Файл: Понятия и основание административной ответственности на железнодорожном транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) административные правонарушения, которые нарушают требования, предъявляемые к пассажиру и другим физическим лицам: ч.4 ст.11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.16, ст. 11.17;

  • по видам административных санкций, налагаемых за административные правонарушения:

а) административные правонарушения, за совершение которых налагается административный штраф: ст. 11.1, ч.3 ст. 11.14, ст. 11.15, ст. 11.15.1, ст. 11.16, ст. 11.17;

б) административное правонарушение, за совершение которого налагается административный арест (применяется только к физическим лицам): ч.1 ст. 11.1;

в) административное правонарушение, за совершение которого налагается административное приостановление деятельности (применяется только в отношении юридических лиц): ч.2 ст. 11.15.1;

  • по видам должностных лиц, которые имеют право налагать меры административной ответственности:

а) мировые судьи: ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17;

а1) мировые судьи (если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье): ст. 11.1, ст. 11.17;

б) судьи военных гарнизонных судов (если административное правонарушение совершает военнослужащий): ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17;

в) должностные лица органов внутренних дел (полиции): ч.1,3,4,5, ст. 11.1, ст.11.14, ст. 11.15, ч.1,2,3 ст. 11.17;

г) должностные лица Госжелдорнадзора, действующие от имени Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: ст.11.1, ч.3 ст.11.14, ст.11.15, ст.11.16.

2.2 Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте

Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на несколько стадий:

выявление и пресечение административных правонарушений на железнодорожном транспорте;

составление протокола об административном правонарушении;

привлечение к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.

Механизм реализации административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте возможен только при наличии соответствующих оснований. Этими основаниями для применения мер административной ответственности является административное правонарушение при наличии таких элементов, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны административного правонарушения. При
отсутствии одного или нескольких данных элементов, деяние нельзя характеризовать как административное правонарушение, а следовательно нельзя привлечь к административной ответственности.

Выявлением и пресечением административных правонарушений на железнодорожном транспорте занимаются должностные лица Госжелдорнадзора и сотрудники органов внутренних дел, которые предусмотрены статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяющихся в сфере железнодорожного транспорта и непосредственно связанных с его спецификой.

Помимо выявления и пресечения административных правонарушений на железнодорожном транспорте, сотрудники органов внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях и передают дела органам или должностным лицам, управомоченным привлекать к административной ответственности.

Так же согласно ст. 23.3 КоАП РФ отдельные должностные лица органов внутренних дел за отдельные правонарушения могут привлекать к административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте. Такими должностными лицами органов внутренних дел являются:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.11.14, ст. 11.15;

начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17;

начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1,3,4,5 ст. 11.1, ст. 11.14, ст. 11.15, ч. 1,2,3 ст.11.17.

Должностные лица центрального Управления и территориальных органов Госжелдорнадзора не вправе привлекать к административной ответственности. При выявлении административных правонарушений на железнодорожном транспорте выносятся предписания по устранению выявленных нарушений законодательства, а так же передаются материалы в ОВД или ЛОВД, мировым судьям для привлечения виновных физических лиц к административной ответственности.



К административной ответственности за административные правонарушения на железнодорожном транспорте могут привлекать и мировые судьи. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17. В случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то он имеет право привлекать к административной ответственности за нарушение ст. 11.1, ст. 11.17.

В случае совершения административного правонарушения лицом, имеющим статус военнослужащего, к административной ответственности такие лица привлекаются судьями военных гарнизонных судов. Имеют право привлечь к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, ч.2 ст.11. 15.1, ч.4 ст.11.17. Если совершаются административные правонарушения, предусмотренные другими статьями КоАП, то наступает дисциплинарная ответственность.

В случае совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом, его к административной ответственности привлекает Комиссия по делам несовершеннолетних, согласно материалам дел, переданных органами или должностными лицами, выявившими это административное правонарушение.

