Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 Дошкольный возраст это самый подходящий период для развития воображения. Дети могут воспринимать фантастические, сказочные образы как настоящие. Их собственный жизненный опыт еще невелики поэтому воображение помогает возместить его недостаток [44]. Детские издания для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая малышу сказку, воспитатель может менять голос, читать произведения разными голосами, имитируя тем самым животных, показывать того или иного героя, рассматривать картинки вместе с детьми. В четыре года у ребенка возникает способность следовать от мысли к действию. К пяти годам, ребенок начинает планировать, складывать в уме план последовательных действий. Происходит становление словесных форм воображения. Воображение превращается в целенаправленный и самостоятельный процесс. С. Л. Рубинштейн писал, что воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое [42]. Великий русский педагоги психолог К. Д. Ушинский писал Воображение ребёнка беднее, слабее, и однообразнее чему взрослого человека. В возрасте четырех-пяти лет воображение становится творческим, а сюжеты выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразней. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых героев, придумывает новые игры, находит способы реализовать свои творческие замыслы. В отличие от школьника, ему трудно фантазировать про себя, не действуя при этом. Ребенку в среднем дошкольном возрасте необходимо строить, рассказывать или рисовать, чтобы воображать. В четыре года ребенок приобретает способность воображать на основе словесного описания, поэтому именно сданного возраста важно рассказывать и читать детям волшебные сказки. Существует три основных типа воображения Воссоздающее – возникает при чтении книг. Ребенок представляет то, о чём читает или слышит.
15 Творческое – создание образов и историй самостоятельно. При этом прослеживается взаимосвязь между объектами и ситуациями. Этот тип воображения необходимо развивать у детей любого возраста. Неуправляемое истории, несвязанные последовательностью и логикой. При чтении художественного произведения развивается память. Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом [33]. Память это процесс записи, хранения и воспроизведения информации. Она влияет на многочисленные психические процессы личности. Память бывает произвольная – человек заставляет себя запомнить что-то при помощи воли (складывается в возрасте четырех-пяти лет непроизвольная – не заставляет.
Главным видом памяти в среднем дошкольном возрасте является образная память. Ранее в памяти детей закреплялись отрывочные представления, красочные впечатления, а в памяти ребёнка четырех-пяти лет сохраняются уже целостные образы, которые при словесном описании возникают в сознании. При прослушивании литературных произведений развивается словесная память, растет количество слов, которые ребёнок может запомнить и воспроизвести через несколько минут. Память, как и другие процессы, в возрасте четырех-пяти лет начинает приобретать произвольность, но все ещё остается эмоциональной, основанной на ярких впечатлениях [46]. Важную роль в приумножении читательского опыта играют иллюстрации. В среднем дошкольном возрасте дети способны рассказывать по картинке о её содержании, долгое время рассматривать иллюстрации в книге. Любимую книгу они с легкостью находят среди других, могут запомнить автора, название. Малыши стараются перенести книжные ситуации в жизнь, с большим удовольствием играют в ролевые игры,
16 построенные на сюжетах сказок, рассказов, подражают героям художественных произведений. Дети очень часто придумывают собственные сюжеты. Свои предложения ребенок вносит и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. В среднем дошкольном возрасте, ребенок пересказывает знакомые сказки при помощи взрослых, рассказывает наизусть коротенькие стихотворения. Выполняет поручение в виде двух-трех последовательных действий запоминает до 5 слов по просьбе взрослого. Внимание – это одно из важнейших качеств, которое характеризует процесс отбора необходимой информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра, то наш мозг не мог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Недостаточный объем внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме [37]. По мнению П. Я. Гальперина, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности [14]. Все вышеуказанные психические процессы возникают у ребенка на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Необходимость правильного развития этих психических процессов это неотъемлемая часть в восприятии ребенка среднего дошкольного возраста произведений детской художественной литературы, так как именно в этом возрасте происходит скачек в развитии ребенка, осознании самого себя и происходящего вокруг.
17
1.3. Жанры детского фольклора и их характеристика Знакомство ребенка с книжной культурой происходит при помощи литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература насыщает воображение и ум ребенка, показывая ему новые миры, модели поведения и образы, являясь мощнейшим средством духовного развития личности. Задача литературы для детей – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу На детский фольклор впервые серьезное внимание обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В х гг. XIX века в журнале Учитель появились публикации произведений детского фольклора и их анализ сточки зрения психологии и физиологии ребенка. В тоже время началось постоянное собирание народных произведений для детей. Самый первый сборник детских произведений – П. Бессонова Детские песни – был издан в 1868 году и содержал 23 считалки и 19 игр с песнями. В последующем вышли издания детского фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна составившие основу последующих теоретических работ [10]. Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров сказки, басни, былины, пословицы, загадки, поговорки, частушки, потешки все это неоценимое богатство народа, народное знание, народная мудрость. Фольклор выражает склонности, вкусы, интересы народа [55]. Многочисленные жанры народного творчества доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче вникает в происходящие события окружающего мира, постигает представления народа о красоте, морали, яснее ощущает красоту родной природы, знакомится с обрядами, обычаями вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего просто невозможно становление полноценной личности [3].
18 Жанр – это определенный склад произведения искусства, его постоянная основа, сочетание определенных признаков, объединяющих произведения данного вида. Жанр не является чем - то внешним по отношению к смыслу произведения. Это не свод правил художественного оформления идеи произведения, а наоборот, глубокое выражение отношения писателя к предмету изображения [35]. По мнению исследовательницы русского фольклора Е. В. Росс, фольклор это редкий вид детского творчества, который образуется и развивается независимо от контроля и руководства взрослого человека и который уже многие десятилетия передается от одного поколения детей другому. Его постоянно растущее развитие происходит в сторону расширения репертуара, введения новых образов, изменения формы бытования разнообразных жанров, это материнская поэзия и собственное детское творчество. Детское творчество представляется такими видами фольклора, как считалки, скороговорки, прозвища, страшилки, дразнилки, загадки, тайные языки, «садюшки», небылицы, анекдоты [2]. Классификация МН. Мельникова основывается на наблюдениях ГС. Виноградова, но использует принцип возрастной градации детей и некоторые иные теоретические положения его предшественников. По назначению и характеру бытования ученый выделил лишь основные группы детского фольклора. На основе общности поэтики, музыкального строя и исполняемой в быту функции внутри каждой группы приведены самостоятельные жанры
1. Поэзия пестования.
2. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
3. Бытовой фольклор.
4. Фольклор материнства и детства.
5. Детская обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки.
6. Потешный фольклор.
19 7. Детские народные песни, заклички, приговорки.
8. Детские сказки, страшилки.
9. Словесные игры, поддевки, молчанки и голосянки, сечки, считалки, скороговорки, небылицы-перевертыши, загадки [34]. Рассмотрим самые популярные жанровые особенности, с которыми знакомятся дети в среднем дошкольном возрасте и осознанно воспринимают их. Сказки этодревнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Сказки учат человека жить, вселяя в него оптимизм, укрепляя веру в торжество справедливости и добра. За вымышленностью сказочной фабулы и вымысла кроются реальные человеческие взаимоотношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказке художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей [40]. Воспитательная сторона сказки – один из ее жанровых признаков. Традиционно выделяют три типа сказки
1. Бытовую, где задача жанра высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью. Общие особенности в основе – необычное происшествие в рамках реальных событий фантастика практически отсутствует имеет место удивительное допущение, в основе которого лежит гипербола герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным вместо волшебства используется смекалка реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение положительный герой – иронический удачник действующие персонажи – непримиримые противники широкое использование диалога
20 смысловой акцент происходит в развязке обилие глаголов.
2. Волшебную – задача жанра вызвать любование добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в том, что добро всегда восторжествует Общие особенности волшебных сказок наличие явной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы встреча с волшебными силами описание доминирует над диалогом сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя сложная композиция широкий набор изобразительно-выразительных средств.
3. Сказку о животных – суть жанра высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному, несчастному. Общие особенности специфический состав действующих лиц (сказочные образы – традиционные типы волк – глупый, лиса – хитрая перенесение человеческих свойств и качеств характера на животных конфликты в сказке отражают настоящие жизненные отношения людей суженный набор изобразительно-выразительных средств
облегчённая композиция обилие глаголов большое использование диалогов малое количество эпизодов, быстродействие введение малых фольклорных форм [23].
21 Г. Н. Волков делает акцент на наиболее явных особенностях сказок народность (сказки изображают жизнь народа, особенности его мировидения, а также стимулируют их формирование у детей увлекательность сюжета сложность событий, внешних столкновений и борьбы оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, победу добра над злом образность (главный герой в основном отражает главные черты народного характера трудолюбие, отвагу, остроумие и т. п забавность (веселый и тонкий юмор дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны. Данные особенности сказок позволяют использовать их при решении педагогических задач, в системе воспитания дошкольников [11]. Сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся находить положительных и отрицательных героев, верно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обиженному и обманутому, как защитить его. У детей ранимая и хрупкая психика, и сказки являются тем разносторонним средством, которое позволяет безэмоционального и морального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и провести параллели с современной действительностью [39]. Особое место уделяется обучению детей понимания образного содержания и обобщенного значения поговорок и пословиц. К. Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки подходящим средством развития образной речи – привести дитя к живому источнику народного языка. Пословицы и поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль в них выражена лаконично, цельно, остро. Пословицы имеют форму предупреждения, совета, воспитывают в детях благородство, трудолюбие, честность, доброту и решительность, Осуждают лживость, лень и другие людские пороки. Необходимостью их применения является уместность. Ребенок должен понимать, что это именно те слова, при помощи которых можно наилучшим способом выразить свою
22 мысль. Разбору пословицы предшествует чтение художественного произведения, подводя тем самым детей к осознанию ее смысла. В среднем дошкольном возрасте уже можно применять такие широко используемые жанры, как жеребьевые приговорки, песенки и считалки.
Жеребьевые приговорки – это коротенькие рифмованные стишки (состоят обычно из двух-четырех строк, с которых всегда начинаются игры, когда играющих необходимо поделить на две или несколько групп участников. Приговорки начинают такие детские игры, как Лапта, Прятки, Городки, Салки и многие другие. Важное место в игровом детском фольклоре занимает жанр считалки. Считалка – это рифмованное стихотворение, но более объемное по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют
6,
8,
10 и более строк. Необходимо учитывать и другую сторону этого жанра слово во многих считалках выступает не столько определением данного смысла, сколько носителем необходимой ритмической единицы. В фольклоре в каждом возрасте определены свои жанры. К пятилетнему возрасту, излюбленной словесной игрой детей были и остаются скороговорки это быстрое повторение труднопроизносимых слов. Играя, дети одновременно развивают артикуляцию. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложными богатым звуковым оформлением [7]. Ошибки в произношении каких-либо слов вызывают у детей смех, окружающие стараются помочь друг другу, подсказать, поправить, перевернуть по-своему. Скороговорки учат четко, правильно и быстро говорить, нов тоже время являются простой игрой. Сочинение и отгадывание загадок играет немаловажную роль в развитии речи детей. Они способствуют становлению образности речи. Разгадывание загадок развивает умение обобщать, анализировать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделять наиболее выразительные, характерные признаки предмета или
23 явления, умение лаконично и ярко передавать образы предметов, развивая, тем самым у детей поэтический взгляд на действительность [20]. С помощью пестушек, потешек развивается фонематический слух, так как они содержат звукосочетания-наигрыши, которые неоднократно повторяются в разном темпе, с различной интонацией.
Пестушки – небольшие песенки, которые используют в первых играх ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающиеся первыми детскими сознательными движениями (Идет коза рогатая и т. д) Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Некоторые пестушки, усложняясь, развивают игровое начало, переходят в жанр потешек [25].
