Файл: Методичка школы керамики Кладовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее часто данный метод применяется на скульптуре и вазах. В качестве исходных материалов служат главным образом азотнокислые, а также хлористые и сернокислые соли красящих металлов (хрома, кобальта, меди, золота) и другие, растворяющиеся в воде. Цвет раствора соли обычно резко отличается от ее цвета после обжига на изделии.
Растворителем для красящих солей обычно служит вода, а разбавителем может быть смесь воды с глицерином (1 : 1, 1 : 2 и т.д.) или только вода (в некоторых случаях применяют добавки декстрина) Многие добавляют в растворитель хлористый алюминий (бесцветная соль). Наличие алюминия способствует получению стеклоподобных окрашенных соединений в присутствии кремнезема. Для изменения тона вносят также добавки соединений цинка и олова, которые сами не окрашены.
Керамисту-художнику приходится иметь дело со сложными переходами одного цвета в другой, о чем свидетельствует следующий пример: сухая соль азотнокислого кобальта имеет малиново-красный оттенок, а насыщенный ее раствор — весьма темно-малиново-красный. Нанесенный, скажем, на фарфор или фаянс, раствор дает розовый цвет, который после сушки светлеет. В результате прокаливания до 700—750°С он приобретает серую окраску, а свыше этой температуры — голубую; после окончательного обжига с глазурью — темно-синюю.
Как показал опыт, соли успешно применимы и к известковому низкожгущемуся фаянсу, имеющему большую пористость. По сырой глазури они дают весьма разнообразную и эффектную палитру красок, которая отличается особой мягкостью и глубиной тона.
Лично я не использую соли, только оксиды, но кто хочет, можно попробовать, есть в Гжели http://hobby-cg.ru/catalog/materialyi/soli-i-oksidyi-metallov

Это довольно интересный материал, решать вам использовать ли соли. Они сильно отличается от других видов керамических красителей.
С виду соли являют собой кристаллические сыпучие вещества и полностью растворяются в воде. Наносятся на утельный или сырой черепок, или по сырой глазури.
⭐️Главной особенностью соли является ее цвет, который до обжига и после обжига существенно отличается, иногда меняясь на противоположный по спектру. 
????По красящим, и декоративным свойствам рисунок, выполненный солью, похож на акварельный рисунок по мокрой бумаге. Соль не оставляет четких мазков а мягко расплывается в структуре черепка.
Еще одним характерным свойством соли есть ее глубокая диффузия в глубь черепка. Таким образом, соль окрашивает не только поверхность изделия, а проникает в глубь стенки, иногда проявляясь цветным пятном с противоположной стороны. Данное свойство можно эффектно использовать на тонкостенной посуде и получить рисунок, который будет виден с обеих сторон изделия.


Для декорирования керамики используются хорошо растворимые в воде соли цветных металлов. Чаще всего это нитраты, сульфаты и хлориды. Растворение солей следует проводить в горячей воде и довести раствор до максимального насыщения солью.????
Раствор соли наносится мягкой кистью или аэрографом на сухой черепок, утель, или сырую глазурь. 
Соль быстро проникает вглубь черепка, поэтому изделия декорированные солью следует как можно быстрее передать в обжиг.☝️
Работа солью требует достаточного опыта, так как соль до обжига и после сильно отличается по тону и цвету. Обычно соль используется в качестве мягкой акварельной подкладки в подглазурной росписи, создавая нежные размытые полутона.????
Режим обжига изделий окрашенных солью - самый обычный режим политого обжига. При температуре 400-500 градусов разлагается до состояния оксида, который и окрашивает черепок в необходимый цвет.✅
!!!При работе солью, в виду токсичности солей, следует соблюдать все обычные меры безопасности работы с керамическими красками. Не есть и не пить на рабочем месте. При нанесении аэрографом использовать мощную вытяжку и респиратор. Печь должна находиться в отдельном помещении или боксе с вытяжкой. При попадании на кожу следует вымыть руки с мылом.
????Соль не испаряется из раствора. Посуда, декорированная солью и покрытая прозрачной глазурью является  безопасной для пищевых продуктов, но лучше провести тесты на всякий случай.
При работе с солями противогаз точно не нужен, так как ими обычно пользуются в виде раствора, а, значит, они не пылят. Перчатки - опционально, зависит от объёма работы и аллергий.

Теперь по солям:

FeCl3, хлорное железо - не токсичен, теоретически можно есть, так как железо не ядовито вообще, однако эта соль достаточно едкая и маркая, поэтому перчатки точно пригодятся. По едкости сопоставима с ядрёными моющими средствами - коррозирует металлические предметы. Если не смыть с кожи в течение пары минут, может образоваться раздражение вплоть до хим. ожога. Однако нужно не бояться, а просто не обмазываться.

CuSO4, медный купорос - малотоксичен, не едкий, активно используется дачниками-огородниками против насекомых и плесени. Если его не есть ложками, то ничего не будет, можно работать без перчаток, если нет аллергии или чего-то такого.

CuCl2 - чуть более едкий, чем медный купорос, лучше растворяется в воде, в остальном то же самое.



MnCl2 - почти не едкий, почти не ядовитый - можно не париться и использовать как душе угодно, только ванну с ним принимать не стоит.

CoSO4 - менее токсичен, чем медный купорос, тоже не едкий и т.д, можно не париться с ним.

NiCl2 - как MnCl2, чуть более токсичный, но тоже "ни о чём".

K2Cr2O7 - дихромат калия, достаточно токсичный, теоретически едкий, на практике - просто не замачивать в нём металлические инструменты. не есть, не вдыхать пыль, не купаться в нём. Проблемы будут только если работать с ним полгода подряд или больше.

