ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В таблице описаны основные процессы. Поэтому сейчас еще раз кратко укажем, что главное в обжиге.
-
01 Первый обжиг. В печь ставим сырец. В нем много воды, даже если он выглядит сухим. До 200 - 300°C нагреваем медленно, например за 2 - 3 часа. Обеспечиваем хорошую вентиляцию, чтобы выгорели все примеси. Конечная температура - 900 - 1000°C. Если нет уверенности в температуре, делаем выдержку 1 - 3 часа, давая возможность всей садке равномерно прогреться. Охлаждение ведем с такой скоростью, с которой остывает печь. Форсированное охлаждение проводим только после нескольких экспериментов - цека глазурей не будет, поскольку нет глазурей, а вот холодный треск из-за кварца может иметь место. -
02 Обжиг с глазурью после утиля. В печь ставим заглазурованные изделия. Черепок уже обжигали на утиль, так что скорость на начальном участке нагрева может быть выше; главное, хорошо просушить глазурь. Нагрев до конечной температуры проводим так быстро, как позволяет печь и, главное, скорость прогрева изделий. При конечной температуре делаем выдержку от 15 минут до 1-2 часов с целью равномерного прогрева. Если скорость подъема температуры в конце нагрева невысокая (50°C в час и меньше), считаем, что выдержка уже была. Лучше, конечно, здесь пользоваться конусами Зегера. "Полочки" (выдержки при постоянной температуре) на стадии охлаждения - только для кристаллических глазурей и некоторых матовых. В остальном - как в п.1. -
03 Однократный обжиг с глазурью. Принимаем во внимание все, что в п.1 и в п.2. Не форсируем подъем температуры в интервале 500 - 900°C - до начала плавления глазури из черепка должны удалиться все газы! -
04 Обжиг деколей, люстровых красок, надглазурных красок. Поднимаем температуру очень медленно (за 2 - 4 часа) до 400°C - надо сгореть всей органике. При этом среда должна быть окислительной (воздушной), а вентиляция - интенсивной. От 400 до 800°C - как угодно быстро. Выдержка 5 - 15 минут.
График обжига для приборов управления на 7-8 сегментов, от керамистов.ру для их масс
https://www.ceramistam.ru/blog/Sushka_i_obzhig/
Ниже таблица с рекомендациями глазурного/ политого обжига. Низкие массы( 1050-1080) типа бст1, витгерт 6- я жгу по схеме массы PB
Схема политого обжига на 3 сегмента
Схема утильного обжига:
Стандартная схема обжига, которую я использую для утеля и политого: 75-100 градусов в час до 400, выдержка 15 минут, затем 1,5 часа до 600 выдержка 15 мин, далее 3 часа до 950, выдержка на 950 - 30 минут и свободный набор до 1050 или 1200, выдержка от глазури зависит, 0-30 минут.
Схема обжига люстра, золота: жгут на 800 с выдержкой 10 минут максимум. Набор температуры как идёт, естественно, но не быстрее, чем 7 часов, набор до 400 гр/ 100гр в час.
Схема обжига кристаллических глазурей: сначала обычная схема с медленным набором до 1200, затем за 30 минут скинуть до 1000, потом за 30 минут до 1100 поднять, сделать выдержку на 2.5 часа.
Схема обжига высокомарганцевых (более 9 процентов марганца в составе) темно-коричневых, черных масс:
Схема на примере проведения утильного обжига массы PM с керамистов.ру:
1 сегмент: подъем температуры до 100 °С со скоростью 75 °/ч
2 сегмент: подъем температуры от 100 до 400 °С со скоростью 100 °/ч
выдержка 20 минут на 400 °С (удаляется вся свободная вода)
3 сегмент подъем температуры от 400 до 600 °С со скоростью 100 °/ч
выдержка 30 минут на 600 °С (удаляется вся связанная вода)
в 4 и 5 сегментах происходит удаление химически связанной воды и разложение марганца
4 сегмент подъем температуры от 600 до 800 со скоростью 130 °/ч
5 сегмент подъем температуры от 800 до 1000 со скоростью 75 °/ч
выдержка 10 минут на 1000 °С ⠀
☝Если нарушить технологию утильного обжига, то возникнет вскипание поверхности глазури, которую можно будет обнаружить только после политого обжига. И может стать неприятной неожиданностью???? или художественным эффектом. ⠀
Ниже про сами кристаллические глазури
https://portalkeramiki.ru/index.php/horss-articles/44-glazur…
Бомза используется как для сушки перевернутых изделий (круглых, типа чашки и миски небольшие), также я использую их как мини-турнетки (в перевернутом виде, широкая часть сверху, крутим на ножке).