2.3 Проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте

ОАО «РЖД» в силу своих полномочий и финансовых возможностей принимает меры по обеспечению охраны участков высокоскоростного движения и созданию безопасных условий для пассажиров и иных лиц. В то же время в законодательстве существуют пробелы, которые не позволяют Компании в полной мере обеспечить меры безопасности в области железнодорожных перевозок. Действующее законодательство не позволяет владельцам инфраструктур и перевозчикам осуществлять досмотровые мероприятия, а также ограничивать свободный доступ лиц на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и прилегающие к ним территории. Нужно внести изменения в законодательство, чтобы осуществлять эти мероприятия на законной основе.

В настоящее время законодательство не регулирует в достаточной мере вопросы безопасности инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава. В.И. Бынков предлагает установить статус служб безопасности владельцев инфраструктуры и перевозчиков, определив, что ими должны являться штатные подразделения, а также частные охранные предприятия. Во-вторых, необходимо наделить службы безопасности компаний правами проверки документов у лиц, проходящих в зоны инфраструктуры и подвижной состав,
проводить досмотр лиц, изымать у пассажиров, находящихся в контролируемой зоне и подвижном железнодорожном составе, обнаруженные незаконные предметы и вещества и передавать задержанных лиц органам внутренних дел. Соответственно, при отказе пассажира от досмотра договор перевозки должен считаться расторгнутым. Безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта зависит не только от безопасности внутри периметра, но и от режима охраны территорий, прилегающих к объекту инфраструктуры. Поэтому предлагается установить особые территории безопасности, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (или их частей) в целях реализации владельцем такой инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусмотрев частичное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности из федерального бюджета. Усилить ответственность за правонарушения в сфере транспорта. Усилить ответственность за преступления в сфере транспорта. Необходимо усилить ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта. Предлагаемые изменения касаются безопасности граждан и объектов железнодорожного транспорта на участках движения высокоскоростных поездов. Имеют место случаи непроизводственного травматизма, возникающее вследствие грубого нарушения гражданами правил поведения на железнодорожных путях, а учитывая, что высокоскоростной поезд движется со скорость 200 км/ч и выше, то данные нарушения с высокой степенью вероятности могут привести к летальному исходу. Поэтому предлагается внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора.

Еще одной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является реализация мер административной ответственности в соответствующей сфере. Здесь недостаточно опираться только на предписания КоАП РФ или закон субъекта Российской Федерации, который устанавливает административную ответственность. Объясняется это тем, что железнодорожные правоотношения являются объектом регулирования значительного количества федеральных законов, а также принятых на их основе подзаконных нормативных правовых актов. Поэтому, чтобы понять смысл и содержание диспозиции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ, необходимо обращаться к нормативным предписаниям, которые находятся в соответствующих нормативных правовых актах.


Следует также учитывать и весьма специфическую сферу воздействия, где действуют не только юридические, но технические предписания. Развитие связи и информатизации невозможно без использования соответствующих технических средств, аппаратов и т.п. В этой связи у правоприменителя возникает целый ряд проблем при выявлении и квалификации административных правонарушений, а также в ходе производства по соответствующему административному правонарушению.

Так же к проблемам привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте относятся проблемы административного характера, связанные с реформой Министерства внутренних дел. Переходный период во всех отраслях власти всегда характеризуется спадом деятельности, а в системе ЛОВД в особенности. Будем надеется, что этот переходный период затянется не надолго и все вернется в норму.

Еще одной не маловажной проблемой привлечения к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте является неправильная квалификация проступков в отношении должностных лиц и специальных субъектов административной ответственности на железнодорожном транспорте. Все чаще эти субъекты несут только дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений.

Заключение

Таким образом, исследовав данную тему, можно констатировать, что административная ответственность за правонарушения, совершаемые на железнодорожном транспорте - является одним из видов юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение на железнодорожном транспорте.

Особенность правонарушений совершаемых на железнодорожном транспорте, заключающаяся в том, что вред физическим и юридическим лицам причиняется в основном при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации источников повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий. Многие составы административных правонарушений описаны бланкетными правовыми нормами, для уяснения и толкования которых необходимо обращение к надлежащим источникам.

Субъектов административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте можно разделить на 2 категории, это: