Файл: Руководство по изучению дисциплины Отечественная история.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посевов составлялись руководством МТС, утверждались исполнительными комитетами районных советов, затем передавались сельскохозяйственным предприятиям. Введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение.
Культурные преобразования. Перепись населения в 1920 г. выявила, что в стране 54 млн. неграмотных. Ликвидация неграмотности стала одной из актуальнейших задач того времени. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», которое охватывало тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В этих школах в 1925 г. занималось почти 1,4 млн. взрослых. Наравне с ликвидацией неграмотности ставились и пропагандистские задачи – закрепление в массах коммунистической идеологии. Начиная с 1923 года, растет сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Издаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, революционные и прочие темы, излагавшие официальную, большевистскую, точку зрения, широко развертывается пропаганда «основ ленинизма».
Острая недостача финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х годов бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов, проводить субботники и «недели» помощи школе, добровольный сбор средств населения.
Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Более 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, в специальных профессиональных школах и на краткосрочных курсах.
В области высшего образования правительство проводило классовую политику: создало благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян, и искусственно затрудняло прием детей интеллигенции и нэпманов. В 20-е годы возникла особая форма высшего образования рабочих – рабочие факультеты (рабфаки), которые вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению нелояльных к власти профессоров и преподавателей, что вызывало забастовки и протесты в студенческой и преподавательской среде. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены «исторический материализм», «история пролетарской революции», «история Советского государства и права», экономическая политика диктатуры пролетариата».
Социалистическая модернизация и «воспитание нового человека» требовали скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. В 1926 г. 43% населения в возрасте 9-49 лет, и большинство людей старших возрастов были неграмотны. С 1930 г., когда была поставлена задача «проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности», повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а в рабочих центрах – семилетнее. В результате уже к 1939 г. количество грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигло 81,2%, что было большим достижением для СССР. Индустриализация и потребность в создании своей – «небуржуазной» интеллигенции способствовали быстрому развитию среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало около 4600 вузов и техникумов. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не имевших ее. За 20-30-е годы письменность обрело около 40 народностей.
Сложности и противоречия экономики и политики, общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства и архитектуры. Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, изгнание многих деятелей культуры не остановило все же развитие искусства, толчок которому был дан в начале века. Создавались многочисленные группы и объединения, принадлежавшие разным направлениям. В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) – наиболее массовое объединение 20-х годов, претендовавшее на монополию в области литературного творчества. Деятельность РАППа носила открыто классовый, «пролетарский» характер. На страницах его журналов велась кампания против «непролетарских» писателей, так называемых «попутчиков», к которым относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
В литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922 г.) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, создававшие свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий и концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел и психологизм. Некоторые видные писатели и поэты, не принадлежали ни к каким группам и объединениям.
В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия, ввиду дефицита бумаги распространилась форма «устной» поэзии, выражавшейся в литературных вечерах, концертах и диспутах. В 1920 - 30-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко, А. Толстого, В. Вересаева, С. Сергеева-Ценского, М. Горького, А. Серафимовича, Д. Фурманова, К. Федина, А. Фадеева, Ф. Гладкова, М. Булгакова. Значительным явлением мировой литературы XX века стал роман советского писателя М.А. Шолохова «Тихий дон».
На сценах многих известных театров наряду с классикой в 20-30-х гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра в эти годы огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова. Создавалось множество новых театров (в том числе, передвижных) и театральных студий. Появились первые в мире детские театры.
Были достигнуты значительные успехи в естественных науках и технике. В СССР к концу 1932 г. насчитывалось свыше 1150 научных учреждений, а в 1941 г. – 1821. В частности, основываются такие крупные научные центры, как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н.И. Вавилов), научно-исследовательский физический институт им. П.Н. Лебедева, институты органической химии, физических проблем, геофизики и т.д. Исследования К.Э. Циолковского стали приоритетными в разработке теоретических проблем освоения космоса. До самой смерти (1936 г.) продолжал свои исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И.В. Мичурин. Однако, в 1930-х гг. подверглись репрессиям многие выдающиеся ученые. Среди них: Н.И.