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/forms/gipsovye-for…
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/forms/gipsovye-formy/s-4602-detail
https://www.ceramistam.ru/catalog/instrumenty/j13_srezka_fig… срезка Тайвань, срезка незаменима для выравнивания края изделий и резки по краю, например для лепки зубчиков граната, отделки края чашки итд.
Тесты
Тест на кипяток обязательно должно пройти любое изделие, которое будет контактировать с пищей. Я наливаю кипяток и даю остыть, затем повторяю процедуру. В идеале, чтобы избежать отложенного цека, изделие нужно протестить еще спустя 2 недели и только после этого отдавать на продажу. Однако, такое часто невозможно из-за экономии времени. В этом случае рекомендую проверочные изделия 1 шт. из партии оставлять у себя и тестить в быту 6 месяцев, если и после этого цека нет, значит, ваша пара глина+глазурь технологически верно подобраны друг к другу и цека и потом уже не будет.
Лимонный тест:
Как проверить выщелачивается ли глазурь - ???? лимонный тест - на сутки оставить на тарелке свежий ломтик лимона, если под глазурью за это время нет никаких изменений- глазурь пригодна для пищевой цели, можно внутри изделия наносить, однако, многие красивые эффектарки терраколор и ботз на 1050 этот тест не выдерживают, ими можно только снаружи или для декоративной керамики покрывать. Внутри посуды я советую лить проверенные на тестах глухие эмали однотонные, без эффекта и сюрпризов (белые, кремовые и др., прозрачкой тоже можно, но с ней есть нюансы, она тоже очень капризна, а вот заглушенные на основе проверенной белой глазури (путем добавления пигмента или цветной глазури) гарантирует наилучший результат.
Также рекомендую помыть посуду сильным щелочным моющим средством, на предмет стойкости на щелочь.
!!!!!По Госту проводят тест на щелочь путем выдерживания изделия сутки в уксусе 3 процентном! Проверяйте так хотя бы пробники ваших глазурей.
Печи:
Рекомендую печи: из бюджетных:
https://delo-masterov.ru,
https://www.ceramistam.ru/catalog/pechi_tempra/pech_dlya_obz…
https://www.jeweler-tool.com/ здесь делают печи на любую вашу температуру и объем.
У нас такая печь в академии около года, работает исправно, терморегулятор не врет, но ржавеет корпус, ток как нет отверстия для выхода влаги.
Не рекомендую
Печи Агни, ломаются очень у многих. https://agni.pro
www.therm.pro/pechi-dlya-keramiki/pechi-s-trehstoronnim-nagrevom/
Изготовление гипсовых форм:
http://ok.ru/video/10281616660
https://youtu.be/ckSewR6L-cI варианты опок для плитки в том числе
https://www.youtube.com/user/rukolepie школа гончарки неплохие видео обучающие на канале
https://www.youtube.com/user/ikalash много интересной информации для гончаров, видео Поверина здесь же рекомендую.
Прикладные советы по материалам:
Всеми любимый мкф-1, важно для успеха жечь утиль минимум 1150 , а лучше 1200 жечь и политой 1200 на мкф. Для мкФ 1 использовать только глазури минимум на 1200, иначе гарантия цека почти всегда, подходит к массе прозрачная 106 глазурь с портла керамики и 7901 белая глазурь Терраколор.
