Файл: Закон от 27. 07. 2004 n 79фз (ред от 24. 03. 2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иностранным гражданам гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем административной правосубъектности данных лиц несколько уже, чем у граждан России. Они не имеют права занимать государственные должности, ограничены в политических правах, существует ряд исключений в трудовой деятельности данных лиц на территории РФ. Для обеспечения безопасности иностранные граждане могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. На данную категорию лиц не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе РФ.

Одним из критериев, по которому можно произвести отличие административной правоспособности гражданина Российской Федерации от правоспособности иностранного гражданина, выступает момент ее возникновения. У большинства иностранных граждан данная правоспособность возникает сначала с моментом получения разрешения на въезд и оформления документов в посольстве (консульстве), затем с моментом, связанным непосредственно с прибытием иностранного гражданина на территорию Российской Федерации. Таким образом, полная административная правоспособность возникает у данных лиц только с момента их прибытия на территорию Российской Федерации. А с выездом иностранных граждан за пределы Российской Федерации их правоспособность прекращается. В связи с этим можно сделать вывод о том, что административная правоспособность иностранных граждан носит временный характер в связи с тем, что  у них  отсутствует устойчивая постоянная правовой связь с Российской Федерацией, и ограничена периодом их пребывания на территории нашего государства.

Таким образом, административная правоспособность иностранных граждан возникает с момента установления правовой связи между иностранцем и государством (например, при обращении иностранного гражданина к компетентным органам государства за разрешением на въезд на территорию последнего) и прекращается в момент прекращения указанной правовой связи (например, в случае выдворения).

Административная дееспособность иностранных граждан – это способность иностранных граждан приобретать и осуществлять права и обязанности, а также нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Ее возникновение зависит от того, какие права способен осуществлять иностранный гражданин, и какие обязанности на него возложены российским законодательством. Полная дееспособность возникает по достижении ими 18-летнего возраста.  И при этом 16-летние иностранные граждане могут уже являться субъектами административной ответственности, т.е. они становятся деликтоспособными. Рассматривая административную деликтоспособность, следует сказать, что иностранные граждане несут административную ответственность на общих основаниях.


Но следует учитывать то, что не все иностранные граждане будут подчиняться российскому законодательству, пребывая на территории России (а соответственно и нести ответственность).  Не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации иностранные граждане, которые в соответствии с российским законодательством и международными договорами пользуются привилегиями, а также обладают дипломатическим иммунитетом.

Въезд в Россию и выезд за ее пределы иностранные граждане осуществляют при условии предоставления соответствующих документов, удостоверяющие их личность, визу. Проживание данных лиц и осуществление деятельности на территории России также требует наличие у них специальных документов.

Рассматривая иностранных граждан, используя различные критерии, можно выделить среди этой категории лиц отдельные группы, виды иностранцев. Например, в зависимости от цели приезда на: туристов, лиц, приехавших по работе/учебе. В зависимости от подчинения юрисдикции на: освобожденные от нее (дипломаты, например), на которых она распространяется частично (например, члены экипажей военных кораблей), полностью подчиняющихся юрисдикции. Но законодательно выделяют три категории иностранных граждан, находящихся на территории России: временно пребывающие в Российской Федерации, временно проживающие на территории Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

1.2.1. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин

Рассматривая данную категорию иностранных граждан, для начала определим кого, можно считать временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином. Так, под этой категорией понимают лиц, которые прибыли на территорию России на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, которые получили миграционные карты и у которых нет вида на жительство или разрешения на временное проживание. Следует сказать, что выдача визы или въезд в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, осуществляется на основе приглашения на въезд в Российскую Федерацию, которое выдает Министерство иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом.

Время пребывания на территории России для иностранного гражданина данной категории ограничивается сроком действия его визы. Иностранный гражданин, который прибывает в Россию в порядке, не требующем получения визы, может находиться на территории нашего государства не больше девяноста дней  в течение ста восьмидесяти суток (если иное не следует из закона). По окончании срока действия визы или иного установленного срока временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан покинуть территорию России. Необходимо также заметить, что срок временного пребывания может быть как продлен, так и сокращен при изменении условий и обстоятельств, в связи с которыми был разрешен въезд в страну.



Продление временного пребывания возможно при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу, в случае продления срока действия этого разрешения, при выдаче патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента. Для иностранных граждан, проходящих обучение в образовательном учреждении на территории РФ, продлевается срок их пребывания до окончания срока обучения по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

При продлении срока временного пребывания иностранного гражданина об этом делается отметка в миграционной карте. Данный документ содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в стране.

Для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить или сократить время пребывания иностранного гражданина данной категории как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

1.2.2. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин

Временно проживающим признается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может выдаваться иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Действует данное разрешение в течение трех лет.

Федеральным законодательством установлен ряд случаев предоставления разрешения без учета квоты, среди которых можно выделить следующие: если иностранный гражданин родился на территории РСФСР и  ранее состоял в гражданстве СССР или родился на территории Российской Федерации; ели данное лицо признанно нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; если имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.


Разрешение на временное проживание должно содержать установленные законом сведения (например, фамилию, имя, дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения и др.).

Временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину предоставляется два месяца со дня истечения очередного года с момента получения им разрешения на временное проживание, чтобы подтвердить свое проживание в России.

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание, выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В качестве оснований отказа в выдаче или аннулирования разрешения на временное проживание законодателем предусмотрены такие основания как выступление иностранного гражданина за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, финансирование, планирование террористических актов, иная поддержка террористической деятельности и ряд других. Часть причин совпадает с теми, которые служат основанием для отказа в выдаче или аннулирования вида на жительство.

 1.2.3. Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство. Под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из России и въезд в Россию.  Не позднее 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание подается заявление о выдаче вида на жительство в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Для получения вида на жительство лицо должно прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. По общему правилу срок действия вида на жительство составляет 5 лет. Законодательство предусматривает возможность продления срока вида на жительство.

Не требуется предварительно проживать год на основании разрешения на временное пребывание для получения вида жительство: иностранному гражданину, его родственнику по прямой восходящей линии, усыновителю или супругу (супруге), который был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР; родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) этого иностранного гражданина.


Иностранный гражданин, признанный носителем русского языка в соответствии с законодательством Российской Федерации, получает вид на жительства сроком на три года.

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами или получившим временное убежище на территории России и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию, выдается вид на жительство на срок действия свидетельства участника данной программы.

Вид на жительство должен содержать определенные  данные о лице, которому оно выдается, а именно:  его фамилию, имя, дату и место рождения, пол, гражданство, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.

Лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, обязано ежегодно подтверждать свое проживание в России.

Вид на жительство не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение конституционного строя Российской федерации, создает своими действиями угрозу безопасности России или ее граждан; содействует совершению террористических актов; подвергался административному выдворению в течение пяти лет, которые предшествовали подаче заявлению о выдаче вида на жительство; использовал подложные документы или ложные сведения; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев; и в иных случаях, предусмотренных законом. В случае если в отношении лица принято решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вид на жительство также не выдается либо ранее выданный аннулируется.

 Таким образом, под иностранными гражданами мы понимаем физических лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации и являющиеся гражданами иного государства, которые, находясь на территории РФ, обладают определенным административно-правовым статусом, имеющим ряд специфических характеристик. Взаимодействуя с остальными субъектами административно-правовых отношений, иностранные граждане реализуют свои права и обязанности, которыми они наделены в соответствии с российским законодательством. Но административно-правовое положение иностранных граждан зависит от той категории, к которой они относятся (временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане).