках, выступили с идеей создать поисково-спасательный отряд: в октябре 2010 года был запущен сайт lizaalert.org и форум. Отряд получил название «Лиза Алерт»: в честь погибшей девочки и англ. alert — «сигнал тревоги». Прототипом также стало название международной системы оповещения AMBER Alert. Немного позже отряд возглавил московский предприниматель Григорий Сергеев, участвовавший в поисках Лизы.

В последующие годы подразделения «Лиза Алерт» открывались в других городах. По состоянию на 2019 год, они действуют в 53 регионах России. За всё время своей деятельности отряд принял участие в поисках примерно 40 тысяч человек, добровольцы движения спасли более 32 тысяч человек. К примеру, только в 2017 году из 9406 заявок были найдены живыми 7385 человек.


Ответ: 14 октября 2010 года стало официальным днем начала существования такой структуры. Ее назвали «Лиза Алерт» в честь маленькой отважной девчушки, которая мужественно боролась за жизнь в холодной лесу без воды и пищи. Слово alert в переводе значит состояние боевой готовности или боевое дежурство (здесь прослеживается аналогия с Amber Alert – международной системой оповещения о пропавших детях). В ряды волонтеров может вступить любой совершеннолетний гражданин и оказать посильную помощь в поиске пропавшего человека. Помимо обычных добровольцев в поисках принимают участие и профессионалы – водолазы, следопыты, джипперы, кинологи, квадроциклисты и не только.

Главными задачами поисково-спасательного отряда являются: поиск пропавших;
- проведение профилактических мероприятий с целью предотвращения таких случаев;

проведение обучения поисковой работе;
- взаимодействие с государственными структурами при осуществлении поисковых действий. Участники работают и дистанционно, и в развернутом штабе, и непосредственно в зоне поиска

Деятельность организации базируется на принципе доброй воли, милосердии, бескорыстии, взаимовыручке. Волонтеры работают только бесплатно. Единственная форма помощи, которую принимает группа, информационная, а также необходимая техника в дар и продукты для членов поисковых групп.
Практические задания по теме 9.

Социализация личности. Социальная установка.

Вариант 2.

Какие социальные установки могут привить ребенку каждый из

перечисленных агентов социализации? Заполните таблицу соответствий. (От

каждого агента может исходить 1 и более установок, все установки должны

быть распределены.)

Агенты: семья, школа, интернет, секция футбола, лечащий врач

Установки: хорошо учиться, курить, есть здоровую пищу, стремиться

быть модным, помогать людям, спасать бездомных животных, быть стройным и спортивным, быть богатым, ненавидеть другие нации.


Агенты социализации

Социальные установки

Семья

есть здоровую пищу, хорошо учиться, спасать бездомных животных, быть богатым

Школа

хорошо учиться

Интернет

ненавидеть другие нации, стремиться

быть модным, курить

Секция футбола

быть стройным

и спортивным

Лечащий врач

помогать людям, есть здоровую пищу