Вавилов и его ученики, физик Л.Д. Ландау, создатели первых ракетных двигателей И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангеман, С.П. Королев, П.И. Ощепков, авиаконструкторы Н.А. Туполев, В.М. Петляков, В.М. Мясищев. В результате серьезно пострадали целые отрасли науки, было прервано развитие генетики, радиолокации, некоторых других направлений научной и технической мысли.
В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала государственная унификация и регламентация. Академия Наук СССР, потеряв автономию, была напрямую подчиненной Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства. Их место заняли централизованные и подконтрольные правительству «творческие союзы»: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932), Союз писателей (1934) и др. Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», а «изображения ее в революционном развитии», служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма».
Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история, которая была идеологически переработана и превращена, по выражению Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 году вышла в свет «История ВКП(б). Краткий курс», ставшая нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. «Краткий курс» давал сталинскую версию прошлого партии большевиков и истории Российского государства.
В 1930-е годы происходит становление советского кинематографа, создаются выдающиеся произведения советского кино: «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Земля» А. Довженко, «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана и др. Сталин лично контролировал сферу кинематографа и просматривал каждый новый фильм.
Политические и экономические процессы в 1930-е гг. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, в интерпретации официальной пропаганды - «Конституция победившего социализма». Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической – социалистическая собственность на средства производства.
Экономические преобразования конца 20-х – начала 30-х гг. коренным образом изменили структуру населения. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях – в совхозах и МТС. В несколько раз сократилась численность крестьян-единоличников. Исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки. Свыше 90% общего числа крестьян трудились в колхозах.
Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность городского населения в 1929-1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в 1931-1933 — на 2,04 млн. К 1939 году в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).
Численность пролетариата значительно выросла: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937. Безработица была ликвидирована. Основным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники. В годы первой пятилетки выходцы из деревни составили 68%. В социальной психологии новых рабочих доминировали черты крестьянского менталитета и традиций. Непростым было положение городской инженерно-технической интеллигенции, врачей, учителей, юристов и других специалистов. Без опыта образованных кадров невозможно было провести форсированную индустриализацию страны, ликвидировать неграмотность, улучшить здравоохранение. Вместе с тем у властей отношение к ним было настороженным.
Сталинская мобилизационная модель модернизации подразумевала жесткую идейную регламентацию духовной сферы жизни общества, повышенную требовательность к дисциплине и неукоснительному выполнению «директив сверху» в производственной сфере, репрессивные меры и высокий уровень наказаний для идейных противников системы и «просто провинившихся». «Закручивание гаек» коснулось даже рабочих, к которым власти относились более лояльно, чем к крестьянам. По закону, изданному в ноябре 1932 г., за один прогул рабочих увольняли, лишали карточек и квартир. Чисткой городов и выселением «чуждых, дезорганизаторских элементов» сопровождалось введение паспортной системы.
Ряд членов партии в это время попробовали сорганизоваться и вести антисталинскую пропаганду в ВКП(б). Наиболее широкую известность приобрели материалы так называемого Союза марксистов-ленинцев, идейным вдохновителем которого стал М.Н. Рютин, который подготовил в 1932 г. документ под названием «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» В ответ на это с конца 1932 г. началась чистка партии, целью которой было подавление внутренней оппозиции. Большая группа членов ВКП(б), в том числе бывшие лидеры оппозиции Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев, были привлечены к уголовной ответственности по делу Союза марксистов-ленинцев.
Культурные преобразования. Перепись населения в 1920 г. выявила, что в стране 54 млн. неграмотных. Ликвидация неграмотности стала одной из актуальнейших задач того времени. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность», которое охватывало тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В этих школах в 1925 г. занималось почти 1,4 млн. взрослых. Наравне с ликвидацией неграмотности ставились и пропагандистские задачи – закрепление в массах коммунистической идеологии. Начиная с 1923 года, растет сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Издаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, революционные и прочие темы, излагавшие официальную, большевистскую, точку зрения, широко развертывается пропаганда «основ ленинизма».