Потешки. Их главное назначение – подготовка ребенка к изучению окружающего мира в процессе игры. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрыми жизнерадостным ритмом. Роль потешек заключается в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки [25]. Небылицы – особенный вид песенок с шутливым текстом, в котором специально смещаются реальные связи и отношения. Они основаны на вымысле, нереальности. Они помогают ребенку утвердить в своем понимании подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реалистичности. Юмор становится педагогикой [43]. Дразнилки – способ проявления детского юмора и сатиры. Дразнилки это вид творчества, почти полностью развитый детьми [31]. Частушки – короткая, рифмованная песенка, обычно состоящая из четырех строки исполняющаяся полуговорком в присущей ей звонкой манере [48]. Фольклорные произведения раскрывают перед ребенком красоту и четкость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского пробуждают к
24 жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка [50]. Подводя итог, можно сказать, что роль чтения фольклорных произведений в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, пересказывание и рассказывание художественной литературы и фольклора доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает на ребенка-дошкольника огромное влияние на интеллектуальное, творческое, умственное, психологическое и психофизиологическое развитие, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, об отношении к природе, о труде, развивая, тем самым, трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.
1.4. Анализ программного содержания работы по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Проанализируем программное содержание по теме на примере двух образовательных программ Детский сад 2100» и Детство. Таблица 1 Анализ программного содержания двух образовательных программ Детский сад 2100» и Детство Детство Детский сад 2100» Задачи
1. Расширять умение и опыт слушания литературных произведений за счет разнообразия жанров фольклора небылицы, прибаутки, заклички, загадки, волшебные и сказки о животных, литературной прозы (рассказ, сказка) и поэзии (веселые детские сказки в стихах стихи, авторские загадки.
2. Углублять у дошкольников интерес к литературе, воспитывать интерес и желание к частому общению с книгой совместно со взрослыми в самостоятельной деятельности.
3. Развивать умения воспринимать текст понимать основное содержание, Задачи по восприятию художественной литературы и фольклора обеспечивают развитие ребёнка в различных образовательных областях.
Художественно-эстетическое развитие
1. Приобщать ребёнка к восприятию и пониманию текста через комментированное чтение, диалог. Педагог создаёт такие условия для становления эстетического отношения к описанному в произведении окружающему миру, в результате которых у дошкольника стимулируется сопереживание персонажам художественных произведений.
2. Формировать элементарные представления о различных видах
25 Продолжение таблицы 1 Соотносить и устанавливать временные и простые причинные связи, называть основные характеристики героев, не особо сложные мотивы их поступков, давать оценку с позиций этических норм, сопереживать, сострадать и сочувствовать героям произведений, понимать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, всеобщего настроения произведения или его части, фрагмента.
4. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на примере литературных текстов пересказывать сказки и рассказы (в том числе по ролям, по частям, выразительно рассказывать наизусть стихии поэтические сказки и их фрагменты, потешки и прибаутки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, принимать участие в литературных играх со звукоподражанием, словами и рифмами на основе художественного текста.
5. Стимулировать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности в изготовлении фигурок из пластилина и различных элементов декораций для театрализованных игр, в рисунках, в игре-драматизации. искусства, за счет чего происходит именно активный интерес не только к художественной литературе и фольклору, но и музыке (когда ребёнок выражает отношение к герою или сюжету через танец, песню, и изобразительному искусству (когда иллюстрирует сказку или рассматривает иллюстрации к тексту, к театру (когда инсценирует произведение.
3. Предлагать детям уже ранее встречающиеся им формы творчества, что способствует их самостоятельной творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и др. Речевое развитие
1. Обогащение активного и пассивного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у дошкольников.
2. Приобщать детей к беседам на духовно-нравственные темы, стимулировать их речевую активность с применением литературных произведений и фольклора, а также учетом их личного опыта, деликатно обращая внимание на примеры реальных ситуаций в детском общении отрицательные и положительные.
3. Формировать элементарные представления о детской литературе, её жанрах.
Социально-коммуникативное развитие. Предлагать детям выразить своё отношение к тексту, используя при этом полученные ранее в других видах деятельности умения рисовать, играть в различные игры, танцевать, и др, что способствует становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.
2. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к малой родине и Отечеству, формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, преемственности поколений в рамках культуры, так как народные сказки, частушки, потешки, – это педагогический опыт и творческий гений народа.
26 Продолжение таблицы 1 Познавательное развитие
1. Создавать соответствующие условия чтение не должно быть однообразными скучным нужно обязательно избегать пассивного созерцания, слушания необходимо давать ребёнку возможность высказаться, проявить тем самым свои эмоции, нужно внимательно относиться к проявлению коммуникативной инициативы и поддерживать е.
2. Формировать первичные представления о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля, нашего общего дома, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира при помощи художественной литературы. Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей Получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече с ней. Восприятие литературного текста Освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произведение, сопереживать и сочувствовать героям произведения, представлять в воображении героев, некоторые черты их характера, особенности внешнего вида, различать поступки героев и давать им элементарную оценку, объяснять явные мотивы поступков, при помощи педагога, понимать общее настроение произведения. Представление о значимости использования в художественном тексте некоторых средств языковой и интонационной выразительности рассказчика для выражения отношения к происходящим событиями героям. Творческая деятельность на основе литературного текста Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знакомые и новые сказки и рассказы с применением иллюстраций и без них сверстниками взрослым, игрушкам. Освоение различных способов выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рассказе, В процессе приобщения детей к чтению происходит поэтапное становление сфер читательской деятельности эмоциональной сферы, сферы реакции на содержание, сферы воображения, сферы реакции на художественную форму О. В. Чиндилова). Методы и приёмы могут быть следующими выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, совместное скандирование, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. Сфера воображения у детей начинает включаться с среднего дошкольного возраста. Сначала мы говорим о включении воссоздающего репродуктивного) воображения, когда действительность воссоздаётся в памяти в таком виде, в каком она описана в тексте, в каком она есть в реальности. Развитие умений в любой деятельности через любые образовательные области основано на таком воображении.
