Файл: 1. 1 Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.
Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.
Промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется «третьим состоянием».
Третье состояние – это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизическими возможностями своего организма.
Третье состояние – это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.
Третье состояние характерно не только для людей, пребывающих в специфическом психофизиологическом состоянии – предродовом или послеродовом периоде, климаксе, престарелом возрасте. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические и токсические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей! с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи практически здоровыми, многие люди могут находиться годами и даже всю свою жизнь.
1.3 Здоровый образ жизни и его обеспечение.
Bookmark this page
Другим центральным понятием валеологии выступает понятие «здоровый образ жизни». Образ жизни связан практически со всеми видами жизнедеятельности человека и напрямую обуславливает состояние его здоровья. Это активная деятельность людей, целенаправленно формирующаяся в течение всей их жизни.
Среди определений понятий здорового образа жизни человека наиболее приемлемой является формулировка академика Ю.П. Лисицына: «Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья».
Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.
Составляющие здорового образа жизни:
-
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; -
знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье, минимизирование тех воздействий, на которые может влиять человек; -
отказ от курения, употребления алкоголя и наркотических веществ; -
здоровое питание; -
физически активная жизнь, с учетом возрастных и физиологических особенностей; -
личная и общественная гигиена: соблюдение и выполнение гигиенических правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи. -
эмоциональное самочувствие: умение регулировать эмоциональную сферу, профилактировать стрессовые состояния; -
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. -
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.
Сохранение здоровья во многом зависит от среды обитания человека. Выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье человека:
-
физические (загрязнение воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов,
шум, электро- магнитные поля, радиация и др.); -
психологические (трудовые, семейные, личностные, культурные
отношения, психоэмоциональные воздействия и др.); -
социальные (социальные и политические перемены, безработица,
дефицит времени, энергии и др.).
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье
Генотип и наследственно детерминированные особенности организма и психики практически не поддаются коррекции в процессе индивидуального развития. Поэтому генетические дефекты и наследственные заболевания являются одной из сложнейших проблем современной науки. Человечество возлагает большие надежды на борьбу с этими заболеваниями с помощью методов генной инженерии. Каждый человек в контакте с представителями медицинской генетики и психологии при тщательном наблюдении за собой и своими родственниками может определить наследственные особенности своего организма, предрасположенность к органическим заболеваниям, темперамент и другие индивидуальные особенности. Современные методы медицинской генетики, психологического тестирования, экстерорецептивной диагностики позволяют достаточно эффективно провести эти обследования, 'получить рекомендации по профилактике возможных заболеваний и укреплению индивидуального здоровья.
В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.
1.4 Организм как совокупность систем и функций, связей со средой. Адаптивно-защитные механизмы организма.
Bookmark this page
Организм человека представляет собой единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций любого органа и системы органов вызывает изменения строения и функций других органов.
Основным механизмом поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне является саморегуляция физиологических функций. Возникшая в процессе эволюции как результат приспособления к воздействиям окружающей среды, саморегуляция присуща всем формам жизнедеятельности. В ходе естественного отбора в процессе приспособления к среде обитания организмами были выработаны общие регуляторные механизмы различной физиологической природы (нейрогуморальные, эндокринные, иммунологические и др.).
Нервная регуляция – это координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, осуществляемое с помощью нервных импульсов.
Нервная регуляция является быстрой и локальной, что особенно важно при регуляции движений, и затрагивает все системы организма. Нервной регуляции подлежат соматические и вегетативные функции организма. В ее основе лежит рефлекторный принцип. Рефлекс является универсальной формой взаимодействия организма с окружающей средой, это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется через центральную нервную систему и контролируется ею. Структурно-функциональной основой рефлекса является рефлекторная дуга – последовательно соединенная цепочка нервных клеток, обеспечивающая осуществление ответа на раздражение. Все рефлексы осуществляются благодаря деятельности центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Гуморальная регуляция – это координация физиологических и биохимических процессов, осуществляемая через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью биологически активных веществ (гормонов), выделяемых клетками, органами и тканями в процессе их жизнедеятельности. Гуморальная регуляция возникла в процессе эволюции раньше, чем нервная. Она усложнялась в процессе эволюции, в результате чего возникла эндокринная система (железы внутренней секреции). Гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции функций организма, которая играет важную роль в поддержании относительного постоянства состава и свойств внутренней среды организма (гомеостаза) и его приспособлении к меняющимся условиям существования.
Генетическая управляющая система организма выступает регулятором всех метаболических реакций и процесса синтеза белка.
К совершенным гомеостатическим механизмам относятся процессы терморегуляции, постоянство состава крови, уровня сахара в крови, осмотического давления крови и другие.
Закрепившееся в процессе эволюционного развития состояние го-меостаза позволяет организму приспосабливаться к условиям окружающего мира. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными и благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания.
Адаптация – это врожденные и приобретенные виды приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.
Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать практически все стороны организма и жизнедеятельности человека.
Говоря об адаптации учащихся и студентов к условиям обучения в образовательных учреждениях, выделяют несколько ее видов:
- социальную (семейные взаимоотношения, жилищные условия, материальное обеспечение);
-
психофизиологическую (коммуникабельность, взаимоотношения с товарищами по группе и курсу, с преподавателями, личностные особенности.
уровень притязаний, характер, психофизиологическая совместимость в коллективе); -
к среде обитания (адекватная реакция организма на климат, температуру, влажность, газовый состав атмосферы и т.д.);
- физиологическую (состояние учащихся, тип высшей нервной деятельности и др.).
Большое значение в процессе адаптации имеют индивидуальные особенности организма. Оптимизация процессов адаптации и высокий уровень функционирования организма происходит в случае, когда собственная организация индивида соответствует и согласуется с окружающими социальными и климатическими условиями.
Среди адаптивно-защитных механизмов организма особое место занимает иммунитет.
Иммунитет – это защитная способность организма противостоять болезнетворным микробам и вирусам, а также инородным телам и веществам. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого же возбудителя.
Различают клеточный и гуморальный иммунитет.
Клеточный иммунитет осуществляют Т-лимфоциты и фагоциты. Т-лимфоциты обнаруживают в организме болезнетворные бактерии, клетки, пораженные вирусами, а также чужеродные белки, клетки и ткани. Вступив в контакт с ними, Т-лимфоциты выделяют особые вещества, вызывающие их уничтожение, или передают информацию фагоцитам. Фагоциты напрямую взаимодействуют с чужеродными клетками, переваривая их.
Гуморальный иммунитет осуществляют В-лимфоциты, вырабатывающие антитела.
Выделяют естественный и искусственный гуморальный иммунитет.
Врожденный естественный иммунитет сформирован у плода к моменту рождения и обусловлен наличием в крови антител. Приобретенный естественный иммунитет возникает после перенесенных инфекционных заболеваний, например, кори, коклюша, ветрянки и др. К некоторым инфекционным заболеваниям, например, гриппу, он создается на непродолжительное время, а к ангине – не развивается вообще.
К искусственному иммунитету относятся активный и пассивный иммунитет.
Искусственный активный иммунитет создается под действием вакцины. Вакцина – культура ослабленных микроорганизмов, формирующих иммунитет против заболевания, которое они вызывают. Вакцинация спасла миллионы людей от полиомиелита, кори, дифтерии, сибирской язвы и многих других инфекционных заболеваний.
Для срочной борьбы с возбудителями инфекционных заболеваний используют готовые антитела – сыворотки. Лечебная сыворотка – препарат антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем. Введение лечебной сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная иммунная система не начнет вырабатывать достаточное количество антител. Это искусственный пассивный иммунитет.