Файл: О. Г. Ивонина Доцент кафедры обеспечения экономической.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 601

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Качество – важнейшее условие для того, чтобы товар был конкурентоспособным [20, с.56-58]. Но удовлетворять абсолютно все клиентские потребности невозможно. Таким образом, из всех спецификаций продукта, что могут быть выпущены предприятием, нужно выбирать те, которые будут самыми интересными для наибольшего количества потребителей.

Итак, рыночная экономика предъявляет к каждому предпринимателю, который стремится быть успешным, следующее требование – это постоянное наращивание конкурентоспособности товаров, услуг. Во многом именно от качества той продукции, которую компания поставляет на рынок, и зависит, сможет ли она выдерживать конкуренцию в складывающихся на рынке условиях.


    1. Взаимосвязь конкурентоспособности и экономической безопасности


Важным аспектом достижения хозяйствующим субъектом экономической эффективности является формирование механизма обеспечения его экономической безопасности [19, с.44]. Конкуренция влияет друг на друга на микро-, мезо- и макроуровнях. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере внешней и внутренней политики и в стратегиях развития организаций [13, с.228].

Экономическая безопасность – важная характеристика финансово-экономических показателей компании в рыночной экономике. Экономическая безопасность в настоящее время становится стратегически важным вопросом с точки зрения перехода к цифровой экономике, но можно утверждать, что финансовая безопасность отдает предпочтение организации в высококонкурентной среде [11].

Экономическая безопасность, статус компании, стабильный доход, свободное управление и эффективное использование средств компании, непрерывный производственный процесс и продажа продукции. Это означает, что экономическая безопасность напрямую связана с финансовым положением организации.

Конкурентоспособность компании также включает способность поддерживать эффективные финансовые отношения с клиентами, поставщиками и конкурентами. Для того чтобы фирма росла более устойчиво, важно оценивать конкурентоспособность фирм для обеспечения экономической безопасности. Определение конкурентной позиции компании на рынке, выявление ее сильных и слабых сторон, а также факторов, влияющих на отношение потребителей к той или иной компании и, в конечном итоге, на долю продаж на рынке конкретного продукта.


Экономическая безопасность современных компании является важным фактором не только для менеджмента или владельцев, но и для других бизнес-организаций: государства, бюджетных средств, сотрудников, покупателей, поставщиков и подрядчиков, сервисных и коммерческих банков и, прежде всего, инвесторов [21, с.28]. Таким образом, конкурентоспособность организации - это способность проводить прибыльные операции в высококонкурентной среде. Однако эта концепция многомерна. Например, наиболее важным аспектом конкурентоспособности компании является конкурентоспособность продукта [20].

На конкурентоспособность компании оказывают влияние так же нормативно-правовые акты, например, Конституция Российской Федерации [1], Гражданский кодекс РФ, часть I, утвержденный Федеральным законом РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ [2], Гражданский кодекс РФ, часть II, утвержденный Федеральным законом от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ [3], Налоговый кодекс РФ [4], Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. [5], Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [6].

Важно акцентировать внимание на том, что экономическая безопасность, а также конкурентоспособность – это одни из важнейших характеристик, описывающих функционирование любого бизнеса. Чем выше конкурентоспособность предприятия, тем выше его экономическая безопасность. А если уровень экономической безопасности компании низкий, то не может быть никаких преимуществ перед конкурентами, а значит, и конкурентоспособности. В этом контексте важно искать пути (направления) повышения конкурентоспособности предприятия с целью повышения уровня экономической безопасности (рис.1.6)



Рис.1.6 – Направления повышения конкурентоспособности коммерческого предприятий с целью повышения уровня экономической безопасности
Таким образом, проведенное исследование показало, что когда конкурентоспособность компании становится больше, то в большинстве случаев это положительно влияет и на положение дел в сфере экономической безопасности.
2. Исследование конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности ЗАО «Арзамасский хлеб»



2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Арзамасский хлеб»
ЗАО «Арзамасский хлеб» – лидирующее предприятие Нижегородской области в сфере производства хлебобулочной и кондитерской продукции, зарегистрировано по адресу: 607220, обл. Нижегородская, г. Арзамас, ул. Калинина, д. 48, действующий на основании Устава.

