Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Основной вопрос философии подходы, позиции, мнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Локк считал, что мир возможно познать, но для этого нужно сделать большой упор на чувственное познание. По его мнению, разум является лишь исполнителем и он просто воспринимает информацию, полученную им от органов чувств. Но одновременно с этим Локк не противоречит самостоятельности разума в решении конкретных задач в пределах поставляемого ему чувственного материала.

Большой вклад в развитие материалистической концепции сделали немецкие философы. Представители немецкой философии анализировали происхождение и развитие мира. Представителями немецкой классической философии являются Маркс, Фейербах.

Л. Фейербах не признавал себя материалистом. Главным звеном философии для него являлось не изложение аспектов природного бытия, а раскрытие человека и собственно человеческой сущности, который по его мнению является естественно-чувственным существом. Таким образом, он первым сосредоточил свое внимание не на разуме и способностях человека к познанию, а на мире человеческих чувств, считая его сущностью человеческого «Я», его сущностным признаком.

Л. Фейербах вошел в историю как сторонник антропологического материализма («антропос» - человек). Человеческая направленность философии Фейербаха в первую очередь отличалась направленностью философской мысли на человеческие чувства. Но неверно полагать, что Фейербах совершенно не обращал внимания на человеческие историю, на выявление ее движущих сил, которые планомерно оказывали влияние на человека.

С философией Фейербаха в научной мысли появились очень смелые, но в то же время взвешенные и популярные теории. Он переосмысливал влияние истории на развитие человека, а также вступил в спор с религией. Он оспаривал существующие мировоззрения и выдвигал гипотезы, что виной всего является религия и решение всех проблем кроется в изменении предмета культа.

Материалистическую теорию развивал Маркс. Фундаментальной, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, наука о наиболее общих законах движения и развития природы. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существования мира. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в движении и развитии.

Фундаментальным принципом марксистской теории является диалектико-материалистическое решение вопроса о предмете материальной действительности по отношению к мышлению. Человек и природа тесно связаны и одновременно являются разнокачественными материальными системами.


Главным отличием философии марксизма от всех предшествующих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

Таким образом, проанализировав несколько теорий философов Нового Времени, можно сделать вывод, что философская наука, а в частности философы-материалисты перешли к этапу открытого богоборчества. Они самостоятельно отстаивали свои точки зрения, формировали научные концепции абсолютно не подпадающие под мнение церкви. Но этим отличалась наука Нового Времени, она могла выйти за грань религии и пойти дальше. Ее больше не притесняла церковь, она могла распахнуть крылья и сделала это, трудами известных философов.

Проанализировав материалы и источники можно сделать вывод о последовательном развитии материализма в философской мысли Европы. Тяжелым временем, как для материализма, так и для всей философии стал период средневековья. Господствующее место в тот период времени заняла религия, все было основано на священных писаниях и религиозных догмах. Но как это всегда бывает, наступила оттепель, она ознаменовалась Новым Временем.

Этот период отличался расцветом философской мысли, развитием науки, но самое главное, что философы-материалисты вступили в открытое противостояние с религией. Они начали выдвигать смелые теории противоречащие религиозным догмам. Таким образом, можно сказать, что с течение времени происходило становление теории материализма.

2 Идеалистическая традиция в европейской философии



В этой части мы поговорим о идеалистической традиции в европейской философии. Мы определим, что такое идеализм, историю развития этого понятия. Определим периодизацию развития идеалистической теории в европейской философии, а так же рассмотрим каждый из периодов и его представителей.

Идеалистическая теория является прямой противоположностью материализма. Материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального. Таким образом, идеализм в своем понимании близок к религии, идеализм придерживается и разделяет в своих концепциях религиозные догмы. Согласно этой концепции все сотворил Бог и он является вершиной всего. Идеализм рассматривает сознание как, что-то отстраненное от природы, в силу чего мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.


Идеализм (франц. idealisme, от греч.ιδέα - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено [2, с. 181].

Впервые этот термин был употреблен Лейбницем. Концепция идеализма в своей сущности подразделяется на два типа: объективный и субъективный. Объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализм не абсолютно. Объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного [9, с. 15].

Говоря о объективном идеализме нужно в первую очередь упомянуть древнегреческого мыслителя Платона. Говоря о идеях Платона можно сказать, что он не выделял, главной идеи, он признает их многообразие. Идеальное в философии - это всё то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств. Основной идеей концепции идеализма является то, что для того, чтобы познать, нужно отстраниться от органов чувств и формировать свое представление, опираясь лишь на разум.

