Файл: Закон от 27. 07. 2004 n 79фз (ред от 24. 03. 2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Все иностранные граждане обладают естественными права, которые являются неотъемлемой частью любого человека. Прежде всего - это право на жизнь, которое закреплено как в национальном законодательстве (ст. 20 Конституции РФ), так и в международном праве (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.).

Согласно общим предписаниям каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Но объем данного права у иностранных граждан существенно отличается от объема российских граждан, существует ряд ограничений в пользовании данным правом. Так, например, временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место разрешенного ему проживания.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, вправе выбирать род своей деятельности и профессию. Но при этом предусмотрены определенные ограничения для иностранных граждан, так например, временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Объяснить данное ограничение можно тем, что это необходимо для обеспечения баланса рабочей силы, представленной иностранцами в регионах России. Существует определенные регламенты порядка приема на работу иностранных граждан. Для привлечения к труду иностранного гражданина работодателям требуется приобрести разрешение на такого работника.

Российское законодательство содержит ряд запретов на трудовую деятельность иностранцев в нашей стране. Иностранные граждане не имеют права на такой вид трудовой деятельности, как государственная или муниципальная служба. Также можно назвать такие ограничения, как то, что иностранные граждане не имеют права занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста на судах, плавающих под государственным флагом Российской федерации. Иностранный гражданин не обладает правом быть членом экипажа военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации.


На иностранных граждан распространяется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на пособия, пенсии и иные формы социального обеспечения, право частной собственности, право на образование, права в сфере культурной деятельности (в том числе право пользоваться достижениями культуры и др.), блок прав, касающийся государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.  Иностранные граждане могут вступать в профсоюзы, научные, спортивные и другие общественные организации.

Если рассматривать политические права, то иностранные граждане обладают ими в весьма ограниченном объеме. Так, они не имеют права  избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ; участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Но вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.

Находясь на территории РФ, иностранные граждане не только обладают правами, но и несут обязанности.  Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны соблюдать законы, уважать Конституцию РФ, традиции и обычаи народов России.

На иностранных граждан возложена обязанность по представлению достоверных сведений и осуществлению других юридически значимых действий во время их пребывания на территории РФ. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и становиться на учет по месту пребывания при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету соответственно по месту их пребывания.

Следует заметить, что пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан РФ. Так, они не несут обязанностей воинской службы.

Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание.

Таким образом, если сравнить права и обязанности иностранного и российского гражданина, то можно выявить существенные различия в их объеме. Иностранные граждане в значительной степени ограничены в своих правах на территории РФ, что объясняется отсутствием у них российского гражданства, в силу чего они не могут пользоваться тем же объем прав, что и граждане России. И по этой же причине иностранные граждане, с одной стороны, несу не все обязанности, которые возложены на российских граждан, а с другой стороны, на них возлагаются дополнительные обязанности, которые не несут граждане РФ.



 2.2. Ответственность иностранных граждан по законодательству РФ

Иностранные граждане наряду с гражданами России несут также и ответственность, которая наступает за  нарушение законодательства Российской Федерации. Так, согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, который обладает иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и при этом совершил на территории России административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Особенность административной правосубъектности иностранных граждан проявляется в возможности применения к ним специфических административно-принудительных мер, которые делают невозможным дальнейшее их нахождения на территории Российской Федерации, и некоторых других мер, не применяемых к гражданам России. К числу указанных мер относятся:

1)   сокращение срока временного пребывания или проживания; 

2)    принятие решения об отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание (вида на жительство);

3)    принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации;

4)    принятие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию;

5)    принятие решения о реадмиссии иностранного гражданина (осуществляется по общему правилу федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии);

6)    депортация;

7)    административное выдворение.

Иностранный гражданин по истечении срока своего пребывания (проживания) в России, незаконно находящийся на ее территории, а также если  в отношении него принято решение о нежелательности дальнейшего пребывания в Российской Федерации, должен покинуть страну, иначе он подлежит депортации или административному выдворению.

Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в связи с отсутствием законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина либо за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин,
международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица (в некоторых случаях мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации).

Под административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан в соответствии с КоАП РФ следует понимать принудительное и контролируемое перемещение данных граждан через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а также контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан из Российской Федерации. Данная мера назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина либо за счет средств пригласившего этих лиц органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы России.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

  1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

  2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

  3. не могут участвовать в отправлении правосудия;

  4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

  5. не имеют права участвовать в референдуме;

  6. на них не распространяется воинская обязанность;

  7. не могут быть членами политических общественных объединений;

  8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

  9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

  10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

  11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

  12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

  13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

  14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

  15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.