27 Продолжение таблицы 1 аппликации, рисунке, лепке при пересказывании чтении наизусть какого- либо текста в разных видах театрализованной деятельности. Результат освоения Положительный
1. Ребенок слегкостью включается в процесс восприятия книги, выражает свое истинное отношение к событиями героям, к красоте некоторых художественных средств, с желанием обсуждает произведение, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев
2. Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как сказка, загадка, рассказ, небылица, потешка стихотворение
3. Охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихотворения и прибаутки, поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки
4. С желанием рисует иллюстрации, активно участвует в театрализованных играх, стремится к созданию выразительных образов, как результату от воспринятого и понятого ранее Отрицательный
1. Вызывает озабоченность в усвоении нового и требует совместных усилий педагогов и родителей
2. Интерес к слушанию литературных произведений выражен довольно слабо. Ребенок самостоятельно не общается с книгами в книжном уголке, не просит прочитать новое произведение. Более выраженный эмоциональный отклик вызывает только рассматривание иллюстраций
3. Отвечая на вопросы о событиях, дает обобщенно-упрощенную характеристику герою, в основном затрудняется в установлении мотивов поступков героя, нечувствителен к красоте литературного языка
4. Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам
5. Отказывается от участия Погружение детей в мир литературы создаёт прекрасные условия для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений не только словесного, но и других видов искусства. Входе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью. Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе. При обсуждении смысла текста, коллективном инсценировании развиваются умения общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности. Восприятие художественной литературы и фольклора способствует развитию у дошкольника любознательности и познавательной мотивации, так как литература увлекает ребёнка и постоянно поддерживает его интерес к новому [6].
28 Продолжение таблицы 1 в театрализованных играх, в основном выступает в роли зрителя, в образно- игровых этюдах создает только простой, ранее встречающийся образ героя [4]. Вывод Задачи по освоению детьми художественной литературы и фольклора в программе Детский сад 2100» выражены через интеграцию образовательных областей. Комплексный подход рассматривается как способ интеграции всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию личности. Поэтому мы говорим о томили ином виде деятельности как целостной системе, имеющей единую цель, которая может объединить в себе все пять образовательных областей напрямую или косвенно через различные формы работы. В связи с этим восприятие художественной литературы и фольклора как один из видов деятельности также может обеспечивать развитие во всех образовательных областях, причём часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть только при определённых условиях. Программа Детство более подробно раскрывает работу по приобщению детей к произведениям фольклора и литературы, это проявляется ив более подробно поставленных задачах перед педагогом ив достигнутых результатах после освоении области, авторы подробно остановились на получении результатов освоения данной области, раскрывая требования и условия для этого. Мы видим, что данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывается применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша. На наш взгляд в программе Детский сад 2100» авторы призывают более внимательнее отнестись к приобщению литературы и произведений различных форм фольклора по средствам изучения своей родины, планеты Земля – нашего всеобщего дома, духовных и нравственных ценностей. Дошкольный возраст – красочная, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, определяется связь ребенка сведущими сферами бытия миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни, поэтому сегодня дошкольное учреждение вправе само выбирать именно ту образовательную программу, которая наиболее оптимально подходит к данному образовательному учреждению, его особенностям, специфике образования, в зависимости от расположения, региона местонахождения, наличия лицензии и приложения к ней направо осуществлять ту или иную образовательную деятельность.
29
1 2 3 4 5 6 7
1.5. Методические основы организации деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Середина дошкольного детства педагогической наукой рассматривается как подходящий период для обучения и воспитания ребёнка. Именно в этот промежуток времени дети с поразительной активностью и скоростью начинают перенимать устои поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Данный возраст особо благоприятен для развития языкового чутья [56]. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к пониманию текста произведения, желания эмоционально откликнуться на происходящие события. На занятиях внимание детей привлекается к содержанию, к легко различаемой на слух стихотворной форме художественного произведения, атак же к некоторым особенностям литературного языка (эпитеты, сравнения. Также обязательно детей учат отвечать на вопросы Понравилась ли сказка О чем рассказывается Какими словами она начинается Заканчивается В детском саду принято выделять две формы организации работы с фольклором) Чтение и рассказывание на занятиях:
одного произведения нескольких произведений, объединенных единой темой или единством образов (две разные сказки о лисичке объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств чтение и рассказывание с использованием наглядного материала разными видами театра, с игрушками, кинофильмами, диафильмами чтение, как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим миром [17].
30 2) Использование фольклорных единиц вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, вечера сказок, уголок книги, мини- музеи сказок, фольклорные праздники и т. д. Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами это необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений, в результате чего занятия будут проходить как красочное общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо
[30]. При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами педагогу следует учесть следующее использовать в своей деятельности русские народные музыкальные инструменты и предметы народно-прикладного искусства использовать поговорки, потешеки, прибаутки и др, тогда будет обеспечиваться систематический подход к ознакомлению с окружающей действительностью, где содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (одевание, умывание, танцы и т. д. Они должны как можно чаще присутствовать в речи педагога продолжать всецело использовать наглядные пособия в средней группе, с помощью которых получается полноценная, развернутая картина действий и их результата. Показ может быть как цельным, таки фрагментарным в процессе прослушивания и инсценирования текста нужно стимулировать и поощрять действия ребенка позови петушка, погладь зайчика и т. д эмоциональной передачей произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности интонационная выразительность речи, сюрпризность некоторых моментов. Необходимо обратить внимание ребенка
31 на то, что один и тот же персонаж может быть неодинаков в разных произведениях обязательно следить, чтобы ребенок не потерял суть понимания произведения в целом важное правило – не раз полноценно прочитывать произведение. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство повтор произведения в несколько измененной форме. Необходимо меньше внимания уделять ознакомительной части и больше – дать возможность запомнить и освоить, воспроизвести текст [9]. Рассмотрим некоторые методы работы педагога по ознакомлению детей с разными жанрами фольклора.
1. Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Педагог должен следить за умелостью и правильностью употребления поговорок и пословиц, как в своей речи, таки в речи детей. Для того, чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов фольклорных форм, необходимо всю работу исполнять в два этапа
1 этап. Изначально пословица или поговорка предлагается вне контекста – для того чтобы выяснить понимание ребенком значения и содержания пословицы, знает ли, когда ее следует употреблять.
2 этап. Поговорка или пословица дается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание придумать сказку, речевую ситуацию, рассказ, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей появится некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие идее и содержанию конкретной сказки [9].
2. Методика ознакомления со сказками.
1) Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Очень важно артистично, художественно воссоздать образы
32 персонажей, передать остроту ситуации, и моральную направленность, и свое отношение к происходящим событиям.