Острая недостача финансовых ресурсов заставляла государство уменьшать в начале 20-х годов бюджетные ассигнования школам, переводить их на финансирование из местных бюджетов, проводить субботники и «недели» помощи школе, добровольный сбор средств населения.
Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ). Более 3/4 учащихся этих школ были детьми рабочих. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, в специальных профессиональных школах и на краткосрочных курсах.
В области высшего образования правительство проводило классовую политику: создало благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян, и искусственно затрудняло прием детей интеллигенции и нэпманов. В 20-е годы возникла особая форма высшего образования рабочих – рабочие факультеты (рабфаки), которые вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удалению нелояльных к власти профессоров и преподавателей, что вызывало забастовки и протесты в студенческой и преподавательской среде. В начале 20-х годов в качестве обязательных предметов были введены «исторический материализм», «история пролетарской революции», «история Советского государства и права», экономическая политика диктатуры пролетариата».
Социалистическая модернизация и «воспитание нового человека» требовали скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. В 1926 г. 43% населения в возрасте 9-49 лет, и большинство людей старших возрастов были неграмотны. С 1930 г., когда была поставлена задача «проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности», повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а в рабочих центрах – семилетнее. В результате уже к 1939 г. количество грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигло 81,2%, что было большим достижением для СССР. Индустриализация и потребность в создании своей – «небуржуазной» интеллигенции способствовали быстрому развитию среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало около 4600 вузов и техникумов. Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не имевших ее. За 20-30-е годы письменность обрело около 40 народностей.
Сложности и противоречия экономики и политики, общественных процессов периода нэпа нашли яркое отражение в произведениях литературы, искусства и архитектуры. Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, изгнание многих деятелей культуры не остановило все же развитие искусства, толчок которому был дан в начале века. Создавались многочисленные группы и объединения, принадлежавшие разным направлениям. В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. – Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) – наиболее массовое объединение 20-х годов, претендовавшее на монополию в области литературного творчества. Деятельность РАППа носила открыто классовый, «пролетарский» характер. На страницах его журналов велась кампания против «непролетарских» писателей, так называемых «попутчиков», к которым относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова.
В литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922 г.) входили поэты В. Маяковский, Н. Асеев, С. Кирсанов, создававшие свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий и концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел и психологизм. Некоторые видные писатели и поэты, не принадлежали ни к каким группам и объединениям.
В начале 20-х годов в литературе лидировала поэзия, ввиду дефицита бумаги распространилась форма «устной» поэзии, выражавшейся в литературных вечерах, концертах и диспутах. В 1920 - 30-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко, А. Толстого, В. Вересаева, С. Сергеева-Ценского, М. Горького, А. Серафимовича, Д. Фурманова, К. Федина, А. Фадеева, Ф. Гладкова, М. Булгакова. Значительным явлением мировой литературы XX века стал роман советского писателя М.А. Шолохова «Тихий дон».
На сценах многих известных театров наряду с классикой в 20-30-х гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра в эти годы огромное воздействие оказала деятельность целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова. Создавалось множество новых театров (в том числе, передвижных) и театральных студий. Появились первые в мире детские театры.
Были достигнуты значительные успехи в естественных науках и технике. В СССР к концу 1932 г. насчитывалось свыше 1150 научных учреждений, а в 1941 г. – 1821. В частности, основываются такие крупные научные центры, как Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н.И. Вавилов), научно-исследовательский физический институт им. П.Н. Лебедева, институты органической химии, физических проблем, геофизики и т.д. Исследования К.Э. Циолковского стали приоритетными в разработке теоретических проблем освоения космоса. До самой смерти (1936 г.) продолжал свои исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И.В. Мичурин. Однако, в 1930-х гг. подверглись репрессиям многие выдающиеся ученые. Среди них: Н.И.
