Файл: Характерные особенности казахского народа 4 Празднество по поводу рождения сына 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальны игры народов Казахстана


Национальны игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов Казахстана. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд последовательно изменявшихся форм, которые соответствовали отношениям внутри сложившегося общества и хозяйственной деятельности рода.

Все без исключения развлечения и национальные игры Казахстана всегда выполняли общественные задачи: воспитательные, ритуальные, военно-спортивные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и прочее.

Военно-спортивные игры выполняли широкую, универсальную функцию, связанную, как с походным бытом - обучая набегам, войнам, столкновениям, так и с чисто хозяйственной деятельностью народа. Яркими представителями таких игр были сайыс,аударыспакжамбы атуалтын кабакскачкикурес и др.

Огромная часть национальных игр несла обрядовое, ритуальное назначение, входящее в систему брачных, а также поминальных и погребальных церемоний. Однако, впоследствии, многие из них утратили свою первоначальную суть, в процессе развития и перерождения. Примером этому могут служить аламан байга, кокпар.

Народные события (праздниксвадьбапоминки) и национальные игры им посвященные носили исключительно общественный характер.

Самым большим знаковым мероприятием, по имеющимся сведениям считались поминки и конские скачки к ним приуроченные. Доподлинно известно, что поминки (ас), периодически устраиваемые в память старейшины рода, собирали огромное количество людей, независимо от сословной принадлежности. Об этом событии молва по степи ходила в течение нескольких лет, слагались песни, возникали легенды. Торжественные мероприятия продолжались от 3 до 7 дней, при этом ежедневно проводились какие-либонациональные игры и состязания, а заключительный день завершала грандиозная скачка – «Аламан байга», которая собственно и была впоследствии причиной многочисленных обсуждений.

Аламан байга.

Это национальные скачки на длинные и сверхдлинные дистанции от 25, до 100 км. Они являются одним из древнейших и популярнейших состязаний у народов Казахстана, появление которых, несомненно, связано с условиями кочевого быта и необходимостью подготовки лошадей к длительным переходам, особенно актуальным в военное время. «Аламан байга» - всегда основной вид программы
состязаний масштабных народных торжеств, в особенности поминок (ас).

Скачкипо традиции проводятся в степи. Отмеряется означенное расстояние по прямой, изобилующей естественными преградами, в соревнованиях разрешается принимать участие неограниченному количеству всадников на лошадях различных пород.

По правилам, по мере приближения к финишу джигиты начинали выкрикиваться родовые кличи (уран), по которым зрители узнавали лидеров и победителей скачки.

Сайыс.

Национальные единоборства всадников на пиках, представляющие собой старинные военизированные игры, устраиваемые только на особо масштабных торжествах. «Воинов» для поединка выставляли из различных семейных кланов, а иногда и соседних народов, как, например, между киргизами и казахами на юге страны. Участники облачались в необходимую экипировку и вооружались деревянными длинными копьями с тупым концом. Целью поединка было выбить противника из седла или нанести ему серьезный удар, после которого он не смог бы продолжать единоборство.

Кыз куу.

«Кыз куу» - дословно «догони девушку» – очень популярная национальная конноспортивная игра, корнями своими уходящая в далекие средние века, когда женщины, наравне с мужчинами были воинами и наездницами. Они имели полное право предъявлять претендентам на руку и сердце целый ряд условий, в т. ч. состязание в скачках. До наших дней эти игры, обычно устраиваемые в честь свадебных торжеств, дошли в несколько видоизмененной форме, но смысл остался прежним – если побеждает джигит, он имеет право жениться на избраннице.

Игра проводится в открытом поле на строго определенной дистанции. В конце маршрута устанавливается контрольный поворотный столб или мета. По условиям состязания девушка должна ударить плетью юношу и пуститься вскачь к финишу, а джигит, что есть мочи стараться догнать беглянку. Если у него это получалось до линии поворота, то, как победитель молодой человек имел право обнять и поцеловать девушку. Если же девушка приходила к финишу первой, то на обратном пути, подбадриваемая зрителями, она нещадно хлестала нерасторопного джигита своей плетью. Такие неудачи ложились пятном позора на наездника, и требовалось очень долгое время, чтобы очевидцы прекратили дразнить неудачника.



Кумыс алу.

Один из самых своеобразных национальных видов конного спорта, встречающийся также и у других народов Средней Азии. Он требует от участников предельной ловкости, виртуозного владения своим телом и искусного управления конем. Смысл игр состоит в том, чтобы джигит на полном скаку поднял положенную на землю монету, а иногда целую россыпь монет, разложенных на одинаковом расстоянии.

Алты бакан.