2) Для того чтобы ребята слушали сказку внимательно, надо их к этому подготовить. Можно применить следующие приемы устроить показ сказки с помощью игрушек, настольного театра применить присказку, причем желательно новую сказку начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – новой, интересной присказкой [9]. ММ. Алексеева, В. И. Яшина предлагают использовать словесные методические приемы совместно с наглядными беседы после ознакомления со сказкой, помогающие понять жанр, средства художественной выразительности, основное содержание сказки выборочное чтение по просьбе детей рассматривание иллюстраций, книг просмотр кинофильмов, диафильмов после знакомства с текстом книги прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова При рассказывании сказки детям рекомендуется применять моделирование. Замещенными объектами будут герои сказок, предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков и др) изготавливает и предлагает ребенку педагог или можно прибегнуть к помощи родителей. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например заяц, а какой волк. Когда процедура выбора заместителей освоена, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости оттого, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется объем разыгрываемого сюжета Закончить сказку можно известными концовками Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, цель их использования – помочь ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его внимание от фантастического сюжета.
33 Концовками могут служить и некоторые подходящие к содержанию сказки пословицы, это должно закрепить впечатление об услышанном и научить ребенка к месту употреблять образные народные выражения Р. Халикова раскрыла своеобразие приемов, оказывающих влияние на патриотическое, нравственное, интернациональное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с фольклором образное восприятие сказок, пословиц углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальными костюмами русского народа и народов других национальностей включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые необходимо акцентировать на нравственных качествах героя применение метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных признаках устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей применение метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках Очень важно после занятий создать условия для разносторонней творческой деятельности детей, передающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений придумывание загадок, сказок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация [51].
3. Методика ознакомления с загадками
1) На первоначальном этапе необходимо учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
2) Далее нужно обратить внимание на полный, сочный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования
34 выразительно-изобразительных средств. Для этого нужно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из этих двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.
3) Позже, когда дети поймут жанровые особенности метафорических загадок, педагог воспитатель им самим придумывать загадки о предметах и явлениях действительности Для того чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы такие условия наличие библиотечного фонда художественной литературы, подобранной с учетом возрастных особенностей детей наличие портретного фонда детских писателей наличие грамматических словарей для педагогических работников организация групповых книжных уголков. Для каждой возрастной группы детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг. Обычно эти книги богато иллюстрированы, в хорошем состоянии. Наличие книг в групповых книжных уголках время от времени обновляется или полностью, или частично потому, что книги изнашиваются, а процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления. Дети берут книги из книжного уголка по своему вкусу и желанию, но затем обязательно возвращают их на место. Если вдруг обнаруживается так, что книга истрепалась, то педагог средней группы ее ремонтирует сам, желательно в присутствии детей или может предложить родителям вместе с ребенком починить ее дома. Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие рассказов, сказок. При помощи воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как С. Я. Маршак, СВ. Михалков, ММ. Пришвин, АС. Пушкин, Л. Н. Толстой, К. И. Чуковский. [48].
35 Для выработки хорошей дикции, правильного и четкого произношения как отдельных слов, таки фраз часто используется специальный фольклорный материал (считалки, чистоговорки, потешки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с различной силой в голосе и с различным темпом. При отгадывании загадок дети могут определять, есть ли заданный звук в отгадке [49]. Работа с семьёй является составной частью формирования у детей пятого года жизни интереса к фольклорному материалу и художественной литературе. Успешность обучения дошкольников литературным фольклорным произведениям зависит от внимания воспитателя, родителей, специалистов
ДОУ, от умения педагогов грамотно и правильно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обряды и обычаи, национальные традиции, был знатоком народных игр, танцев, песен, сказок. При планировании работы по приобщению дошкольников к истокам фольклора и народного творчества необходимо одинаково распределить фольклорный материал в течение всего учебного года заранее предусмотреть и обдумать приемы и методы, обеспечивающие максимальную активность детей на занятиях ив свободное от занятий время, их творческую самореализацию своевременно закрепить изученный материал, перегрузки детей, избежать спешки четче видеть намеченную цель, которая поставлена в соответствии с возрастными особенностями детей. В результате ознакомления с фольклором очень важна реализация воспитательных задач, поддержание эмоционального настроя.
36 По работе с педагогами по приобщению детей среднего дошкольного возраста к восприятию произведений литературы и фольклора, предлагаем проводить такие мероприятия, как разработка проектов, проведение семинаров-практикумов для педагогов в результате которых у педагогов происходит повышение теоретического уровня по теме проекта внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора самореализация обобщение и распространение опыта.
37 ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ФОЛЬКЛОРА
2.1. Диагностика начального уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Исследование уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора проводилось на базе средней группы
МАДОУ детский сад № 14 Ягодка в количестве 16 человек. Изучив формы, методы, приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению произведений фольклора, а также проанализировав программы Детство, Детский сад 2100» использовала методическое пособие Диагностика развития речи дошкольников МН. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой. Методика Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения в средней группе. Данная методика подходит для работы в средней группе по изученным нами выше образовательным программам Детство, Детский сад 2100» исходя из поставленных в них ряда задач. Для выявления у детей уровня понимания фольклорного текста используются критерии умение воспринимать текст (при помощи метода диалога вопрос- ответ понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента понимание значения образных слов при восприятии текста на слух
38 умение и навыки рассказывания наизусть, способность отвечать на вопросы по тексту. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе
0-2 – низкий уровень
3-4 – средний уровень
5 – высокий уровень. Для выявления уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора использовались следующие показатели Высокий уровень ребенок называет несколько любимых произведений правильно указывает жанр (сказка, стихотворение, рассказ, отвечает на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге произведении) объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении выделяет несколько красивых слов, знает несколько вариантов зачина и концовки сказок замечает в тексте некоторые выразительные средства языка эпитеты, сравнения, гиперболы, может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки. Средний уровень ребенок называет только одно любимое художественное произведение правильно, ноне уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении выделяет одно-два красивых слова, называет один вариант зачина и концовки сказок, иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы
39 с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т. д водной или двух фразах, может придумать новое название рассказа или сказки с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.)
