Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шло объединение: РСФСР в сентябре 1920 года подписало договор с Азербайджаном, в декабре с Украиной, в 1921 году с Белоруссией, Грузией и Арменией.

Было понятно, формально должна возникнуть федерация. Вопрос о субъектах:

- крупный специалист по национальным вопросам Сталин: автономизация (сен. 1922) (однако после сам говорил, что ошибочный план), т.е. 8 государств должны войти в состав РСФСР как автономные единицы; сохранение органов РСФСР в качестве федеративных. Сильные стороны: РСФСР есть как государство, есть опыт управления руководством РФ, есть конституция и органы центральной власти управления. Недостатки: местные элиты резко теряли свой статус, а с ними нужно считаться.

- (Татарская автономия) нужновывести автономные республики из состава РСФСР и сделать единицами более крупного союза. Недостатки: позиция РСФСР ослабеет (у каждого субъекта 1 голос, а самый развитый этнос – русский и контролирует самую большую территорию)

- компромисс – РСФСР осталась федерацией и вошла в более широкую федерацию; в состав РСФСР вошли: ДВР; Бухарская и Хорезмская республики. Украина и Белоруссия входят как самостоятельные субъекты. Искусственно объединили Армению, Грузию, Азербайджан в единую федерацию (закавказская федерация) и в таком качестве они войдут в состав будущего государства

Формально, решение объединение 20 декабря 1922 года – СССР

I съезд принял Декларация «Причины объединения» и проект договора

II съезд – К была принята в январе 1924 году

Все голосовали единогласно, в т.ч. и за К. на съезде были противники К, но в конце 1924 года голосовали единогласно (формально федерация, по факту унитарное государство) т.к. играл место идеологический фактор – траур (в 1924 году умер Ленин, который выступал за новое объединение народов с центром в Москве)

Народы объединились, много общего с прежней империей, НО РСФСР по отношению к другим республикам, которые на окраине союза – донор (создавать культуру, образование (квота на обучение в Москве, к примеру), кампании перехода республик на новую жизнь (средняя Азия «долой паранджу», горянки Северного Кавказа носили шали, а после пальто))

Существовала практика в 30-40 гг преследования, переселения народов: вторя половина 30-х с дальнего востока выселены Корейцы; ВОВ до 41 году на Волге была автономия немцев, их выселили в Сибирь, Казахстан, Киргизию (их не призывали в армию); калмыки (в Сибирь); Чечены, Ингушеты, Турки…., Крымские татары

СССР 1/6 часть суши

Конституция СССР 31 января 1924 года



Раздел первый

Констатация раскола мира на 2 лагеря: капитализма и социализма. Указание на особый характер национальной политики Советского государств, которое единственное способно наладить основы братского сотрудничества рабочих.

Причины объединения

- Экономические: невозможность восстановить экономику при раздельном существовании республик (правда)

- Международные: необходимость объединения пред лицом враждебного капиталистического окружения (перспектива на будущее)

- Идеологические: интернациональная природа советской власти требует объединения трудящихся масс советских республик в 1 социалистическую семью (не вся правда, это утопия)

О ком партии нет никакого упоминания ни в 18 ни в 24 гг. (но реально руководит страной) – т.е. неправовой режим до 36-го года когда впервые ком партия будет упомянута, но реально при Брежневе (ст. 6)

Цели союзного государства:

- внешняя безопасность

- внутреннее хозяйственное преуспеяние

- свобода нац развития народов

- решительный шаг по пути объединения трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую республику

Принципы объединения: добровольность, равноправие

51. Конституция СССР 1936 г.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под влиянием директив партийно-политического руководства страны. Еще в начале 30-х годов обсуждался вопрос о принятии новой конституции. Осенью 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение полугода на всех уровнях - от собраний трудящихся на предприятиях до республиканских съездов Советов. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысячи предложений, поправок, дополнений.

25 ноября 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР начал обсуждение. Редкомиссия приняла 47 поправок и дополнений к, более чем, 30 статьям. Важные дополнения касались Совета Национальностей (прямые выборы, равное число депутатов с Советом Союза). 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял вторую «сталинскую» постатейно и в целом текст Конституции. Главным при выработке проекта было привести Конституцию в соответствие с новой социально-экономической реальностью и перейти к принципу равных политических прав всем гражданам.


Конституция юридически закрепляла сложившуюся к середине 30-х гг. структуру общества, практику социальных отношений и не закрепляла программных положений.

Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму:

- государственной собственности;

- колхозно-кооперативной собственности.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924г. В структурном отношении Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей.

Содержала ряд глав, которых ранее не было:

- об общественном устройстве;

- о суде и прокуратуре;

- об основных правах и обязанностях граждан (в этой главе упоминается о следующих обязанностях: соблюдать конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность, защищать СССР – почетная обязанность);

- об избирательной системе.
52. Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны
Изменение в государственном строе ссср в период Великой Оте-

чественной войны. Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК СССР, Верховный Совет СССР (он собирался в 1942. 1944, 1945 гг.), местные советы депутатов трудящихся, прочие государственные органы.

22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении была в значительной степени передана военным органам управления.

23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – высший стратегический военный орган ее позже возглавил Генеральный секретарь ЦК ВКП(б): председатель Государственного комитета обороны И.В. Сталин.

30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И.В. Сталиным (он впервые занял официальный государственный, а не партийный пост). ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени.

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.


На военные рельсы под руководством СНК СССР была переведена промышленность Советского Союза. Были созданы новые народные комиссариаты (в частности, Народный комиссариат боеприпасов СССР и Народный комиссариат танковой промышленности СССР), успешно была проведена эвакуация ряда промышленных объектов из прифронтовой полосы (преимущественно на Урал).

В годы Великой Отечественной войны резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, например, широко практиковались совместные постановления Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Президиума Верховного Совета СССР.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

Были расширены права союзных республик в области обороны и внешней политики (народные комиссариаты обороны и иностранных дел стали союзно-республиканскими). Украина и Белоруссия реально были признаны субъектами международного права, так как являлись одними из учредителей Организации Объединенных Наций на конференции в Сан-Франциско (США, штат Калифорния) в июне 1945 г.

В годы Великой Отечественной войны был упразднен ряд автономных национальных образований прежде всего в составе РСФСР. Еще в 1941 г. была упразднена автономия немцев Поволжья.

В 1943–1944 гг. были упразднены автономии крымских татар, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев в составе Советской России, поскольку эти нации были обвинены в пособничестве немецко-фашистским захватчикам. Эти народы (в первую очередь крымские татары, чеченцы и ингуши) по личному указанию Сталина были депортированы в республики Средней Азии и Казахстан.

В 1944 г. к Советскому Союзу, по решению Малого Хурала Тувы, присоединилась Тувинская Народная Республика, она на правах автономной области вошла в состав Российской Федерации.

По решению съезда народных комитетов Закарпатской Украины в Мукачево (1944) и в соответствии с международным советско-чехословацким договором (1945) в состав Украинской ССР вошло Закарпатье. По советско-польскому договору был произведен обмен территориями между Польшей и СССР: