Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История государства и права России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами.
Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции — окружных судов.
Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам — в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение, как о факте преступления, так и о мере наказания.
Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
В суде допускалось судоговорение на местных языках.
Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
45. Государственно-политическая система в период нэпа
1922 ВЧК реорганизовано в ГПУ (Гос. Полит. Упр.), затем в ОГПУ (объединенное ГПУ). Кадры оставались прежними, репрессии не прекращались. РКП(б)/ВКП(б) в 1920-е превращается из партии в особый социальный и политический организм советского общества. Политика по отношению к другим партиям характеризовалась нетерпимостью, хотя социалисты стремились легализоваться и сотрудничать. Советское шло по пути превращения в однопарт. диктатуру, в партии идет борьба с внутр. оппозицией. Следствием однопартийности стало сращивание партии и правительства.
Суд над эсерами состоялся в июне - августе 1922. Трибунал ВЦИК обвинил в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и интервентам, в контрреволюционной пропаганде. В 1922 за границу выслали более 200 предст. Рос. философии за несогласие с сов. строем («Философский пароход»). Июнь 1923 инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», начинается их дискредитация. В 1923 начался распад меньшевистской партии.
Борьба вокруг «ленинского наследия». Постоянная «война цитат». Различия во взглядах касались вопроса построения соц-ма в одной стране, мир. революции. Расходились точки зрения и по вопросу о темпах и методах строительства социализма, об отношении к отдельным классам общества.
В конце 1920 в партии «рабочая оппозиция», требовала передачи всей власти на производстве профсоюзам. 10-й Съезд РКП(б) в 1921 принял резолюцию о единстве партии. Решения, принятые большинством, должны выполняться всеми членами партии.
Номенклатура — список наиболее важных постов, кандидатуры на которые предварительно утверждались парткомитетами. Освобождение с поста производилось с согласия парткома. Проводником номенклатуры становится партаппарат. Укрепляется роль Секретариата и Оргбюро ЦК РКП(б). В партийном аппарате сложился механизм назначений в противовес принципу выборности кадров.
8.11.23 утверждались номенклатурные списки: 1) важнейшие посты, 2) главки, 3) номенклатура на местах.
В 1920-х тенденции к расш. списков номенклатурных должностей, к расширению номенклатуры ЦК.
Выразителем антибюрократических настроений внутри партэлиты становится Троцкий. Троцкий выступил против линии на совмещ. функций партийной и советской работы. В начале зимы 1924 Троцкий выдвинул программу «нового курса», борьбу с бюрократизмом и развитие внутрипарт. демократии. Центр. идея «нового курса» — проведение открытых партийных дискуссий. Троцкий выступил против выдвиженчества.
Основная атака оппозиционеров велась против большинства в Политбюро ЦК, где всеми делами заправляла «внеуставная тройка» (Сталин, Каменев и Зиновьев). Началась борьба против «троцкизма». Троцкому предъявлены обвинения в стремлении стать диктатором, в стравливании партийцев, в индустриализме. При этом был использован пункт резолюции Х съезда РКП(б) «О единстве партии», запрещавший фракционную деятельность. С тех пор данный пункт стал широко применяться для борьбы с оппозиционными течениями в партии. XIII конференция РКП(б) в начале 1924 ознаменовалась разгромом троцкизма. Сторонники Троцкого были смещены со своих постов и направлены на периферию.
На почве недовольства нэпом возникает «новая оппозиция», центром становится инд-ый Ленинград. Зиновьев, лидер ленинградской парторганизации, выступил против политики по отношению к крестьянству, осудив ее как «уступку кулачеству». Высказывался против построения социализма в отдельно взятой стране.
Зиновьев и Каменев определяли советскую экономику как госкапиталистическую. Одновременно Каменев и Зиновьев выступили с критикой бюрократизма и партгосноменклатуры во главе со Сталиным.
Вышедшая на XIV (декабрь 1924) съезд ВКП(б) «новая оппозиция»" потерпела поражение. Сразу после съезда был организован разгром ленинградской парторганизации. В Ленинград была назначенна комиссия под председательством В.М. Молотова. Во главе ленинградской парторганизации поставлен С.М. Киров.
Весной 1926 объединение "старой" и "новой" оппозиции в "троцкистско-зиновьевский блок". В него входили по большей части представители "старой партийной гвардии": Троцкий, Зиновьев, Каменев, Крупская, Преображенский, Сокольников, Антонов-Овсеенко и др. Выход левые видели в "реконструкции нэпа", в проведении "сверхиндустриализации", упоре на развитие тяжелой промышленности. Осн. критика: на Бухарина и "правых оппортунистов" (Рыкова, Калинина, Дзержинского). Сталина, Молотова, Куйбышева, Кирова левые относили к аппаратно-центристской группировке. В основу экономической программы "левых" легла теория "изначального социалистического накопления" Преображенского и Пятакова. В середине 1926 Зиновьев выступил против кампании "оживления Советов", которая, по его мнению, вылилась в "засорение всей советской системы элементами новой буржуазии и бюрократии". Оппозиция выступала также под флагом борьбы с "назначенчеством». На июльском пленуме ЦК ВКП(б) 1926 Зиновьев был заменен Рудзутаком, кандидатами в члены Политбюро стали лица из сталинского окружения. На пленуме Троцкий и Каменев были отстранены от деятельности Политбюро, Исполкому Коминтерна было предложено сместить Зиновьева с поста его председателя. 1927 октябрьский пленум ЦК вывел Троцкого и Зиновьева из своего состава, а в ноябре оба были искл. из партии. На XV cъезде ВКП(б) (декабрь 1927) были искл. 93 оппозиционера. В начале 1928 большая их группа во главе с Троцким была сослана в Алма-Ату.