Низкий уровень ребенок не называет художественное произведение, которое ему нравится не может определить жанр названного или прочитанного воспитателем произведения называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении не может выделить красивые слова в тексте не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок, не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т. д) и новое название рассказа или сказки [32]. Материал рассказ К. Д. Ушинского Васька, сказка в обработке О. Капицы «Заяц-хвастун», кукла. Ход работы Воспитатель читает ребенку рассказ К. Д. Ушинского Васька, задает ребенку вопросы о прочитанном, ребенок отвечает.
1. Как ты думаешь, что это загадка, стихотворение или сказка Почему
2. Какие красивые слова ты услышал Какие слова можно назвать красивыми Почему
3. Оком этот рассказ
4. Что нового ты узнало Ваське из рассказа
40 Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун»
(обр. О. Капицы).
1. Как ты думаешь, что это загадка, стихотворение или сказка Почему
2. Какие красивые слова ты услышал Какие слова можно назвать красивыми Почему
3. Как жилось зайцу в лесу Как он хвастался О чем разговаривала ворона с зайцем
4. Как заяц спас ворону Как ворона похвалила зайца
5. Как по-другому можно назвать эту сказку Какими словами обычно начинаются сказки
6. Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак Какими еще словами ворона могла бы поблагодарить зайца Какими словами обычно заканчиваются сказки
7. Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза
8. Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ. Воспитатель просит прочитать наизусть стихотворение, которое ребенок знает. Какие красивые слова есть в этом стихотворении Какие слова можно назвать красивыми Почему [32].
Методика для диагностики освоения произведений художественной литературы и фольклора в средней группе была проведена индивидуально с каждым ребёнком. После проведения исследования по методике Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения (МН. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой) были получены результаты, представленные в таблице 2.
41 Таблица 2 Результаты исследования по методике Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения МН. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой)
№ ФИ. ребенка Умение воспринимать текст Понимание значения образных слов Умение читать стихотворение наизусть, отвечать на вопросы по тексту Общий уровень освоения художественной литературы и фольклора
1 Вика А
4 5
5 высокий
2 Валера Б
5 5
4 высокий
3 Коля В
4 4
3 средний
4 Денис Г
4 4
3 средний
5 Матвей Г
4 4
3 средний
6 Катя Е
2 3
3 средний
7 Андрей Е
3 2
3 средний
8 Вероника З
3 3
2 средний
9 Андрей К
2 2
1 низкий
10 Ника К
2 3
2 низкий
11 Иван К
1 2
1 низкий
12 Саша М
2 2
2 низкий
13 Артем С
3 2
2 низкий
14 Олег С
2 2
2 низкий
15 Анатолий Т
2 1
2 низкий
16 Лиза Ш
3 2
2 низкий
42 Таблица 3 Результаты исследования по методике Выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения МН. Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой) в процентном соотношении Уровни
Кол-во
% Высокий
2 12% Средний
6 38% Низкий
8 50% Рис Уровень освоения произведений художественной литературы и фольклора в средней группе Таким образом, по результатам диагностики было выявлено
12% детей имеет высокий уровень восприятия произведений литературы и фольклора. Дети называют несколько любимых произведений, правильно указывая их жанр, отвечая на вопросы педагога, называют героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяют несколько красивых слов, знают несколько вариантов зачина и концовки сказок, замечают в тексте некоторые выразительные средства языка
43 эпитеты, сравнения, гиперболы, могут по просьбе педагога придумать вариант развития действия.
38% детей имеет средний уровень восприятия произведений литературы и фольклора. Для детей характерно название одного любимого художественного произведения. Они правильно, ноне уверенно или после наводящих вопросов, определяют жанр названного или прочитанного произведения, называют героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяют одно-два красивых слова, называют один вариант зачина и концовки сказок, иногда замечают в тексте некоторые выразительные средства языка. С помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др) могут придумать вариант развития действия водной или двух фразах.
50% детей имеет низкий уровень восприятия произведений литературы и фольклора. Детине называют художественное произведение, которое им нравится, не могут определить жанр названного или прочитанного воспитателем произведения называют не всех героев, пропускают основные события, о которых рассказывается в произведении, не могут выделить красивые слова в тексте, не называют ни одного варианта зачина и концовки сказок, не замечают в тексте выразительные средства языка, не могут придумать вариант развития действия и новое название рассказа или сказки. На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе. У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Дети осваивают умение строить разные типы высказывания – описание и повествование. Они могут ориентироваться
44 на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение По результатам диагностики видно, что большинство детей данной группы не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Средний дошкольный возраст – это самый пик начала большой работы в области приобщения и восприятия к художественной литературе, произведениям фольклора сточки зрения понимания и осознанного осмысления сказок, рассказов, стихов, песенок, частушек, загадок, пословиц, поговорок и т. д.
1 2 3 4 5 6 7
2.2. Организация деятельности педагога по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора С целью реализации в педагогическом процессе ДОУ условий, направленных на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора нами был разработан комплекс мероприятий по работе с педагогами, воспитанниками и их родителями. Таблица 4 Комплекс мероприятий по работе с воспитанниками направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Месяц Название мероприятия Задачи Методы и приемы Сентябрь Что такое малые формы фольклора
1. Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества.
2. Уточнить представления о жанровых особенностях, употреблении и назначении в речи.
3. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
4. Воспитывать интерес к народному творчеству. Словесный рассказывание, беседа, наглядный показ презентации, иллюстраций, картин.
45 Продолжение таблицы 4 Семь раз отмерь – один раз отрежь
5. Познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы и поговорки, отличительными особенностями, их структурой.
6. Учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, таки обобщенный смысл. Словесный рассказывание, беседа, заучивание, наглядный просмотр презентации. Октябрь Дождик, дождик, посильней
1. Познакомить с жанровыми особенностями потешек, дразнилок, закличек.
2. Учить пользоваться ими в собственной речи.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Словесный рассказывание, беседа, заучивание, практический элементы инсценировки, игры. Путешествие в страну загадок Приложение 2)
1. Формировать представление о таком жанре, как загадки, назначении загадок.
