Файл: Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правонарушений указываются непосредственно в КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Уставе железнодорожного транспорта и в других законах и подзаконных актах, регулирующих административную ответственность на железнодорожном составе.
Это могут быть и действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте в виде повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации, и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а так же нарушение правил проезда и провоза багажа, и других грузов, и другие административные правонарушения на железнодорожном транспорте.
Субъективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является психическое отношение субъекта административного правонарушения на железнодорожном транспорте к совершенному деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.2:
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Для юридических лиц формы вины не определены, но в ст. 2.1 установлены условия виновности юридических лиц:
Кроме того, привлечение физического лица к административной ответственности за административные правонарушения не освобождает от административной ответственности юридическое лицо, и наоборот.
Наличие в составе административного правонарушения на железнодорожном транспорте объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны является обязательным. Отсутствие какого-либо одного или нескольких элементов состава административного правонарушения на железнодорожном транспорте означает, что административное правонарушение отсутствует в целом.
1.3 Административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, то есть физические и юридические лица, совершившие административные правонарушения и привлеченные за это к административной ответственности.
Все субъекты административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:
1) физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства достигшие 16 лет);
2) юридические лица в сфере железнодорожного транспорта ( ОАО «РЖД», ее дочерние компании и другие предприятия и компании по оказанию услуг в сфере железнодорожного транспорта).
Среди физических лиц в административном праве выделяют:
а) общий субъект административной ответственности;
б) особый субъект административной ответственности;
Общий субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте
К категории общих субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся граждане, лица без гражданства и иностранные граждане (не имеющие дипломатический иммунитет), которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16 лет.
Общие субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте можно разделить на две группы. К первой группе относятся лица, которые приобрели железнодорожный билет (или обязанные его приобрести), то есть пассажиры. Ко второй группе относятся остальные лица, которые по каким либо причинам находятся на железнодорожном транспорте.
Административно-правовой статус пассажира, как субъекта административной ответственности.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта в Российской Федерации, Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте пассажир, то есть физическое лицо, желающее воспользоваться услугами железнодорожного транспорта. В этих нормативно-правовых актах установлено, что:
билет должен содержать Ф.И.О лица, его приобретшего;
наименование и реквизиты документа лица, на основании которого была совершено приобретение;
при приобретении бесплатного или льготного билета
, наименование и реквизиты документы, удостоверяющие право на эти льготы;
дату поездки, а так же время, станцию отправки и станцию приобретения.
При несоответствии билета этим требованиям, а так же в случае его утраты или не приобретения, пассажир считается безбилетным. При обнаружении безбилетного пассажира во время движения железнодорожного подвижного состава против него применяются санкции в виде штрафа или удаление пассажира с подвижного состава с составлением протокола об административном правонарушении.
Безбилетный пассажир оплачивает контролирующим лицам стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки, а так же оплатить штраф. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда. Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).
К административной ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте привлекают мировые судьи.
Право пользования услугами железнодорожного транспорта согласно приобретенному билету, а так же наступление административной ответственности за его отсутствие является единственным отличием в административно-правовом статусе пассажира от других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам.
Административно-правовой статус других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам, как субъектов административной ответственности.
Согласно гл. 11 КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте России», Устава железнодорожного транспорта, ФЗ «О пожарной безопасности» и других нормативно правовых актов, регламентирующих административной ответственности на железнодорожном транспорте все физические лица, не зависимо от их административно-правового статуса, обязаны соблюдать принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, правила пожарной безопасности, правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа и другие правила, предусмотренные на железнодорожном транспорте. Нарушение этих правил, а равно и их несоблюдение, влечет к административной ответственности.
Нарушение принципов и правил безопасности на железнодорожном транспорте может быть в виде действий, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования (ст.11.15 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте(ст. 11.16 КоАП), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте (ст. 11.17 КоАП).
За данные правонарушения все физические лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 5000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 11.1 КоАП РФ, в виде повреждения железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. За него предусмотрена санкция в виде административного ареста до 15 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ физические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушений. Так же физическое лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Особый субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории особых субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относят несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, а также должностные лица на железнодорожном транспорте.
Административно правовой статус несовершеннолетних, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
Все дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Этими же Комиссиями выносится решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности на железнодорожном транспорте согласно Положениям об этих комиссиях.
Это могут быть и действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте в виде повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации, и нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, а так же нарушение правил проезда и провоза багажа, и других грузов, и другие административные правонарушения на железнодорожном транспорте.
Субъективной стороной административного правонарушения на железнодорожном транспорте является психическое отношение субъекта административного правонарушения на железнодорожном транспорте к совершенному деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.2:
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение на железнодорожном транспорте признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Для юридических лиц формы вины не определены, но в ст. 2.1 установлены условия виновности юридических лиц:
-
наличие обстоятельств, подтверждающих, что юридическое лицо не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых установлена административная ответственность; -
наличие у юридического лица возможности принятия таких мер.
Кроме того, привлечение физического лица к административной ответственности за административные правонарушения не освобождает от административной ответственности юридическое лицо, и наоборот.