В дословном переводе «шесть столбов» – казахские качели, которые сооружались из шести столбов, на концах перетянутые крепкой веревкой. Сверху на них устанавливали поперечный шест, куда необходимо было закрепить парные арканы для ног и сидения. «Алты бакан» устраивали в вечернее время в дни свадебных торжеств или праздника Наурыз. Девушки и юноши, раскачиваясь на качелях попарно, должны были заводить какую-нибудь веселую песню, а остальные подхватывать ее, аккомпанируя на домбре.

Казакша курес.

Разновидность вольной борьбы – очень популярный вид национальных спортивных игр в Казахстане, различные интерпретации которой встречаются у многих народов Средней Азии. «Казакша курес» проводится на всех празднествах и торжественных мероприятиях. Отличительной чертой его является отсутствие весовых категорий и борьбы в партере. Поединки проводятся только на поясах и стоя.

Национальные виды охоты Казахстана



Казахи – вольные дети великой степи, промысел зверя и птицы буквально в крови у этого народа. Однако, кочевой образ жизни, научил их жить в особой гармонии с природой, ценить и уважать ее красоту, что и привнесло в это старинное занятие свои ритуалы и традиции.

С давних времен самыми излюбленными видами промысла казахов были традиционная охота с ловчими птицами – саят итравля добычи степными борзыми – тазы.

В условиях суровой кочевой жизни степнякам было уж точно не до излишеств. Видимо, поэтому так бережно относились они к своим верным  спутникам – резвому коню, отважному беркуту и горячей борзой.

Особым уважением в народе пользовались опытные ловцы и воспитатели ловчих птиц  - «беркутчи». До сих пор в легендах и преданиях живет молва о знаменитых охотниках и их непревзойденных питомцах. Так говорят, что беркут, названный «Сарыкус» («Рыжая птица»), принадлежавший некому Тинею из рода Найман, легко «ходил» не только на лисиц, но и на волков, оленей, маралов. А знаменитый «беркутчи» Жалаир Шора, мог легко определить не только вид, но и возраст ловчей птицы, едва взглянув в вышину.

Опытные ловцы для охотничьих нужд приручали очень разных хищников из семейства пернатых, однако, самым сильным, смелым и умным всегда считался беркут – степной орел, которого казахские охотники до сих пор называют «птичьим богом». Особенно ценен во все времена был орел, обитающий в высокогорьях. Крупное и сильное тело этой птицы покрыто густыми и длинными перьями, грациозную шею венчает сухая змеевидная голова, у птицы мощные прямые плечи, горделивая осанка и горящие, глубоко посаженные глаза.

Совсем нелегко поймать, а потом и приручить этого осторожного и бдительного хищника. Он достаточно смел, сообразителен и силен для того, чтобы дать ощутимый отпор. Укрощение и выучка диких беркутов – занятие непростое и очень опасное, требующее особого терпения, смелости и невероятной выдержки. Зато потом обученный питомец с лихвой вознаградит своего тренера: догонит любую степную живность, сможет перехитрить лису, да и с волком не побоится сразиться.


Обычно на охоту «беркутчи» выходили группой или поодиночке. Прекрасно зная повадки любого степного животного, места его обитания и особенности рациона, охотники заранее предвидели, где зверь может притаиться, откуда напасть, как попытается хитрить, путая след. Охотничий промысел требовал от человека немалого опыта, знаний, храбрости и упорства.

Казахские кочевники – настоящие дети природы, относились к этому занятию не только как к добыче трофеев. Ведь и само слово «саят» объемно и многогранно, оно неизменно объединяет сразу три разных понятия: соревнование, охоту и отдых.

Собственно этим, по сути, и был «салбурын» – коллективная охота, устраивавшаяся как торжественное, праздничное мероприятие.

Руководимые опытными «беркутчи», в «салбурыне» принимали участие «мергены» - меткие стрелки, владельцы борзых - загонщики, многочисленные добровольные помощники, а также музыканты, певцы, сказители народного эпоса и просто люди, желающие повеселиться и знающие толк в хорошей шутке.

Где - нибудь на берегу горной речки, в местности, богатой и птицей и зверьем, ставили большую юрту и начинали шумный праздник, чередуя охотничьи походы с веселым отдыхом, сопровождавшимся песнями, хохмами и байками у костра.

Отправляясь на охотничью вылазку, «беркутчи» облачали ловчих птиц в специальное снаряжение. Однако, завидев потенциальную добычу, с головы одного из орлов сдергивали колпачок и направляли его в сторону убегающей жертвы. Остальные, не мешали и ждали момента, когда наступит срок и они тоже смогут показать охотничье искусство.

Частенько на «салбурыне» устраивали и облавы. Загонщики, расходились по округе и поднимали невероятный шум, громко крича и колотя подручными средствами по звонким предметам. Вспугнутые громкими звуками животные выбегали прямо на «мергенов» и «беркутчи».

Иногда по следу удирающего зверья пускали стремительных гончих – тазысобаки этой местной породы обладают превосходными охотничьими характеристиками