2. Учить пониманию загадок, умению составлять загадки самостоятельно.
3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, любознательность. Словесный рассказывание, беседа, заучивание, наглядный (показ презентации, мультфильмов, картинок) практический элементы инсценировки, игры, изготовление отгадок к загадкам при помощи лепки, рисунков. Спи, моя радость усни
1. Формировать знания детей о традициях русского народа.
2. Развивать интерес к колыбельным песенкам, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору.
3. Развивать навыки описательной речи. Словесный рассказывание, беседа, наглядный показ презентации, иллюстраций, картин. Ноябрь Развлечение Заходите, гости дорогие
1. Уточнить представления детей о жанровых особенностях малых форм фольклора, их назначении.
2. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи. Словесный (беседа, заучивание, наглядный (показ презентации, показ театрализованного представления, практический элементы инсценировки, подвижные игры. Веселая ярмарка
1. Уточнить знания о пословицах и дать понимание новых пословиц.
2. Продолжать учить детей Словесный объяснение, рассказывание,
46 Продолжение таблицы 4 составлять небольшие описательные рассказы, строить предложения разной грамматической структуры, обучать умению рассуждать.
3. Использовать средства выразительности в описаниях – определений, метафор, сравнений в повествованиях – диалога героев, элементов описания. беседа, практический участие всех детей в театрализованной игре. Баю, баю, баю, бай
1. Активизировать в речи детей использование русских потешек.
2. Развивать интерес к колыбельным песенкам.
3. Развивать индивидуальность в выборе языковых средств отсутствие речевых штампов и шаблонов.
4. Развивать умение образовывать однокоренные слова.
5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Словесный (беседа, заучивание, прослушивание аудиозаписей), наглядный (показ иллюстраций, практический рисование сюжетной картинки. Составление описательных загадок о предметах народного быта.
1. Учить использовать речь как особый объект познания окружающего мира, отгадывать и придумывать описательные загадки.
2. Развивать умение строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета. Словесный (беседа, заучивание, чтение, наглядный показ иллюстраций, различных предметов. Декабрь Двое из ларца, одинаковых с лица
1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
2. Познакомить с метафорической загадкой.
3. Учить сравнивать состав похожих предметов, используя сравнение.
4. Развивать умение отражать в речи объекты в переносном смысле. Словесный (беседа, чтение, наглядный показ фотографий, различных предметов, картинок, практический дидактические игры. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев Рукодельница, Ленивица) из сказки Мороз
1. Обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености помочь придумать загадки согласно модели.
2. Развивать воображение и творческое мышление. Словесный (беседа, рассказывание, чтение, наглядный использование фланелеграфа, показ различных предметов, картинок, практический предметов для
47 Продолжение таблицы 4 использование на фланелеграфе). Что за прелесть, эти сказки
1. Развивать творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, ситуациям, сюжетам, по названию сказки, по пословице, по заданной теме.
2. Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, присказки, повторы, концовки русских народных сказок.
3. Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения.
4. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Словесный чтение, вопросы по содержанию, пересказ произведений, беседа, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, слайдов, диафильмов, наглядный (показ иллюстраций, картинок, оформление выставки, практический игры- драматизации, элементы инсценировки, театрализованные игры. Салат из сказок
1. Придумывание новой сказки с героями старых сказок.
2. Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом.
3. Развивать умение соблюдать структуру монолога начало, середина, конец, использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания. Словесный выразительное чтение, вопросы по содержанию, пересказ произведений, беседа, прослушивание аудиозаписей, повторное чтение, наглядный (показ иллюстраций, картинок, практический игры- драматизации, элементы инсценировки, театрализованные игры. Январь
«Гуси-лебеди»
1. Познакомить детей с элементами быта наших предков, вызвать интерес к русским традициям.
2. Развивать умение отгадывать современных предметов использующихся в быту,
48 Продолжение таблицы 4 загадки, использовать в играх считалки. практический элементы инсценировки, подвижные игры. Это правда, или нет
1. Познакомить с жанровыми особенностями небылиц, перевертышей.
2. Учить устанавливать простые закономерности, замечать неточности высказываний. Словесный чтение, беседа, разучивание.
«Из-за леса, из- за гор едет дедушка Егор
1. Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками- небыличками.
2. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства.
3. Используя прием ориентировочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации. Словесный выразительное чтение, беседа, практический переодевание, участие в инсценировках. Февраль Придумывание сказки День рождения зайца по плану
1. Учить детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану.
2. Подвести к использованию сказочного зачина (жил-был) и концовки (вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
3. Активировать в речи знакомые фразеологизмы, образные выражения
(медведь-богатырь, лиса-затейница, нив сказке сказать, ни пером описать, пир навесь мир.
4. Упражнять в использовании в Словесный (беседа, рассказывание, прослушивание аудиозаписи, наглядный рассматривание картин, практический дидактические игры. речи сложных предложений.
5. Учить распутывать предложения- небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле.
6. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Зимовье
1. Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениями голосу.
2. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Словесный беседа, практический элементы инсценирования.
49 Продолжение таблицы 4 Развлечение Масленица Приложение 3) праздникам.
3. Воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря.
4. Воспитывать заботливое, уважительное отношение к русской культуре. Практический театрализованная деятельность, игровая деятельность. Огуречик, огуречик
1. Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушек, шутливости, балагурства. Словесный чтение, повторное чтение, беседа. Март При солнышке тепло
– при матери добро
1. Развивать умение подбирать малые формы фольклора в соответствии с заданной темой и использовать их в своей речи.
2. Развивать умственные способности детей умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов. Словесный рассказывание, пересказ, беседа, наглядный использование схем, предметов- заместителей. Викторина Потешная карусель
1. Закрепить и систематизировать знания о малых формах фольклора.
2. Активизировать в речи знакомые потешки, загадки, пословицы, небылицы. Словесный рассказывание, беседа, наглядный рассматривание картинок, практический элементы инсценировки, игра. Апрель
1. Чтение сказки Кузьма- скоробогатый».
2. Заучивание скороговорки На дворе трава, на траве дрова.
3. Объясни пословицу Апрель с водой, май с травой.
4. Пение закличек о весне.