Раньше для литья я тоже использовала мкф-1, но она стала трещать, и я ушла на пфл-1⬇️
https://breezecolour.ru/internet-magazin/product/337636611
Литьё использую с этой прозрачкой и белые две с портала керамики: ниже⬇️
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/glazuri/…
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/glazuri/…
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/glazuri/…
Низкие массы, которые я использую:
Моя любимая масса низкая для посуды раньше была:
https://breezecolour.ru/internet-magazin/product/333320011
У нее есть недостатки, но есть и много плюсов, про мм75 отдельно на видео расскажу.
Сейчас мой фаворит среди низких масс PB https://www.ceramistam.ru/catalog/glina_ispaniya/glina_dlya_lepki_pb_12_5_kg/
Есть еще на керамикстор сайте, когда нет здесь.
http://ceramicastore.ru/keramicheskie-massy-i-gliny/krasnozhgushchiesya-massy/keramicheskaya-massa-pb-traditional-white-earthenware.html
Для литья на низкую температуру использую бст-1 в порошке. Утель 950, политой до 1050, потом в камень спекается. Не даёт цека с низкими глазурями, но иногда отстают с нее ангобы и отслаиваются глазури, надо подбирать лучше эффектарки и полупрозрачные, чем глухие эмали снаружи, внутри же эмали прекрасно держатся. Хуже других дружит с глухими с портала керамики и их же белыми, лучше терраколор брать или другие импортные.
Раньше я очень любила и лепила вручную только из бст-1, но она испортилась производителем, и с нее стало все отслаиваться и я ушла с нее.
Из «небелых» масс рекомендую низкую массу Витргерт 6, к ней есть таблицы соответствия глазурей на портале керамики.
Ангобы: беру часть в Гжели (под запрос менеджер вышлет вам их полную палитру), часть на портале керамики, например, красный хороший на портале керамики, черный ангоб - самый стабильный с портала керамики, также Ботз черный хорош, но до 1100, с портала же до 1200 живет. Многие сереют и коричневеют выгорают под прозрачной, а этот черный нет.
https://portalkeramiki.ru/index.php/eshop/materials/angoby/27/s-0620-51-detail
PB масса фаворит
https://www.ceramistam.ru/catalog/glina_ispaniya/glina_dlya_…
У pb есть плюсы- чистый белый цвет за счет мела, но и недостатки: хрупкость в сухом состоянии и склонность к растрескиванию, но это из-за карбонатов в составе, обеспечивающем белизну. Но, если обуздать ее в лепке, то это прекрасная масса.
В итоге вот прозрачная, которая используется мной для сейчас с низкими массами до 1080.
https://www.ceramistam.ru/catalog/glazuri_prodesco_1/glazur_prozrachnaya_pr_1430_960_1050_1_kg/
Эта масса как и большиество низкотемпературных масс не любит сочетание белой глазури внутри с низким ктр и супер высококтрной снаружи, к таким относят все краклк-глазури ,лава, лайм, бирюзовый кракле итд. В этих случаях надо индивидуально подбирать глазурь для внутрянки посуды.
Внутри всей посуды в диапазоне 1050-1200 использую белую глазурь 7901 Терраколор. Очень хорошая универсальная глазурь. Из цветных внутри посуды низких я использую чешские глазури с Бризколор_ фирмы Glazura, майоликовый глазури от Майолика Павловой, часть однотонных глазурей с керамистам.ру бессвинцовых и неэффектарных, эффектарки использую в основном Терраколор в порошке только для «непосуды» или снаружи изделий, где нет контакты с губами ,водой, едой.
Связано это с тем, что большинство из них цекует и не выдерживает тесты на щелочь.
Хотите эффекты на посуде- берите глазури от 1200 и выше и соответствующие массы, там ниже риск цека и выщелачивания. Низкотемпературные массы и эффектарные глазури- это чаще всего чисто хобби история, не предназначенная для посуды, пористая масса облегчает вам глазурование, а низкая температура плавления глазурей за счет щелочей достигается, но все вместе это и ведет к цеку и выщелачиванию. Поэтому будьте бдительны.