Файл: Методичка школы керамики Кладовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методичка школы керамики Кладовая

Здравствуйте. Благодарю вас за доверие и приобретение курса.


Перед вами обучающий документ по видео-курсам школы Кладовая, настоятельно рекомендую к изучению теорию и основные базовые вещи в технологии и истории керамики.

Пусть вас не удивляет, что начну я с рекомендации почти всем известных статей с портала керамики, однако, они написаны толково и опрос показал, что внимательно их мало кто читает, а часть информации в них избавит вас от большой части вопросов!!!

Керамические массы:
https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/43-ceramic-body


Пигменты: https://portalkeramiki.ru/index.php/from-the-world/208-pigmenty-osnovnye-ponyatiya


Снежное кракле:https://portalkeramiki.ru/index.php/from-the-world/209-snezhnoe-krakle


Консультации в Хорсе, здесь очень много ответов на вопросы, изучайте, кто ещё не знаком:
https://portalkeramiki.ru/index.php?option=com_fsf&view=faq&Itemid=671

https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles


Все основные сведения. Вот эти статьи очень важны!!!!


( Тут основы про ангобы, массы, глины, изучайте теорию)

Глазури
https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/44-glazuri

Подглазурная роспись:
https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/47-podglazurnye-kraski

Надглазурная роспись:https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/49-nadglazurnye-kraski

Оксиды:https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/50-soli-i-oksidy

Ангобы:https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/45-angoby

КТР

Понятие ктр- основное при работе с глиной и глазурью, именно понимание этих процессов избавит вас от самой частой проблемы в глазурованной керамике- цек.

Понятие цека плотно связано с понятием ктр.

Коэффицие́нт теплово́го расшире́ния — физическая величина, характеризующая относительное изменение объёма или линейных размеров тела с увеличением температуры на 1 К при постоянном давлении. Имеет размерность обратной температуры. Различают коэффициенты объёмного и линейного расширения.

Цек - отдельные трещины или сетка из мелких или крупных волосянистых трещин на поверхности или в толще глазури. К цеку ведет несоответсвие ктр массы и глазури.

Давайте разберемся, почему это происходит и материалы расширяются при нагревании?

Когда разные материалы нагреваются, их линейные и объемные размеры немного

увеличиваются. За счет чего это происходит? При нагревании атомы начинают колебаться с

определенной амплитудой и частотой, «отодвигаясь» друг от друга. Это явление

называется тепловым расширением. Значение коэффициента зависит от того, какой


материал нагревается. Материалы с плотной кристаллической решеткой расширяются

сильнее, потому что атомам требуется больше места на колебания, а с менее плотной - не

так сильно, потому что у атомов есть чуть больше пространства для колебаний.

Коэффициент линейного расширения показывает, как сильно увеличивается в

размерах твердое тело при увеличении температуры на каждый 1oC.

Коэффициент теплового расширения глин и глазурей могут записывать по-разному:

КТР α 20-500 (°C−1): 64х10-7

КТР α20-500 - 64x10-7 °C−1

CTE [x10-6/°C] 20 - 500 ºC - 6,4 (в иностранных источниках, CTE – coefficient of thermal expansion)

КТР = 64 10-7C-1

Все эти записи означают одно и то же:

коэффициент линейного теплового расширения (α) равен 0,0000064 на 1 °C в

диапазоне температур от 20 до 500 °C.

Когда образуется цек?

При охлаждении от 500 °C до 20 °C в печи после обжига керамика немного

уменьшается в линейных размерах. И это не огневая усадка глины, а физическое свойство

любых материалов. Таким материалом и становится глина во время обжига, когда

превращается в твердое тело - керамику. С этого момента под воздействием тепла

керамика будет незначительно расширяться и сжиматься. То же касается и глазурей.

Если КТР глазури не соответствует КТР глины, они начинают по-разному и с разной

скоростью сжиматься в печи, возникает напряжение в глазурном слое (потому что он

тоньше) и образуется цек. Если глазурь нанесена очень толстым слоем, а керамика

тонкостенная, то трескается сама керамика.

