ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пигменты и другие красящие добавки в массах. Пигменты – это красящие оксиды или минералы, как природные, так и искусственно синтезированные.
Во время работы с окрашенными керамическими массами, следует учитывать свойства пигментов, которые они содержат. Это необходимо не только для выбора правильного режима обжига, но и в целях безопасного использования, если из такой массы изготавливаются изделия, впоследствии контактирующие с пищевыми продуктами. В первую очередь, это касается оксидов марганца и меди.
Поговорим о глазурях:
Глазурь – стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия, которое выполняет как декоративную, так и санитарно-гигиеническую функцию. Глазурью также называют исходный материал, который после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие.
Глазури различаются по составу и температуре обжига. Низкотемпературные глазури – для низкотемпературных масс (гончарных и майолики), а также средне и высокотемпературные глазури – для каменных масс и фарфора.
Большинство глазурей для художественной керамики – это фриттованные глазури, которые состоят из тонкомолотого стекла (фритты), или фритты, пигмента и других добавок. Фритта производится заранее путем сплавления исходных компонентов в стеклянную массу, с последующим разливом ее в воду и дальнейшим измельчением. Нефриттованные (сырые) глазури, состоят из смеси исходных компонентов. Как правило, это высокотемпературные глазури, содержащие полевой шпат, тонкомолотый кварц и др. компоненты.
Глазури бывают: цветные и базовые (бесцветные и белые), прозрачные и непрозрачные (эмали), глянцевые и матовые, а также глазури с каким-либо эффектом. Также глазури могут быть дихроичные (2-ух цветные), люстровые (переливчатые), кракле (с трещинами), раку (для восстановительного обжига) и т.д.
Выбор глазури – осуществляется не только исходя из художественных целей, когда выбираются такие свойства глазури как цвет, матовость, эффект (с учетом рельефа и текстуры поверхности). Важны также и технологические параметры, в первую очередь, это температура обжига (Тобж) и коэффициент термического расширения (КТР), по которым глазурь и керамическая масса должны быть согласованы. Также важно учитывать безопасность использования: для чего используется глазурь, для пищевых или только декоративных целей. Кроме того, следует иметь в виду, что на разных керамических массах глазурь может выглядеть по-разному, и прежде, чем приобретать большие количества глазури, следует сделать пробник или посоветоваться со специалистом.
Основными составляющими глазурей являются:
кварц - SiO2
глинозём - Al2O3
борная кислота - B2O3
оксиды натрия Na2O и калия К2О
оксид стронция SrO
оксид лития Li2O
оксид цинка ZnO
оксид магния MgO
Для глушения и получения белых и/или матовых глазурей используются:
оксид олова SnO2
оксид циркония ZrO2 или Zr2SiO4
оксид титана TiO2
Помимо этого используются красящие оксиды, для окраски глазурей в разные цвета.
оксид железа Fe2O3 (и FeO) - жёлтый, рыжий, коричневый, чёрный
оксид кобальта CoO - синий
оксид меди CuO – медно-зелёный
оксид хрома Cr2O3 – хромово-зелёный
оксид марганца MnO - коричневый, фиолетовый
оксид никеля NiO чёрный, коричневый, (зелёный)
Тут сразу многие из керамистов скажут – а где же свинец?
Ведь все же знают про свинцовые глазури!
Вот тут и пошёл разговор про вредные компоненты и их использование.
Вредными для человека считаются вообще почти все оксиды тяжёлых металлов и другие соединения с ними.
Есть оксиды, которые вредны при их вдыхании и употреблении внутрь. Но после обжига они не вымываются/ не выщелачиваются из готовой глазури и есть из посуды с глазурями, покрашенными этими оксидами (конечно если не брать во внимание перенасыщение глазури оксидами) - безопасно.
Сейчас идут споры о вреде в большом количестве меди, марганца, железа, титана, кобальта и других компонентов глазурей, которые выщелачиваются, я придерживаюсь позиции вреда, однако есть технологи, которые так не считают. По мне, если глазурь стабильна из нее ничего не должно выходить в еду на вашу тарелку, Далее вам решать.