46. Кодификация права в РСФСР 1922‒1924 гг. Общая характери¬стика.
Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско-правового законодательства, нормирующего основные направления хозяйственной работы. Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых пробм, в том числе вопросы о правовых источниках и юридической тех нике.
Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и «революционное мировоззрение трудящихся масс» в тот период еще не могли принимать форму определенных законов, а старое законодательство было неприемлемым для нового строя, революционное правосознание оставалось почти единственным источником права. В 1917—1918 гг. принимались новые декреты о суде, в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания. Так, в ст. 5 Декрета о суде № 1 (1917 г.) говорилось о «революционной совести» и о «революционном правосознании» как о синонимах. В ст. 36 Декрета о суде № 2 (1918 г.) упоминается уже «социалистическое правосознание», а в ст. 22 Декрета о суде № 3 (1918 г.) — «социалистическая совесть».
Уже на данном этапе делалась попытка разграничить категории «революционная совесть» и «революционное правосознание». Первая означала субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание, вторая —объективное содержание права.
Правоведы 20-х гг. придавали важное значение этим декретам, но все же главное место отводили судебному решению как ведущей форме правотворчества. Объяснялось это отчасти тем, что декреты этого периода (1917—1920 гг.) были разрознены и не приведены в систему. На данном этапе «революционное правосознание» составляло стереотип «революционной законности» вообще, которая, в свою очередь, почти совпадала с представлением о «революционной целесообразности». Лишь к концу периода «военного коммунизма» в правовой теории произошла определенная дифференциация этих категорий.
Сама кодификация рассматривалась в этой связи только как этап в осуществлении революционного правосознания (или целесообразности), как способ «лучшего в данных виях достижения цели». Законодательные нормы не могли покрывать всего многообразия действительности, в каждый отдельный момент точно отражать «опыт хозяйственного строительства». В этой ситуации революционное (или, как чаще начали говорить в 20-е гг., социалистическое) правосознание приобретало новую значение — метода, восполняющего пробелы в законе.
В целом в правовой теории 20-х гг. под революционной законностью стали понимать установленный и определенный государством правопорядок, комплекс правил, что связывалось с необходимостью разработки системы соответствующих норм. Расчет на скорое отмирание права (при социализме) обусловил особое отношение к правовой норме:
закон отмечает те вехи, по которым определяются границы данного правопорядка, данной системы правовых отношений... Теоретически закон должен дать основной принцип данной системы, а остальное — уже дело пролетарского суда» (П. Стучка).
Ориентация на «революционное правосознание» как на важнейший источник права содержалась в концепциях сторонников психологической теории права (М. Рейснер), в которых отождествлялось собственно право с революционным правосознанием. Аргументам психологистов противопоставлялась социологическая интерпретация права. С этой точки зрения законодательство являлось не чем иным, как плановой политикой. «Мы не говорим о верховенстве законов, но говорим, что части подчинены целому и что в социальном строительстве отдельные его акты увязываются объединяющим их общим планом» (И. Ильинский).
Советские правоведы 20-х гг. столкнулись со значительным противоречием, заложенным в самой правовой системе переходного периода, между «пролетарским судом» и «буржуазным правом». Преемственность юридических форм («буржуазное» — советское право) выражалась, в частности, в том, что праву переходного периода наряду с принципом целесообразности был присущ и принцип «справедливости». Хотя последняя ни разу прямо не упоминалась в ГК РСФСР, но определенно присутствовала в содержании его статей , в ряде случаев даже определяя границы применения закона. Судебная и правоприменительная практика представлялась советским правоведам наиболее эффективным средством противодействия «буржуазным» началам, все еще существующим в праве переходного периода. «Творческая активность судебной практики, точно ограниченная исключительно интересами государства и трудящихся, но вовсе не ограниченная неподвижными рамками закона» — в этом виделось начало коррективов правотворческой деятельности в условиях переходного периода.
Разрешение дилеммы «пролетарский суд — буржуазное право» осуществлялось следующим образом: судья должен был прежде всего попытаться найти прямой ответ в действующем законе. Если это не удавалось, он обращался к анализу «общих начал», которые можно вывести из существа советского законодательства. Не найдя достаточно определенного ответа и там, судьи вправе был искать решение в последней инстанции — в «общих принципах классовой политики». Такой порядок обусловливал необходимость тщательно регламентировать процедуру судебного разбирательства, поэтому законодатель значительное внимание уделял разработке норм процессуального права.