Вавилов и его ученики, физик Л.Д. Ландау, создатели первых ракетных двигателей И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангеман, С.П. Королев, П.И. Ощепков, авиаконструкторы Н.А. Туполев, В.М. Петляков, В.М. Мясищев. В результате серьезно пострадали целые отрасли науки, было прервано развитие генетики, радиолокации, некоторых других направлений научной и технической мысли.
В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала государственная унификация и регламентация. Академия Наук СССР, потеряв автономию, была напрямую подчиненной Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства. Их место заняли централизованные и подконтрольные правительству «творческие союзы»: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932), Союз писателей (1934) и др. Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от литературы и искусства не просто описания «объективной реальности», а «изображения ее в революционном развитии», служения задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма».
Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история, которая была идеологически переработана и превращена, по выражению Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 году вышла в свет «История ВКП(б). Краткий курс», ставшая нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. «Краткий курс» давал сталинскую версию прошлого партии большевиков и истории Российского государства.
В 1930-е годы происходит становление советского кинематографа, создаются выдающиеся произведения советского кино: «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Земля» А. Довженко, «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Веселые ребята» и «Цирк» Г. Александрова, «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана и др. Сталин лично контролировал сферу кинематографа и просматривал каждый новый фильм.
Политические и экономические процессы в 1930-е гг. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, в интерпретации официальной пропаганды - «Конституция победившего социализма». Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической – социалистическая собственность на средства производства.
Экономические преобразования конца 20-х – начала 30-х гг. коренным образом изменили структуру населения. 7% сельских жителей работали на государственных сельскохозяйственных предприятиях – в совхозах и МТС. В несколько раз сократилась численность крестьян-единоличников. Исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки. Свыше 90% общего числа крестьян трудились в колхозах.
Интенсивное промышленное строительство привело к рождению новых городов. Численность городского населения в 1929-1931 гг. увеличивалась ежегодно на 1,6 млн. человек, в 1931-1933 — на 2,04 млн. К 1939 году в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения).
Численность пролетариата значительно выросла: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937. Безработица была ликвидирована. Основным источником пополнения рабочего класса являлись крестьяне, покинувшие деревню бывшие единоличники. В годы первой пятилетки выходцы из деревни составили 68%. В социальной психологии новых рабочих доминировали черты крестьянского менталитета и традиций. Непростым было положение городской инженерно-технической интеллигенции, врачей, учителей, юристов и других специалистов. Без опыта образованных кадров невозможно было провести форсированную индустриализацию страны, ликвидировать неграмотность, улучшить здравоохранение. Вместе с тем у властей отношение к ним было настороженным.
Сталинская мобилизационная модель модернизации подразумевала жесткую идейную регламентацию духовной сферы жизни общества, повышенную требовательность к дисциплине и неукоснительному выполнению «директив сверху» в производственной сфере, репрессивные меры и высокий уровень наказаний для идейных противников системы и «просто провинившихся». «Закручивание гаек» коснулось даже рабочих, к которым власти относились более лояльно, чем к крестьянам. По закону, изданному в ноябре 1932 г., за один прогул рабочих увольняли, лишали карточек и квартир. Чисткой городов и выселением «чуждых, дезорганизаторских элементов» сопровождалось введение паспортной системы.
Ряд членов партии в это время попробовали сорганизоваться и вести антисталинскую пропаганду в ВКП(б). Наиболее широкую известность приобрели материалы так называемого Союза марксистов-ленинцев, идейным вдохновителем которого стал М.Н. Рютин, который подготовил в 1932 г. документ под названием «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» В ответ на это с конца 1932 г. началась чистка партии, целью которой было подавление внутренней оппозиции. Большая группа членов ВКП(б), в том числе бывшие лидеры оппозиции Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев, были привлечены к уголовной ответственности по делу Союза марксистов-ленинцев.