Файл: Закон от 27. 07. 2004 n 79фз (ред от 24. 03. 2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 9. Понятия и особенности административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Выделяют следующие особенности норм административного права:

  • являются разновидностью юридических норм;

  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;

  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

  • имеют представительно-обязывающий характер;

  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;

  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).


Можно выделить следующие функции, которые выполняют административно-правовые нормы:
   - регулятивная - определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области) либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на поведение;

   - охранительная - обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
   - защитная - обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти; обеспечение прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; реализация административной ответственности как средства защиты не только регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного).
   Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию. Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством Российской Федерации). Имея единое юридическое содержание, эти правовые нормы не равнозначны по своей юридической силе. Административно-правовые нормы конституционного и законодательного характера по своему юридическому значению первичны. Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, по сравнению с конституционными законодательными нормами вторичны.
Вопрос 10. Виды органов исполнительной власти.

В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По основаниям образования:

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.



По способу образования:

- избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации);

- органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.

По характеру компетенции:

- органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);

- органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);

- органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства; федеральные службы);

- органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

- коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);

- единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

- министерства;

- иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

+ документ к практике
Вопрос 11. Виды административно-правовых норм.

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.

1.         Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б)         процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.


2.         В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а)         обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б)         запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в)         уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г)         стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3.         По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а)         административно-правовой статус гражданина;

б)         административно-правовой статус коммерческих организаций;

в)         административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г)         административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д)        административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е)         административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4.         По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а)         федеральные нормы;

б)         нормы субъектов РФ;

в)         нормы местного самоуправления.


5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

а)         общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б)         межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в)         отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6.         По действию во времени:

а)         срочные, для которых определен срок действия;

б)         бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

7. По юридической силе:

  • законодательные акты;

  • подзаконные акты – могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.


Вопрос 12. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Субъектами административно-правовых отношений помимо граждан РФ, организаций выступают также и иностранные граждане.

Правовое положение иностранных граждан регулируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», другими федеральными законами, международными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.

Прежде чем начать изучение административно-правового статуса иностранных граждан, необходимо уяснить, что же понимается под данным понятием. Кого мы можем считать иностранным гражданином.

В российском законодательстве под иностранным гражданином понимают физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.