Файл: Характерные особенности казахского народа 4 Празднество по поводу рождения сына 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как и во всех странах, где был распространен ислам, принято было отмечать два ежегодных религиозных праздника – разговения или окончания поста – ураза айт и через 70 дней – жертвоприношения – курбан айт. Обычны денежные и другие подношения в виде “хаир”, “садака” мечетям, святым лицам и местам. А в дни курбан айт на жертвоприношения приносился лучший скот. У казахов, в отличие от других народов, превалировала обрядовая сторона по сравнению с религиозной.

В силу кочевого уклада жизни казахов наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях. Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней.

Празднество по поводу рождения сына


Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.

Например, на шильдехане - празднестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях.

Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное, порой даже весьма непристойное имя, для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким.

Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим немере - внуком только того, кто рождался от сына.

Тот ребенок, который рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому назывался жиеном - племянником, а его ребенка (племянника) называли жиеншаром - отпрыском племянника (жиена). Так считалось по неписанному закону степей, где дочерей могли отдавать в жены только людям из других родов и аулов, и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение - жиен ел болмас, что в переводе означает - племянника не считай своим!

Только теперь, в наше время в городе, стали на европейский лад называть детей, родившихся и от дочерей, внуками. А того, кому суждено родиться от немере (прямого внука) называли шобере, что значит правнук, а рожденного от правнука называли - шошпеком - праправнуком, что означает крохотный, маленький. Сына же этого шошпека (праправнука) было принято называть не мене, означает непонятный, а его потомство туажатом - рожденный быть чужим.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесике салу - укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья; тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.



Атка отыргызу - это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.

Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю, должны сделать той - праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.

Наурыз мейрамы. Традиция празднования


Когда то, давным – давно, когда казахский народ еще жил в юртах в безбрежных степях и не имел представления о существовании часов или компасов, а течение времени определял по солнечному, лунному или восточному календарю, каждый год в назначенный срок все с нетерпением ожидали весну. Как только первые теплые солнечные лучи пробирались в юрту сквозь ее верхнее оконце, народ начинал ликовать - наконец то зима отступила и пришла весна!

Этот восточный праздник берет свое начало еще с доисламской истории народов Средней Азии. У казахов «Наурыз» - это праздник весны, празднование которого приходится на день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, набухают почки на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана.

Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в день равноденствия выпадал снег – это считалось добрым знаком. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса (народа), или Великим днем улуса. В народе есть поверье: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет весь последующий год. Отсюда – изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в дома людей, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече обнимали друг друга, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.


Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом «Если увидишь родник – расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо» и «Срубил одно дерево – посади десять!». После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе «жыршы» – зазывалы (глашатая), обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских народных сказок – Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника – «Наурыз жыр», устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках – «жанылтпаш», отгадывании загадок – «жумбак».

По древнему летоисчислению этот день обычно выпадал на 21 марта - день весеннего равноденствия. Именно с этого дня начиналось обновление природы: набухали почки, пробивалась первая трава, возвращались птицы, гремели первые грозы. Начинался новый виток жизни, настоящий Новый Год - Наурыз.

Если верить преданиям, Наурыз — одинокий старец, предок казахов-степняков, который в день весеннего равноденствия возвращается на родину предков и несет своему народу счастье. Однако счастье может войти только в чистый дом, поэтому готовиться к встрече Наурыза, начинали, по меньшей мере, за неделю. Очищали улицы, родники, арыки, сажали деревья, ведь по преданиям люди, наводя чистоту на пространстве вокруг, очищают и свою Душу.

В эти весенние дни старались избавиться от всего старого или лишнего, и это давало надежду на перемены к лучшему, на приход благополучия и более удачные приобретения в хозяйстве.

Накормить голодного и одарить обездоленного – еще один непременный атрибут встречи Наурыза. Исстари самые богатые и знатные люди в эти дни устраивали между собой негласные состязания, соревнуясь в благотворительности и щедрости.

Уже вечером 21 марта люди собирались у кого-то в гостях, послушать песни,
поделиться новостями, просто поболтать, ведь они так долго не виделись в эти долгие зимние месяцы. Вообще любовь к общению в крови у казахского народа. Велись неторопливые беседы, старики вспоминали древние эпосы, а акыны под звуки домбры речитативом пели знаменитые «терме» - мудрые песенные назидания.

Молодежь в эту особенную ночь собиралась отдельно. Девушки для своих избранников готовили необычное яство «уйкы ашар» - «пробуждение ото сна». Специально для него с осени припрятывали лучший кусок вяленного мяса, и чаще всего это была грудинка, так называемая «тось». Юные девушки всенародно накрывали для сверстников дастархан и демонстрировали свои кулинарные таланты.

Первые лучи солнца 22 марта казахи семьями старались встретить на самом возвышенном месте в округе. Священным лучам подставляли открытые ладони, а затем совершали жест символического омовения лица. Говорят, что в этот момент можно было загадывать самые сокровенные желания, и они непременно сбудутся, если навстречу новому дню ты выйдешь с чистыми помыслами и открытым сердцем.

Наступает первый день, нового витка жизненного цикла, нового года. Жизнь пробуждается! Молодежь, с шутками и смехом, возит на древней лошадке по всему селению чучело зимы, на главной площади затевается состязание «акынов» (поэтов-импровизаторов), казахские женщины возле юрт угощают всех желающих айраном, убеленные сединами старушки в белоснежных «кимешеках» бросают в толпу ребятни "шашу"- сладости и угощения.

Затем из каждой юрты выносили огромные котлы с главном блюдом праздника – «Наурыз коже». «Наурыз коже» - традиционный казахский весенний суп, сваренный из семи обязательных компонентов. Ингредиенты в блюде могут быть самыми разными, незаменимыми считаются лишь: копченое мясо, заготовленное на зиму, только что надоенное молоко или айран и злаки. Угощение «Наурыз коже» - тоже своеобразный конкурс, ведь по поверью, если отведать его в семи разных домах, то целый год для тебя будет удачным.

Лучшая из стряпух, награждалась самыми сердечными пожеланиями и доброй славой, а полученные на Наурыз похвалы и благословения ценились в старину очень высоко.

Праздничное пиршество начинается. Огромные лепешки - жети кулеш раздают сидящим на возвышенности аксакалам, те отщипывают по кусочку и словами: "ниетиниз кабыл болсын" благословляют праздник и праздничную трапезу. После благословения «Наурыз коже» разливают сначала для почтенных, затем и для всех остальных собравшихся.