Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объективная необходимость индустриализации диктовалась потребностью преодоления экономической отсталости страны, создания материально технической базы для преобразования сельского хозяйства, достижения экономической независимости, укрепления обороноспособности государства, обеспечения постепенного роста материального благосостояния общества.

Начало политики индустриализации законодательно закреплялось в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Основное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. В это же время возводились свыше 500 новых заводов.

Претворение в жизнь политики индустриализации потребовало трансформаций в системе управления промышленностью. Обозначился переход к отраслевой системе управления, упрочивалось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе Высшего Совета народного хозяйства СССР были образованы народные комиссариаты тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью сделались частью механизма хозяйствования, сохранявшегося довольно длительный период времени, характеризовавшегося чрезмерной централизацией, директивным командованием и подавлением инициативы с мест.

Свертывание рыночных отношений периода нэпа и переход к сверхцентрализованному управлению народным хозяйством отвечали общемировой тенденции конца 1920-40-х гг. к огосударствлению экономики («новый курс» Рузвельта, милитаризация хозяйства Гитлера и т.д.).

На рубеже 1920-30-х годов руководством Советского Союза был принят курс на всемерное форсирование, «подхлестывание» индустриального развития, на ускоренное создание социалистической промышленности. Наиболее совершенное воплощение эта политика обрела в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33) вступил в действие с 1 октября 1928 г. и разрабатывался при участии крупнейших специалистов (А.Н. Бах – известный ученый биохимик, И.Г.Александров и А.В. Винтер – ведущие ученые-энергетики и др.). Первый пятилетний лан исходил из того, что темпы развития народного хозяйства должны быть значительно выше, чем в капиталистических странах.

Руководством страны был выдвинут лозунг – в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. Промышленная неразвитость и международная изолированность СССР активизировали выбор плана форсированного развития тяжелой индустрии.


В первые два года пятилетки, пока не истощились резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями. В начале 30-х годов темпы ее роста существенно упали: в 1933 они составили 5% против 23,7% в 1928-29 гг. И хотя было провозглашено о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, «откорректированные» задания плана по выпуску большинства видов продукции осуществить не получилось.

Второй пятилетний план (1933-1937), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил ориентированность на приоритетное развитие тяжелой промышленности в ущерб отраслям легкой. Задания этого плана, по сравнению с предыдущим, выглядели более реалистичными и умеренными. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тысячи крупных промышленных предприятий (в том числе Уральский машиностроительный, Ново-Тульский металлургический и др. заводы; десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций).

Переход к форсированной индустриализации повлек за собой пересмотр налоговой системы. В 1930-31 гг. многочисленные налоги заменяются одним – налогом с оборота. В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, устанавливается централизованное (через Госбанк) кредитование. В 1936 г. наркоматам предоставляется право перераспределения не только прибыли предприятий, централизованно выделяемых финансовых ресурсов, но и оборотных средств и амортизационных отчислений подчиненных им предприятий.
Коллективизация. Добровольное производственное кооперирование мелких и средних крестьянских хозяйств, получившее в 20-е годы название «коллективизация», рассматривалось большевистскими теоретиками как центральный из двух способов социалистического переустройства деревни (второй способ: создание государственных хозяйств – совхозов, напрямую субсидируемых из казны).

Первые колхозы (коллективные хозяйства) возникли на рубеже 1917-1918 гг. Тогда же сформировались и три их формы, различавшиеся по степени обобществления средств производства:

– товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). По их уставу средства производства оставались в личной собственности членов товарищества, происходило лишь объединение полевых наделов в единый массив, обрабатываемый совместно;

– артели, где обобществлялась пахотная земля, тягловая сила, сельскохозяйственный инвентарь. При этом, право личной собственности распространялось на жилища, приусадебные участки, крупный и мелкий рогатый скот и т.п.;



– коммуны с максимальной степенью обобществления, включавшего не только землю, тягловую силу и инвентарь, но и усадьбы, всю живность (вплоть до мелкой птицы), а распределение излишков произведенной продукции осуществлялось уравнительно – по числу «едоков».

 

В первые послеоктябрьские годы среди колхозов преобладали артели и коммуны. В целом их было немного (до 12 тысяч), а после перехода к нэпу их число еще более сократилось. К 1926 г. они объединяли только около 1% всех крестьянских дворов, почти исключительно бедняцких.

Индустриальный скачок серьезно сказался на положении крестьянских хозяйств. Непомерное налоговое обложение порождало недовольство сельского населения. Значительно увеличивались цены на промышленные товары и одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна и другой сельхозпродукции государству, что вызвало осложнения с хлебозаготовками и привело к хлебному кризису в конце 1927 г. Он ухудшил экономическую обстановку в стране, поставив под угрозу выполнение плана индустриализации.

Кризис заготовительной кампании 1927/28 годов и ориентированность части работников аппарата ЦК партии к централизованному, административно-командному руководству всеми отраслями экономики форсировали переход к всеобщей коллективизации. XV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 г., принял особую резолюцию по вопросу о работе в деревне, в которой речь шла о развитии на селе всех форм кооперации, к этому времени объединявших почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи планировался постепенный переход к коллективной обработке земли.

В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», который предоставлял колхозам льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. В то же время ограничивалась аренда земли кулаками, их заставляли продавать имеющуюся сложную земледельческую технику, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В поддержку колхозам, начиная с ноября 1928 г., создавались государственные машинно-тракторные станции (МТС), что позволяло сосредоточить крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и, тем самым, с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.