Качественная оценка финансовых показателей ЗАО «Арзамасский хлеб» выполнена с учетом принадлежности к отрасли «Производство пищевых продуктов» (класс по ОКВЭД 2 – 10).

2.1. Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.
(гр.3-гр.2)

± %
((гр.3-гр.2) : гр.2)

31.12.2021

31.12.2022

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2021)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2022)

1

2

3

4

5

6

7

Актив

1. Внеоборотные активы

206 827

228 046

50,8

41,8

+21 219

+10,3

в том числе:
основные средства

206 025

225 593

50,6

41,3

+19 568

+9,5

нематериальные активы

16

7

<0,1

<0,1

-9

-56,3

2. Оборотные, всего

200 453

317 966

49,2

58,2

+117 513

+58,6

в том числе:
запасы

39 930

60 558

9,8

11,1

+20 628

+51,7

дебиторская задолженность

87 046

106 067

21,4

19,4

+19 021

+21,9

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

60 273

140 040

14,8

25,6

+79 767

+132,3

Пассив

1. Собственный капитал

206 581

260 426

50,7

47,7

+53 845

+26,1

2. Долгосрочные обязательства, всего

68 659

88 321

16,9

16,2

+19 662

+28,6

в том числе:
заемные средства

60 950

75 715

15

13,9

+14 765

+24,2

3. Краткосрочные обязательства*, всего

132 040

197 265

32,4

36,1

+65 225

+49,4

в том числе:
заемные средства

64

72

<0,1

<0,1

+8

+12,5

Валюта баланса

407 280

546 012

100

100

+138 732

+34,1


Структура активов организации на последний день анализируемого периода характеризуется соотношением: 41,8% внеоборотных активов и 58,2% текущих. Активы организации за весь рассматриваемый период увеличились на 138 732 тыс. руб. (на 34,1%). Отмечая рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 26,1%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов является негативным показателем.

Структура активов организации в разрезе основных групп представлена ниже на диаграмме:



Рост величины активов организации связан, в основном, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

  • денежные средства и денежные эквиваленты – 79 767 тыс. руб. (56,2%)

  • запасы – 20 628 тыс. руб. (14,5%)

  • основные средства – 19 568 тыс. руб. (13,8%)

  • дебиторская задолженность – 19 021 тыс. руб. (13,4%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  • кредиторская задолженность – 61 281 тыс. руб. (44,2%)

  • нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 53 845 тыс. руб. (38,8%)

  • долгосрочные заемные средства – 14 765 тыс. руб. (10,6%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «прочие оборотные активы» в активе (-3 114 тыс. руб.).

Собственный капитал организации на 31 декабря 2022 г. равнялся 260 426,0 тыс. руб. Изменение собственного капитала за последний год составило +53 845,0 тыс. руб.


2.2. Оценка стоимости чистых активов организации

Показатель

Значение показателя

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.
(гр.3-гр.2)

± %
((гр.3-гр.2) : гр.2)

31.12.2021

31.12.2022

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2021)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2022)

1

2

3

4

5

6

7

1. Чистые активы

206 581

260 426

50,7

47,7

+53 845

+26,1

2. Уставный капитал

20 917

20 917

5,1

3,8





3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

185 664

239 509

45,6

43,9

+53 845

+29


Чистые активы организации на 31.12.2022 намного (в 12,5 раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. К тому же необходимо отметить увеличение чистых активов на 26,1% в течение анализируемого периода. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. Наглядное изменение чистых активов и уставного капитал представлено на следующем графике.



Коэффициент автономии организации показывает, что ввиду недостатка собственного капитала) акционерное общество в значительной степени зависит от кредиторов. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 31 декабря 2022 г. характеризуется как практически соответствующее норме. Коэффициент обеспеченности материальных запасов вполне укладывается в норму.

2.3. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)*

на начало анализируемого периода (31.12.2021)

на конец анализируемого периода (31.12.2022)

на 31.12.2021

на 31.12.2022

1

2

3

4

5

  СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

-246

32 380

-40 176

-28 178

  СОС2(рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital)

68 413

120 701

+28 483

+60 143

  СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

68 477

120 773

+28 547

+60 215