1. Учить понимать и оценивать поступки героев передавать интонацией голоса характер героев.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать воображение и творческое мышление.
4. Воспитывать образное восприятие содержания малых фольклорных форм. Воспитывать любовь к русским народным традициям. Словесный выразительное чтение, заучивание, беседа, наглядный просмотр презентации, практический пение. Май
1. Заучивание пословицы Что
1. Продолжать учить понимать значение жанров, улавливать как Словесный
(рассказывание,
50 Продолжение таблицы 4 посеешь, то и пожнешь.
2. Рассказывание сказки Каша из топора.
3. Д/и Узнай сказку по иллюстрации. единичный, таки обобщенный смысл.
2. Упражнять в составлении распространенных предложений. Воспитывать интерес к народному фольклору.
3. Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета. заучивание, беседа, практический дидактическая игра. Литературный досуг по сказке
Ш.Перро Красная шапочка Приложение 4)
1. Формировать умение создавать новую ситуацию в знакомых сказках.
2. Развивать у детей коммуникативные навыки, мышление, память, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства. Воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к сверстниками взрослым, справедливое отношение друг к другу. Словесный рассказывание, беседа, наглядный рассматривание картинок, практический элементы инсценировки, игра. Таблица 5 Комплекс мероприятий по работе с родителями направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Мероприятие Задачи Описание деятельности
– Привлечение родителей для совместного изготовления атрибутики для театрализации и развивающей среды в группе
– Оформление книжного уголка, помощь в подборе книг
– Изготовление народных костюмов для мероприятий
– Участие в конкурсах рисунков и поэзии
– Приобщать родителей (законных представителей) к образовательному процессу
– Привлекать пристальное внимание на развитие интереса ребенка к книге и желанию слушать
– Изготовление атрибутики для театрализованной деятельности детей
– Изготовление самодельных книжек дома с детьми
– Рисование иллюстраций по заданию педагога
51 Продолжение таблицы 5
– Оформление информационных стендов для родителей, папок – передвижек
– Оформление выставки детских работ, дидактических игр, рекомендуемой литературы для прочтения дома
– Проведение консультаций, индивидуальных собеседований, родительских собраний на тему Ребенок и книга
– Проведение анкетирования родителей с целью выявления интереса к книге в семье
– Показ фотопрезентаций на совместных мероприятиях
– Проведение творческих вечеров с участием родителей Посиделки с репкой (Приложение 5); сказки, рассказы, басни
– Организовать взаимодействие семьи и ДОУ.
– Активное принятие участия в мероприятиях ДОУ. Таблица 6 Комплекс мероприятий по работе с педагогами направленный на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора Мероприятие Задачи Описание деятельности
– Беседы с педагогами (обращение к накопленному опыту поданной теме
– Участие в театрализованных представлениях, проводимых на уровне ДОУ;
– Обмен опытом работы.
– Взаимопосещения мероприятий, проводимых поданной теме
– Участие в проведении календарно- обрядовых праздников
– Консультация Использование фольклора в работе с детьми
– Консультация для воспитателей Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет (Приложение 6);
– Семинар-практикум для воспитателей Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой Приложение 7).
– Повышать профессиональную компетентность Педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой и фольклором
– Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой, фольклором о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению и
– Активное участие педагогов в мероприятиях
ДОУ;
– Обобщение и распространение передового педагогического опыта
– Профессиональное общение и обсуждение актуальных проблем поданной теме
– Подбор фольклорного материала, дидактического и методического оснащения
– Обзор литературы по проблемам
52 Продолжение таблицы 6 пониманию фольклорных произведений. воспитания детей средствами устного народного творчества
– Изготовление дидактических игр, картотеки. В процессе реализации мероприятий по освоению детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора будут замечены такие изменения у детей повысится интерес к устному народному творчеству, они будут использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно- ролевых играх – потешки, самостоятельно будут организовывать народные игры-забавы с помощью считалок дети должны научиться понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя дети должны стать менее застенчивыми, не боясь, выбирать любую роль дети должны научиться различать на слух жанр произведения, уметь воспроизводить коротенькие тексты или несколько предложений из текста знать несколько коротеньких стихотворных фольклорных форм должно улучшиться детско-родительские отношения у детей и родителей повысится интерес к творческим выставкам рисунков по теме, изготовлению самодельных книжек у родителей также повысится интерес к использованию различных форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием будут разучивать с детьми, и подбирать пословицы и поговорки, объяснять детям их смысл родители будут принимать участие в народных праздниках и гуляниях;
53 родители будут участвовать в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов у педагогов стремление к постоянному самообразованию и совершенствованию поиск новых образовательных педагогических технологий использование в работе более эффективных форм и методов организации педагогического процесса для ознакомления детей с художественной литературой и фольклором. Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к длительному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад должен дать достаточно объемный литературный опыт, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок узнает разнообразие фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др. Дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями X. К. Андерсена, братьев Гримм, АС. Пушкина, Ш. Перро, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, и др. Детский сад знакомит дошкольников с самыми лучшими произведениями, написанными для детей, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания [18].
54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вначале века множественные проблемы модернизации общества отразились на возможностях доступа к культуре и образованию, что сказалось как на чтении взрослых, таки на детском чтении. На процесс чтения оказывает значительное влияние развитие аудиовизуальных средств информации. Становится понятным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе, фольклору, к истокам исконно русских традиций требуют особенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагогическую работу в области приобщения детей к художественной литературе и фольклору необходимо осуществлять с учётом современных подходов к организации деятельности дошкольников [41]. Восприятие произведений детского художественного творчества и произведений фольклора рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, ату деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, мысленном действии, в воображаемом перенесении на себя событий. В результате этого присутствует эффект личного участия в событиях, личного присутствия. Детей необходимо учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. В результате перед детьми откроется сила народного слова [13]. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в осмыслении и понимании текста. Это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. В данном возрасте появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление многократно воспроизводить его, осмысливать, обыгрывать. Потребность в правильном развитии психических процессов это неотъемлемая составляющая в восприятии ребенком среднего дошкольного возраста произведений детской художественной литературы и
1 2 3 4 5 6 7