Есть такое распространенное заблуждение, что печь можно открывать только когда

она уже совсем остыла и очень осторожно, тогда цека не будет. На самом деле это не так.

Не важно на какой температуре вы открываете печь, этот момент совсем не влияет на

образование цека. Дело в том, что при медленном остывании в диапазоне указанных

температур возникшее напряжение в глазурном слое может не привести к цеку сейчас, но

проявится чуть позже, через какое-то время. При этом вынимание посуды из печи на 400-500 градусов, когда процессы намеренно форсированы может привести к термошоку и разрыву изделия !!!!!!

Почему КТР рассчитывается для диапазона температур от 20 до 500 °C?

Потому что при обжиге глазури достаточно текучи и в интервале температур от 560

до 400 °C происходит трансформация и именно с этого момента начинает возникать

напряжение в глазурном слое, если КТР глазури и черепка не соответствуют друг другу.

Поэтому нам не столь интересно что происходит на более высоких температурах.



бывает коэффициент объемного теплового расширения, который

обозначается буквой β.

20-500 – это интервал температур, для которого рассчитан коэффициент теплового

расширения. То есть взяли размер твердого тела при температуре 20 °C и размер тела при

температуре 500 °C, и на основании этих данных рассчитали коэффициент.

Таблицы по образованию цека на большинстве популярных масс

Далее таблицы с важными обзорами от поставщиков по базовым массам и глазурям вам в помощь первое время. Конечно, при несоблюдении условий обжига и эти пары могут дать цек, но во многом это большое подспорье.

Сравнительная таблица образования цека на майоликовых массах

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/250-sravnitelnaya-tablitsa-obrazovaniya-tseka-na-mayolikovyh-massah

Сравнительная таблица образования цека на каменных массах

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/249-sravnitelnaya-tablitsa-obrazovaniya-tseka-na-kamennyh-massah

Вероятность образования цека на массах Laguna Clay

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/265-veroyatnost-obrazovaniya-tseka-na-massakh-laguna-clay

Таблица соответствия керамических масс и базовых глазурей

https://www.ceramistam.ru/blog/Keramicheskie_massy/tablitsa-sootvetstviya-keramicheskikh-mass-i-bazovykh-glazurey/

Сравнительная таблица образования цека на новых массах Witgert

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/267-sravnitelnaya-tablitsa-obrazovaniya-tseka-na-novykh-massakh-witgert

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/248-sravnitelnaya-tablitsa-obrazovaniya-tseka-na-massah-witgert

"Художественная керамика" Мария Долорс и Фригола- эту книгу советую к приобретению, очень современная и подробная с большими иллюстрациями.

Также современную книгу про дефекты керамических покрытий, прямо ооооочень рекомендую приобрести.

https://ceramgzhel.ru/katalog/literatura/27889.html

Также на курсе в разделе материалы( файлы в канале/ах Телеграм) у вас есть несколько книг в электронном виде- это бесплатный бонус для вас. Две из них очень рекомендую к изучению. Миклашевский о технологии и Блюмен о глазурях.

Коротко об истории керамики:
https://ceramicadecor.ru/blog/istoriya-glazurey-imaley/

Появление надглазурной росписи:

Появление надглазурки - это по некоторым данным Китай, там же, где и зародился фарфор. Белый глазурованный фарфор с XIV-XV вв. расписывался подглазурной синей краской - кобальтом, во второй половине XV в. появилась многоцветная роспись. В XVII-XVIII вв. широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких сочных тонов («розовое семейство», «зеленое семейство»). Удивительной живостью отличались росписи, изображавшие пейзажи, фигуры людей, животных, птиц, цветущие растения, скалы, причем декор на редкость органично соединялся с формой.


Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.

Люстры:

https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/48-lyustr…

https://ceramicadecor.ru/blog/istoriya-glazurey-imaley/

Мусульманская религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия -люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом.

Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской керамики) достигло в XIV-XV вв. в Испании, ранее завоеванной арабами (маврами). Это сосуды различных форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным алебастром своды и стены мусульманских дворцов.

