ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА1. ЭКОНОМИКА КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и т. д.
Экономика – это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Жить и быть вне экономики невозможно. Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя разные люди вкладывают в него неодинаковое содержание. Экономика – настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.
Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).
В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе.
Термин «экономика» в современных условиях используется в следующих значениях:
1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т. д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.);
2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми
, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);
3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т. д.).
Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то тогда экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворения потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Экономика любой страны есть сложная динамичная система, сформировавшаяся как целостная совокупность прочно взаимосвязанных хозяйственных отношений.
Каково же главное назначение экономики? Ответ на данный вопрос вытекает из ее определения. Экономика есть сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека, а более конкретно – национальное хозяйство, совокупность его отраслей, где производятся материальные и духовные блага. Отсюда следует, что функция экономики – производство, создание национального богатства, служащего интересам людей.
Она проявляется в особенных (частных) функциях, присущих различным фазам воспроизводства. Воспроизводство охватывает четыре фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Каждой фазе свойственна своя специфическая функция. В процессе производства создается материальный продукт или услуга. Это базовая, определяющая фаза, так как без производства нет ни распределения, ни обмена, ни потребления. Вторая фаза – распределение произведенных благ. На третьей фазе совершается обмен продукцией между участниками производства. И, наконец, на четвертой фазе продукт поступает в потребление.
Конечная цель развития всякой экономической системы – удовлетворение потребностей членов общества, на что направлен процесс производства, связанный с расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов. Потребность есть необходимость в чем-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности.
Система потребностей динамична. По мере удовлетворения одних возникают качественно новые. История экономической цивилизации есть процесс непрерывного возвышения потребностей.
Все потребности общества (как индивидов, так и институтов) удовлетворяются экономическими ресурсами. Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. К ним относятся:
земля и всевозможные полезные ископаемые, фабричные и сельскохозяйственные строения, оборудование, инструменты, машины, средства транспорта и связи, разнообразные виды труда. Все ресурсы делятся на две группы:
1) материальные ресурсы – земля и средства производства;
2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.
Основной особенностью экономических ресурсов является их ограниченность, вследствие чего ограничен и объем производства. Так возникает противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения. Общество должно выбирать, какие товары и услуги надо производить в первую очередь. Хозяйственные решения направлены на достижение наибольшего удовлетворения потребностей при рациональном использовании ресурсов. Центральная проблема экономики состоит в том, как обеспечить максимальный результат при минимальных затратах. Идет непрерывный поиск вариантов, путей наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов для достижения наибольшего или максимально возможного удовлетворения растущих потребностей.
В различных условиях поиск эффективных путей использования ограниченных ресурсов решается по-разному. Для современной рыночной экономики характерно активное воздействие государства на развитие национальной экономики, что повлекло изменение хозяйственного механизма. В рамках отдельных предприятий получают развитие плановые методы хозяйствования в виде маркетинговой службы. Плановые методы используются и в государственном регулировании. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных хозяйственных объединений на основе стратегического прогнозирования. Государственные отраслевые и общенациональные программы также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг;
Социально-ориентированной, или "экономикой для человека", считается та экономическая система, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение производства повышению качества жизни человека, возвышению его личности. Объективная необходимость такого подхода к экономике диктуется тем, что на рубеже XXI в. именно социально-ориентированная экономика наиболее эффективна и динамична. Это объясняется тем, что научнотехнический прогресс делает центральной фигурой производства высококвалифицированного работника, обладающего творческим потенциалом. Новейшие технологии могут быть разработаны и использованы человеком с высоким интеллектом. Отсюда вытекает важнейшая особенность современной экономики: гуманизация производства, его подчинение развитию творческих способностей работника.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Экономическая теория (ЭТ) – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Сегодня также интерес образованных людей к ней возрастает во всем мире и особенно в России.
Как наука экономика – это систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в 16-17 вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширение внутренних и внешних рынков интенсификация денежного обращения.
Изначально считалось, что предметом ЭТ являются причины роста материального благополучия людей. В дальнейшем же представление о предмете ЭТ все больше связывают с редкостью (ограниченностью) имеющихся ресурсов.
Мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, например, воздух и солнечный свет, все окружающее нас количественно и качественно ограничено. Ограничено количество приходных для ведения с/х земель, полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. В современных условиях очень редким ресурсом является время – в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряется количеством лет, отпущенных каждому Богом.
Более того, ресурсы не только ограничены, но и имеют множество вариантов использования. Так, металл может применяться для изготовления космических ракет и автомобилей, морских и воздушных лайнеров, детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков. Время можно использовать на изучение экономической теории или на лежание на диване.
Где искать ответ, как лучше применить эти ограниченные ресурсы?
Ответ дает экономическая теория, которая изучает экономическое поведение людей, т.е. такие действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.
Основные функции экономической теории представлены на схеме ниже:
Экономическая теория использует широкий круг методов. Методы экономической теории – это конкретные принципы, подходы, формы и способы проникновения в тайны экономики, открытие и изучение законов ее функционирование и развития.
Основные методы, которые использует экономическая теория представлены в
таблице:
Различают позитивную и нормативную экономическую теорию.
Как сказал Кейнс: позитивная наука – это совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; а нормативная наука – это совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.
Выделяют также 2 раздела экономической теории:
Итак, возникновение любой науки происходит в результате решения людьми круга определенных задач своей повседневной жизни. Это в полной мере можно отнести к экономической науки. Экономическая наука – это отрасль знаний, занимающиеся изучением правил, которые позволяют сделать рациональным поведение экономического субъекта (фирмы, человека, государства) при разрешении им своих экономических проблем. В широком смысле наука экономика – это совокупность знаний о хозяйстве, об отношениях между людьми, возникающих в процессе хозяйствования, об использовании различных ресурсов для обеспечения жизнедеятельности людей и общества.
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Изучение экономики ведется с древнейших времен. Название науки «экономия» впервые ввел греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг. до н. э.), подразделивший науку о богатстве на экономию и хрематистику (искусство делать деньги). Эти проблемы исследовались также учеными Древнего Рима, Индии, Китая. Однако как наука, т. е. систематизированные знания о сущности экономики, экономическая теория развивалась на протяжении трех столетий (XVII–XIX вв.) в качестве политической экономии. Термин «политическая экономия» ввел французский экономист А. Монкретьен (1575–1621), опубликовавший в 1615 г. «Трактат о политической экономии», в котором формулировалась экономическая политика государства того времени («политеа» - общественное устройство; «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - закон).
В то время перед наукой возникла необходимость обосновать пути и методы государственного управления экономикой. Решение этих проблем осуществлялось политической экономией. Следовательно, в самом общем виде политическая экономия – это наука о законах, управляющих общественным хозяйством.
Меркантилизм. Первые попытки в становлении экономической теории как науки были сделаны меркантилистами (от итальянского «мерканте» - торговец, купец). Представители этой школы считали, что в качестве богатства людей могут рассматриваться только деньги