И тд. К тому же, все металлы до серебра (в таблице Менделеева) достаточно быстро выводятся и если нет проблем с печенью-почками, то даже в случае отравления, проблем скорее всего не будет. В частности, одна знакомая случайно съела столовую ложку медного купороса - и ничего, десять лет уже прошло, все живы-здоровы.
Резюмируя: конечно, всегда лучше перестраховаться, работать в пластиковой таре, перчатках и следить за чистотой, однако это ни в коем случае не должно быть поводом не работать с тем или иным материалом, если речь не идёт о детском кружке. Детей можно ограничить сульфатами меди, кобальта и хлоридом никеля.

К тому же есть гораздо более экзотические и интересные соли, которыми можно декорировать изделия для получения уникальных эффектов.
В завершение темы солей, как красящих материалов для керамики, опишу самые доступные соединения, которые можно использовать в качестве красителей.
✅ Азотнокислый кобальт или хлористый кобальт. Цвет – от глубокого синего до светло голубого. 
✅ Азотнокислый хром, или хлорный хром. Цвет теплый зеленый.
✅ Дихромат калия (хромпик). Цвет желто-зеленый. 
✅ Нитрат никеля. Цвет коричневый. 
✅ Медный купорос (сульфат меди). Цвет оливковый.
✅ Хлорное золото. Цвет розовый.
Также можно использовать соли марганца, железа, висмута.
!! Интересные эффекты можно получить, смешивая подглазурную краску с раствором соли. Краска дает четкие очертания, а соль мягкую подкладку под мазком краски.

Материалы и поставщики:

Я использую гипс: 
https://m.leroymerlin.ru/product/gips-vysokoprochnyy-forman-…

Глазурный клей для разведения глазури из порошка оптапикс:
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrt… 

Стабилизатор глазурей: https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrt…

Есть стабилизаторы и на других сайтах. Этот для примера.

https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrt…. Это жидкое стекло для разведения шликер из сухих порошков для литья, пропорции ложка чайная на 5 литров раствора.


гончарныймир.рф/- здесь покупаю пульверизаторы трёх видов, оптимальный на 200 мл, иногда их нет а наличии, но часто подвозят, аналог в 2 раза дороже есть у керамистов.ру и бризколор (оба в Питере). Но в Москве эти самые ближние. 

http://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/chemisrtry/95/s-5166-detail 

Готовая среда для надглазурной росписи, аналогов нет, но можно заменить глицерином.

http://www.livemaster.ru/topic/1136089-ob-ispolzovanii-i-sos… 

Выше о Ганозисе!! Важно. Если не хотите сами варить, можно купить готовый.

https://www.livemaster.ru/item/827824-materialy-dlya-tvorchestva-ganozis-unikalnoe-zaschitnoe-sredstv

Поставщики материалов:
Портал керамики https://portalkeramiki.ru/ основной московский поставщик (подставки для обжига бусин, стабилизатор, клей глазурный, оксид меди и много других интересных материалов, у них есть компоненты для глазурей в отличие от многих других).

http://ceramistam.ru здесь много чего есть, срезки, направляющие, пульверизатор, флейц кисть и др.

https://breezecolour.ru мой любимый поставщик, цена на глазури ( Амако, терраколор) и массы некоторые ниже всего, инструменты когда есть в наличии самые дешёвые и достойные (калячницы, пульверизаторы и др.) Хорошие пищевые низкие чешские глазури. Есть представитель в Москве с пунктом самовывоза. https://breezecolour-moscow.ru/

https://ceramgzhel.ru/ Керамика Гжели- беру здесь шамот дешевый скульптурный, париан-низкий фарфор на 1200,мкф1 тут беру, ангобы, термобумагу и кирпичики для обжига

http://ceramicastore.ru иногда редкие массы, инструменты глазури тут беру.
http://гончарныймир.рф  поставщик в Москве, если надо быстро перехватить чего 
http://artichokeshop.ru массы, инструменты американские и собственные хорошего качества, дают скидки, гибкие, глазури Вельте –очень потечные, не впечатлили, аккуратно пробуйте.

https://vk.com/don_mai здесь глазури беру глухие и эффектарные. Китай, дешево. Качество глазурей сомнительное (нет документов на них), лучше не для посуды.

https://ceramic-potter.com/nabory-form наборы форм для керамиста

http://ceramistu.ru/materialy Здесь беру пигменты и хорошего качества американские на 1050 майоликовые безсвинцовые!!! глазури бюджетные относительно, майолика Павловой.

https://www.ceramistam.ru/catalog/nabory_2/j12_nabor_derevya…

Направляющие для лепки, чтобы раскатать идеально пласт, ограничитель толщины.

https://youtu.be/Axf67wbzHYk  про молочение видео. Я немного иначе это делаю, подробнее расскажу на курсе, но общий принцип здесь показан.


Про молочение, в отличие от видео, я окунаю 2 раза, обтирание сухой тряпкой, полировка, даю просохнуть и ставлю в печь с постепенным повышением до 250-300 градусов, затем выдержка 30 мин и готово, запах сильный уйти из дома лучше после обжига, ибо будет до вечера вонять горелым хлебом.


Табачный ангоб:

https://youtu.be/931aezOc1co

Табак можно заменить щелочью например, жидкое мыло добавить во второй контрастный ангоб чуть всего, можно и на глазури сделать подобный эффект.

Как сделать запаянное кракле, интересно, я пробовала, получается, но есть риск выползания новых трещин со временем «незакрытых», так что для посуды внутри негодный рецепт все равно.

https://www.livemaster.ru/topic/194093-keramicheskoe-krakle

Интервалы обжига: 

Очень важно!!!!

https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/171-firing-ceramics