Также однозначным злом для посуды вслед за технолагами Гжели считаю цек во всех его видах, однако есть технологи, считающие цек допустимым на высокотемпературной керамике, где водопоглощение черепка менее1.
Самый большой вред при вдыхании глазурей и их компонентов наступает непосредственно в процессе самого изготовления глазурей из порошков и вдыхания испарений при обжиге. Глазури в разведенном виде менее вредны, однако любая глинистая и глазурная пыль, а также все поверхности и инструменты, кисти, столы- все должно проходить регулярную влажную уборку до и перед работой.
Кварц сам по себе не ядовит, но в тонкомолотом состоянии кварцевая мука может попасть в лёгкие и нанести там серьёзный вред. Из-за всех этих причин, при работе с оксидами и тонкосмолотой глиной важно использовать респиратор, а при кожных повреждениях – перчатки. Во время обжига следует избегать длительного нахождения возле печи.
Тяжёлые компоненты: Свинец Pb, Кадмий Cd, Сурьма Sd, Мышьяк As, не только весьма вредны при вдыхании и употреблении внутрь, а также при вдыхании испарений во время обжига, но они ещё и выщелачиваются из уже обожженной глазури. При использовании посуды с такими глазурями для кислот (простокваша, кефир, уксус, фруктовые соки) в еду могут постоянно попадать достаточные для постепенного отравления дозы вредных соединений.
Кроме свинца в чистом виде также очень вредны так называемые свинцовые хроматы. Эти соединения используются для получения ярко-красных глазурей типа «Бычья кровь» и создают химически очень не устойчивые глазури, которые быстро поддаются выщелачиванию свинцовых хроматов.
Зачем эти вещества тогда вообще используются?
Все эти вещества также выполняют разные функции в глазурях. Но сейчас их всех уже можно заменить безвредными альтернативами без ущерба качества глазурей.
Свинец Pb
Свинец поглощает почти всё внимание в тематике вредных глазурных компонентов. В странах с богатой гончарной историей, таких как Германия, Великобритания и другие, очень много усилий было потрачено, чтобы убрать свинцовые глазури из употребления в керамике, которая контактирует с едой. Но всё равно в разных странах свинец продолжает использоваться в декоративной, а иногда и в функциональной керамике, потому что это со средневековья известный, самый знаменитый флюс.
Преимущества и недостатки
Свинцовые глазури обладают таким ярким блеском, какого можно достичь не каждым другим флюсом (но можно), сейчас вместо свинца часто используют бор. Недостаток же свинцовых глазурей в том, что они очень мягкие. При большом количестве свинца в глазури, она иногда деформируется и царапается даже обычным ножом. Кроме того, со временем свинцовые глазури становятся жёлтоватыми. В этом можно убедится, посмотрев на глиняные горшочки советского периода с ангобной росписью: они все покрыты свинцовой глазурью. На белом ангобе очень хорошо видно пожелтение прозрачной свинцовой глазури. В России существует ограничение на выделение свинца из керамической посуды. Оно описано в ГОСТ 28391-89.
Коротко классификация глазурей:
1. Глянцевые глазури – основа данной глазури белая глазурь. Белая глазурь для керамики смешивается с пигментом. Черепок (глина после обжига), на который нанесена глазурь, не просвечивает. Имеет ярко выраженный блеск.
2. Потечные – основа прозрачная глазурь, смешанная с пигментом для керамики. Имеет ярко выраженный блеск. Черепок, с нанесенной глазурью, просвечивает после обжига. Имеют различные степени тякучести и прозрачности.
3. Матовая – основа белая матовая глазурь, смешанная с пигментом. Не имеет блеска, черепок не просвечивает.
4. Кракле – имеет глянцевый эффект, после обжига появляются трещины среднего размера. Глазурь бывает различных цветов. Тонирование темным цветом происходит после дополнительного затирания черной глазурью, после обжига и с обязательным последующим обжигом.
5. Базовые глазури делятся на две группы: белые и прозрачные. Белые различаются по температуре обжига и эффекту: глянцевые и матовые. Прозрачные делятся на пищевые, непищевые и по температуре обжига.