Наличие в составе административного правонарушения на железнодорожном транспорте объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны является обязательным. Отсутствие какого-либо одного или нескольких элементов состава административного правонарушения на железнодорожном транспорте означает, что административное правонарушение отсутствует в целом.
1.3 Административно-правовой статус субъекта административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте
Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, то есть физические и юридические лица, совершившие административные правонарушения и привлеченные за это к административной ответственности.
Все субъекты административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это:
1) физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства достигшие 16 лет);
2) юридические лица в сфере железнодорожного транспорта ( ОАО «РЖД», ее дочерние компании и другие предприятия и компании по оказанию услуг в сфере железнодорожного транспорта).
Среди физических лиц в административном праве выделяют:
а) общий субъект административной ответственности;
б) особый субъект административной ответственности;
Общий субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте
К категории общих субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относятся граждане, лица без гражданства и иностранные граждане (не имеющие дипломатический иммунитет), которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16 лет.
Общие субъекты административной ответственности на железнодорожном транспорте можно разделить на две группы. К первой группе относятся лица, которые приобрели железнодорожный билет (или обязанные его приобрести), то есть пассажиры. Ко второй группе относятся остальные лица, которые по каким либо причинам находятся на железнодорожном транспорте.
Административно-правовой статус пассажира, как субъекта административной ответственности.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта в Российской Федерации, Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте пассажир, то есть физическое лицо, желающее воспользоваться услугами железнодорожного транспорта. В этих нормативно-правовых актах установлено, что:
билет должен содержать Ф.И.О лица, его приобретшего;
наименование и реквизиты документа лица, на основании которого была совершено приобретение;
при приобретении бесплатного или льготного билета
, наименование и реквизиты документы, удостоверяющие право на эти льготы;
дату поездки, а так же время, станцию отправки и станцию приобретения.
При несоответствии билета этим требованиям, а так же в случае его утраты или не приобретения, пассажир считается безбилетным. При обнаружении безбилетного пассажира во время движения железнодорожного подвижного состава против него применяются санкции в виде штрафа или удаление пассажира с подвижного состава с составлением протокола об административном правонарушении.
Безбилетный пассажир оплачивает контролирующим лицам стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки, а так же оплатить штраф. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда. Удаление пассажира из поезда не допускается на станциях, находящихся вдали от населенных пунктов. Перечень таких станций устанавливается железной дорогой.
При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).
К административной ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте привлекают мировые судьи.
Право пользования услугами железнодорожного транспорта согласно приобретенному билету, а так же наступление административной ответственности за его отсутствие является единственным отличием в административно-правовом статусе пассажира от других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам.
Административно-правовой статус других лиц, находящихся на железнодорожном транспорте по другим причинам, как субъектов административной ответственности.
Согласно гл. 11 КоАП, ФЗ «О железнодорожном транспорте России», Устава железнодорожного транспорта, ФЗ «О пожарной безопасности» и других нормативно правовых актов, регламентирующих административной ответственности на железнодорожном транспорте все физические лица, не зависимо от их административно-правового статуса, обязаны соблюдать принципы безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, правила пожарной безопасности, правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа и другие правила, предусмотренные на железнодорожном транспорте. Нарушение этих правил, а равно и их несоблюдение, влечет к административной ответственности.
Нарушение принципов и правил безопасности на железнодорожном транспорте может быть в виде действий, угрожающих безопасности движения (ст. 11.1 КоАП), нарушения правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11. 14 КоАП), повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования (ст.11.15 КоАП), неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 11.15. 1), нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте(ст. 11.16 КоАП), нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте (ст. 11.17 КоАП).
За данные правонарушения все физические лица привлекаются к такому виду административной ответственности как административный штраф. Сама сумма административного штрафа указывается в самих статьях КоАП РФ непосредственно и колеблется, в зависимости от вида административного правонарушения, от 100 до 5000 рублей. Особняком стоит административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 11.1 КоАП РФ, в виде повреждения железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. За него предусмотрена санкция в виде административного ареста до 15 суток.
Выявление административных правонарушений на железнодорожном транспорте возложено на органы внутренних дел (полицию), а так же сотрудники центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Привлечение к административной ответственности за правонарушение на железнодорожном транспорте возложено на должностных лиц ОВД или ЛОВД в пределах их компетенции, а так же на мировых судей.
Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.
Согласно ст. 25.1 КоАП РФ физические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом об административных правонарушений. Так же физическое лицо может подать ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на железнодорожном транспорте. Но судья или должностное лицо, на которое возложена обязанность о рассмотрении дела об административном правонарушении, может отклонить это ходатайство и рассмотреть дело без субъекта административной ответственности. В то же время, судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Особый субъект административной ответственности на железнодорожном транспорте.
К категории особых субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте относят несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие Дисциплинарных уставов, а также должностные лица на железнодорожном транспорте.
Административно правовой статус несовершеннолетних, как субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте.
Все дела об административных правонарушениях на железнодорожном транспорте рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Этими же Комиссиями выносится решение о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности на железнодорожном транспорте согласно Положениям об этих комиссиях.