Майолика - история появления: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=481

Фарфор - классификация https://posudapp.ru/farfor/vidy-farfora

Немного о массах, глинах:

Чтобы правильно выбрать материал для воплощения  идеи в конкретное изделие, необходимо знать, что представляет собой глина для лепки.

По сути, глина для лепки – это керамическая масса, каждая марка которой имеет свой определенный состав и характеристики. Эти параметры постоянны от партии к партии, не меняются годами  и регулярно контролируются производителем (исключения массы Донбасса составляют).

Составляющие любой керамической массы можно разделить на пластичные и непластичные.

1. Пластичные составляющие

Глина – пластичный материал природного происхождения. Образуется из пород, богатых полевыми шпатами, путем разрушения этих пород природными процессами, а также воздействия на них - воды и углекислого газа из окружающей среды (воздушное и морское выветривание).

По способу образования, глины подразделяются на 2 вида:

1. Первичные. Образуются на месте исходных пород.

2. Вторичные. Отложения глин формируются путем переноса минеральных частиц водой и ледниками на некоторое расстояние от места залегания исходных пород.

Состав глин, а также их свойства – пластичность, цвет, огнеупорность, содержание примесей и др. зависят от месторождения.

Глины, содержащие оксиды и гидроксиды железа Fe (III) в количестве больше >5 %, имеют красную и коричневую окраску. Закись железа Fe (II) дает серые и зеленые тона. Органические примеси и углерод окрашивают глины в серый и черный цвет. Оксид марганца дает малиновые и коричневые окраски. 


Пластичные материалы – это главная составляющая керамических масс, которые используются при пластичном формовании. Содержание пластичных компонентов в таких массах может достигать 80-90%.

Для того чтобы природная глина стала сырьем для приготовления керамической массы, ей необходимо пройти длительный технологический процесс – измельчение, просеивание, отмагничивание примесей и пр.

2. Непластичные составляющие

Непластичные материалы служат в качестве каркаса, что позволяет изделию лучше держать заданную форму, эти материалы облегчают сушку и уменьшают усадку. Часть непластичных материалов присутствуют в глинах изначально в виде примесей. Это кварцевый песок, карбонаты (мел, доломит), оксиды железа и магния, и пр.

Непластичные материалы в керамических массах называют отощителями.   Глины, которые содержат большое количество отощающих примесей, называются  тощими, малое количество – жирными.

Отощители часто вводятся в керамические массы в процессе их приготовления. Кроме природного сырья (кварциты, кварцевый песок и др.) используются также искусственно получаемые добавки. Это бой черепка, кирпича и других керамических изделий, а также шамот. Шамот – это специально обожженная тугоплавкая или огнеупорная глина. Перед использованием шамот обычно измельчают до определенной фракции. Шамот вводится в состав керамической массы в определенном количестве и определенного размера в зависимости от свойств, которыми должна обладать керамическая масса: устойчивость изделия к разным погодным условиям, возможность создавать сложные или высокие формы, проводить обжиг на высоких температурах.

Выгорающие добавки и примеси. Это природные примеси (органические и сернистые соединения), а также искусственно добавленные (целлюлоза, уголь и др.), которые выгорают в процессе обжига. Обычно эти материалы добавляются в керамические массы для придания определенных свойств – улучшения формовочных свойств, увеличения пористости, изменения состава газовой среды во время обжига.

Плавни. Это природные минеральные и синтетические компоненты, которые способствуют спеканию керамической массы. Плавни добавляются в керамические массы в определенном количестве. Избыток плавней может значительно снизить пористость изделий, а также привести к избытку стекла в обожженном черепке и снижению его прочности. В качестве плавней используются полевые шпаты, плавиковый шпат, карбонаты, фосфаты и фториды кальция. !!!Плавни в глинах разных температурных групп используют разные, например в высокотемпературных плавнем выступает полевой шпат, чье спечение происходит на 1250 градусов, те на 1050 он еще не расплавится, а в низкотемпературные массы добавляют например карбонаты, фосфаты и др. в качестве плавней, они сильно понижают температуру плавления массы.