После XV съезда партии заметно увеличился рост числа колхозов. К июню 1929 г. они объединяли 4% крестьянских дворов, а спустя четыре месяца – уже 8%. Как видно, летом и осенью того года произошел определенный скачок, но скорее количественный, чем качественный, ибо в колхозы по-прежнему тянулись в основном бедняки. С осени 1929 г. партия переходит к насильственной, по отношению к большинству крестьян, коллективизации.


Выбор курса на коллективизацию определялся сложным взаимодействием доктринальных и экономических факторов. Задачей коллективизации, зафиксированной в партийно-государственных документах того времени, являлось осуществление «социалистических преобразований в деревне». Но это не объясняет, однако, часто жестоких методов и чрезвычайно сжатых сроков ее проведения. Формы, методы и сроки коллективизации во многом определяла ее вторая цель, о которой говорилось меньше: любой ценой обеспечить финансирование индустриализации и бесперебойное снабжение быстрорастущих городов. Это требовало сохранения невысоких цен на хлеб, и резкого увеличения поставок продовольствия в город и на экспорт.

В результате начинается значительный внеэкономический нажим на деревню, часто насильственное - под угрозой объявления врагом советской власти или «раскулачивания» - насаждение колхозов. Следствием стало падение сельскохозяйственного производства и массовый забой скота (крестьяне не хотели отдавать его в «общее пользование»). Активный забой скота (волов) на Украине привел к «голодомору» 1932-33 гг. – распахивать крестьянам землю оказалось не на чем.

Практическое проведение курса на коллективизацию проявилось в повсеместном создании новых колхозов. Из госбюджета выделялись солидные суммы на финансирование коллективных хозяйств. Им предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой. Непосредственное руководство колхозным строительством осуществлял секретарь ЦК ВКП (б) по работе в деревне В.М. Молотов.

В январе 1930 г. ЦК партии принимает постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором намечались жесткие сроки ее проведения. В главных зерновых районах страны (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ) ее должны были завершить к весне 1931 г., в Центрально-Черноземной области, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане – к весне 1932. К концу первой пятилетки коллективизацию намечалось реализовать в масштабе всей страны. Устанавливалось, что формой колхозного строительства должна стать сельскохозяйственная артель, и провозглашалась «политика ликвидации кулачества как класса» с конфискацией их имущества и последующей передачей его колхозам.

Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за полтора – два года) изъяли из деревни реально и потенциально опасные для себя слои населения. В их числе оказались, прежде всего, кулаки и зажиточные середняки. Им было что терять от коллективизации, поэтому в различной форме они оказывали противодействие (вплоть до борьбы с обрезами в руках, но стихийно и разрозненно) большевистскому наступлению на деревню. Пик крестьянского сопротивления, пришедшийся на первые месяцы 1930 г. (более 1600 вооруженных выступлений), побудил советских лидеров несколько сбавить темпы коллективизации. В марте 1930 г. И.В. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», где осудил «перегибы» местного руководства.


В целом трагическая эпопея коллективизации крестьянства закончилась к середине 30-х годов. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора экономики - в индустриальный. Обязательные госпоставки и закупки сельскохозяйственной продукции по номинальным ценам, многочисленные налоги, обеспечение потребностей ГУЛАГа, организованный набор промышленными предприятиями рабочей силы в деревне, прямое вмешательство партийно-государственного аппарата (райкомы, уполномоченные, политотделы МТС и совхозов) в процесс производства составляли основные звенья этой системы.

Воздействие коллективизации на развитие сельского хозяйства было катастрофическим. Поголовье крупного рогатого скота только за 1929-1932 гг. сократилось на 20 млн. (на 1/3), лошадей на 11 млн. (на 1/3), свиней – в 2 раза, овец и коз – в 2,5 раза. Но в сталинской стратегии форсированной модернизации, при которой все отрасли народного хозяйства и сферы общественной жизни подчинялись нуждам промышленного развития, общий рост сельскохозяйственного производства в целом не требовался. Необходимо было лишь такое преобразование аграрного сектора, при котором можно было бы: во-первых, уменьшить число занятых в сельском хозяйстве пропорционально спросу на рабочую силу в промышленности; во-вторых, поддерживать, при меньшем числе занятых, производство продовольствия на уровне, не допускающем длительного голода; в-третьих, обеспечить снабжение промышленности незаменимым техническим сырьем.

Решение этих задач коллективизация обеспечила. В середине 30-х годов положение в аграрном секторе относительно стабилизировалось. В 1935 г. отменили карточную систему. В течение 30-х годов из сельского хозяйства «высвободилось» до 15-20 млн. человек, что позволило увеличить численность рабочего класса с 9 до 23 млн. человек. Главным результатом коллективизации стало обеспечение условий для гигантского индустриального скачка.

Результаты разгрома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми. Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными на многие годы. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932-33 (Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Казахстан и другие зерновые районы), унес жизни, по разным данным, от 3 до 5 млн. человек.

Экономические издержки коллективизации не остановили ее проведения. К 1937 г. было организовано свыше 243 тыс. колхозов, в составе которых находилось свыше 93% от общего числа крестьянских дворов. В 1933 г. была установлена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Вводимые на нее государственные цены были в несколько раз ниже рыночных. Планы колхозных