6. Дихроичные – имеют два видимых слоя, нижний прозрачный, окрашенный цветом. Верхний слой более «глухой» и имеет эффект в виде различных вкраплений.
Оба слоя имеют различную степень текучести. За счет вариации с температурой обжига, толщины нанесенного слоя и формы изделия, на который
наносится эта глазурь, можно достичь множество различных эффектов.
7. Кожаные – низкотемпературные глазури для керамики, имитируют эффект кожаной поверхности. Это матовые глазури, черепок не просвечивается.
8. Люстровые – имеют металлический оттенок, черепок не просвечивает. Как с матовым, так и глянцевым эффектом. Не пищевые глазури, нельзя применять при производстве посуды. Исключения составляют препараты благородных металлов, золото и платина. Их компоненты выгорают оставляя на поверхности только пленку золота, платины, эта пленка, кстати, не устойчива к механическому истиранию, но ее можно использовать для отводок на посуде.
9. Раку-глазури или рефлекторные – эффект достигается только при обжиге в восстановительной среде, используют газовые печи и опилки, в электрической печи раку не произвести. Раку получается путем использования одноименной техники раку. Черепок не просвечивает, имеет металлический оттенок и много трещин на поверхности, непищевая, декоративная техника.
11. Эффектарные – большая группа глазурей для керамики, в основе имеют как белую, так и прозрачные глазурь, также различные добавки и вкрапления. Бывают как матовые, так и глянцевые. Некоторые виды являются непищевыми, необходимо уточнять при покупке.
Дефекты глазурей, важно!!
https://portalkeramiki.ru/index.php/our-articles/245-defekty-glazurej
Пигменты
Пигменты предназначены для окрашивания глазурей, ангобов и керамических масс.
Виды пигментов:
1) простые оксиды – СuO, Cr2O3, CoO, MnO2 и др.;
2) кальцинированные пигменты – это сложные оксиды и минералы, синтезированные при высоких температурах;
3) бескислородные пигменты, селен-кадмиевые;
4) металлические коллоиды серебра Ag, золота Au и др.
Для окрашивания керамических масс обычно используют дешевые пигменты - оксиды. Следует помнить, что некоторые из оксидов разлагаются во время обжига с выделением кислорода – это оксиды марганца MnO2, меди Сu2O, железа Fe2O3 и др. Присутствие этих оксидов в керамической массе (> 9 %) может привести к дефектам глазури в политом обжиге, пузырям и проколам. Обжиг таких масс, например РМ (MnO2 - 12 %), следует вести по специальному графику (таблица 4)
Для окрашивания непрозрачных глазурей и ангобов чаще применяют кальцинированные пигменты, так как они более устойчивы в химическом отношении и дают более насыщенный цвет, также они безопасны для пищевой посуды. В производстве прозрачных цветных глазурей чаще используются оксиды, так как они лучше сплавляются с фриттой, не оставляя при этом кристаллов, что дает чистый насыщенный цвет. Фриттованные цветные глазури также безопасны для пищи. Прозрачные цветные глазури обладают более низкой вязкостью по сравнению с непрозрачными глазурями, поэтому они более текучие.
Белые непрозрачные глазури не содержат никакого “белого” пигмента. После обжига в них остаются мелкие бесцветные кристаллы так называемых оксидов глушителей – цинка ZnO, олова SnO2, циркония ZrO2, которые в значительной степени рассеивают световые лучи и придают поверхности сплошной белый цвет.
Селен-кадмиевые Se-Cd пигменты дают очень яркие и насыщенные красно-оранжевые цвета. Но они используются только для декорирования, но не для посуды. Кроме того, применение этих пигментов требует хорошей вытяжной вентиляции в помещении для обжига.
Металлические коллоиды благородных металлов применяются в небольшом количестве, так как они достаточно дороги.
Соли
Хочу рассказать про особенности росписи солями металлов, внимание ❗❗❗Роспись солями часто сравнивают с росписью акварелью. Однако от последней она весьма отличается тем, что сделанный по утелю рисунок иногда до и большей частью после глазурования обжигается