Изначально стоит понимать, что идеализм Платона является объективным, он противоречит всякому субъективизму. В основе объективного идеализма Платона лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно независимо от субъекта. Поскольку они бестелесны, учение это - идеализм. Поскольку они существуют объективно, это объективный идеализм.

Платон говорил, что все видимые нам вещи физического мира являются отражениями или тенями бестелесных идей, находящихся в высшей и невидимой сфере. В его понимании идеи образуют особенный мир. Весь чувственный мир с обнимаемой им природой и обществом рассматривается Платоном как отражение и как воплощение этого вознесенного над чувственной действительностью особого мира идей. Это идеальная действительность, а идеи существуют объективно, вне и независимо от человека.

У Платона высшая действительность есть «единое». Это не абстрактное арифметическое или математическое единство всего сущего, а «тождество всего идеального и материального, тот первопринцип, из которого только путем его дробления возникает идеальное и материальное» [10, с. 61].


Немецким приверженцем теории объективного материализма был Ф. Гегель. Основной идеей философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Согласно его теории ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Сознание человека не представляется вывести из материи, так же и нет возможности представить как материя породила человеческий разум. Основой всего Гегель считал, является Абсолютная идея, или Мировой дух, - вне человеческое сознание.

Рассматривая все более подробно и начиная с самого начала, первоначалом является Абсолютная идея - тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все - и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и так далее [11, с. 72.].

«Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность - Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта - творческая активность, развитие, развертывание. В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели - к самопознанию» [12, с. 205].

Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе [13, с. 67]..

Гегель не старался дать объяснения того, как из Абсолютной идеи рождается Природа или из Природы - Дух, но он утверждал, что этот факт существует и избегать его нельзя. Порождение духа он объясняет путем покидания природы Абсолютной идеей, преодолевая собственное инобытие, и возвращаясь к самой себе в качестве Абсолютного духа. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, сто конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения, «голый результат» есть «труп» [12, с. 211].

«В соответствии с Гегелем, абсолютная идея пытается познать саму себя. Она для этого развивает способности мышления в своем инобытии - сначала в вещах, затем в живом (чувствительность, раздражимость, психика) и, наконец, в человеке (сознание). Этот процесс сложный, противоречивый. Сменяется много поколений и форм познания абсолютной идеи - от мифологии до самой вершины - философии. В философии тоже был долгий путь познания абсолютной идеи. Каждый философ лишь понемногу узнавал отдельные стороны абсолютной идеи» [14, с. 181].


Таким образом, говоря о философии Гегеля можно сказать, что основополагающей идеей его концепции являлась теория существования Абсолютного духа, который и являлся основой всего. Основной особенностью абсолюта являлось невозможность его существования без движения и самопознания. Самопознание в теории Гегеля выходило на новый этап, он стал основополагающим двигателем его теории, именно на этом пункте и было основано развитие идеалистической теории Гегеля.

Ф. Шеллинг основой философской теории признавал философию природы. Понимание природы Шеллинга отличалась от понимания природы Фихте. Шеллинг выделял природу в самостоятельный и независимый предмет изучения. Это было обусловлено его интересом к естественным наукам, и ведомый этими интересами он ставил природы в самый центр своего изучения.

Теория Шеллинга сталкивалась с большим воздействием и конкуренцией со стороны естественных наук. В большинстве своем она противоречила научным теориям и в связи с этим по своему научному значению она скоро утратила силу. Но его воззрение сыграло важную роль в развитии идеализма. Оно ограничило доминирование теории механицизма и ввело новые понятия о всеобщей связи явлений природы. Шеллинг считал, что обычное логическое мышление является мышлением рассудка. Оно дает нам низшее познание, а также дает возможность сравнить его с познанием разума.

Переосмыслив свое учение Шеллинг сделал вывод, что его философия природы раскрывает лишь половину задачи построения философской системы. Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное» [15, с. 14].

В «философии откровения» Шеллинг пошел против собственной философии природы, а также противоречил своим ранним взглядам по отношению к религии. Позиция Шеллинга шла в разрез его собственных теорий и мировоззрений, на протяжении жизни он разработал множество теорий и занимался их обоснование и доказыванием.

Вторым видом идеализма является субъективный идеализм. Особенностью этого философского подхода является в отвержении существования объективной реальности, в независимости от воли и сознания субъекта. Относительно их понимание и к миру окружающему нас, они считают миром совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий и считают, что действия являются неотъемлемой частью мира. Таким образом, существует лишь то, что мыслится субъектом, а все остальное либо не представляется реальным, либо является плодом этого сознания. Субъективный материализм отличается отдалением от понятия восприятия, а на первый план выходит мышление и воображение. Воспринимается лишь то, что мыслит сам субъект сознания, а прочее не существует в реальной действительности.