Файл: Практическое занятие 5 Задание (Максимальное количество баллов 3 балла).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 518

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 5

Задание 1. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

Целенаправленное развитие гибкости у ребёнка начинается с 6-7 лет.

Сенситивным периодом пассивной гибкости ребёнка является возраст 9-10

лет, а активной – 10-14 лет.

Вам предстоит подготовить и выступить с отчётом для методического совета

по вопросу: «Особенности развития гибкости у младших школьников на

уроках физической культуры».

Вопросы:

1. Составьте комплекс из специально подобранных упражнений для мышц

туловища, верхних конечностей, рук и ног младших школьников для

проведения общей разминки в подготовительной части урока (комплекс

включает не менее 6 упражнений).

Разминка - основа физкультуры, и она должна охватывать все тело по

максимуму. Впрочем, это не требует длительного времени, и стандартный

вариант охватывает всего 10-15 минут времени урока. Кроме основной

программы стоит включить усиленную разминку на те группы мышц,

которые будут задействованы в занятии: например, перед бегом большое

внимание уделить разминке ног.

Итак, стандартная разминка для школы выполняется из основного положения

ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, руки вдоль тела или на

бедрах:

1

наклоны головы вперед-назад на 4 счета (8-12 раз);

2 повороты головы в стороны на 4 счета (10-12 ) раз
3

вращение головой по кругу по 2 раза в обе стороны;

4

руки к плечам, вращение плечами вперед-назад на 4 счета (10-12 раз);

5

разминка запястий – вращение в обе стороны по 2-4 раза;

6

наклоны туловища вперед-назад на 4 счета (8 раз)

2. Опишите последовательный алгоритм выполнения упражнений на

растягивание в работе над развитием гибкости у младших школьников.

В основе методики развития гибкости лежит многократное систематическое

повторение разнообразных упражнений на растягивание. В этом случае

повторный метод требует соблюдения следующих условий:

1. Повторять упражнения нужно многократно. Это объясняется тем, что при

развитии гибкости очень ярко проявляется эффект суммации нагрузки. Ни в

одном другом случае этот эффект не выражается так заметно, как при

выполнении упражнений на растягивание.

Лучшие результаты достигаются при ежедневных занятиях.

Для поддержания достигнутой гибкости можно заниматься растягивающими

упражнениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25-30% от развивающей,


доводя амплитуду движений до 90-95 % от анатомически возможной.

2. Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очередности:

активные однократные – пружинистые – маховые - маховые с

отягощениями;

пассивные статические должны предшествовать пассивным динамическим.

Предложенная схема, с одной стороны, способствует эффективному

развитию гибкости, с другой – исключает появление травматизма, т.к.

выдерживается требование о постепенности увеличения амплитуды

движений. После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять

упражнения на расслабление. Упражняться на гибкость рекомендуется

только после хорошего предварительного разогревания тела с помощью

общеразвивающих упражнений.

3. Растягивающие упражнения целесообразно проводить сериями, с

небольшими интервалами отдыха. Амплитуда должна постепенно возрастать

как в рамках одной серии, так и во всех последующих. Типичное число

повторений в одной сери – 10-12 раз, число серий колеблется от 4 до 8.

Общая нагрузка, по мнению специалистов, в одном занятии не должна

превышать при сгибании и разгибании позвоночника – 90-100 повторений,

тазобедренного сустава – 60-70, плечевого – 50-60 и других суставов – 20-30

раз (Б.В.Сермеев).

4. В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое

распространение стретчинг - система статических упражнений, развивающих

гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме

занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с,

при этом он может напрягать растянутые мышцы.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут

использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство

подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или

высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия

как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в

заключительной части занятия как средство восстановления после высоких

нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также

снятия болей и предотвращения судорог.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно

рекомендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 сек.

(для начинающих и детей — 10 - 20 с).



2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между

повторениями 10 - 30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Продолжительность воздействия зависит от особенностей сустава, возраста,

пола занимающихся, характера упражнений, темпа и может колебаться от 20

секунд до 2 - 3 минут. Темп активных упражнений составляет одно

повторение в секунду, при пассивных одно повторение в 1 - 2 секунды.

В зависимости от пола, возраста и физической подготовленности,

занимающихся количество повторений в серии дифференцируется.

Эффективность отдельных упражнений в значительной мере определяется их

продолжительностью, она должна обеспечивать максимальную подвижность

сустава.

Для различных суставов количество движений, необходимых для достижения

максимальной амплитуды неодинаково.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой

последовательности:

- упражнения для верхних конечностей;

- упражнения на мышцы туловища;

- упражнения для нижних конечностей.

При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха

используется расслабление.

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить

оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а

также правильную дозировку нагрузок.

Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в

утреннюю гигиеническую гимнастику, во вводную (подготовительную) часть

занятия по спортивной акробатике, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и

расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых

упражнений и упражнений на расслабление не только способствует

увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих

данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.

Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период

направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%)

возрастает эффект тренировочного занятия.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года

следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их

повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с;


при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях

– 4 - 6 с.

Специальный подбор упражнений гимнастики, требующий большой

подвижности в суставах, может служить способом повышения общей

гибкости у занимающихся спортивной акробатикой.

Упражнения на гибкость выполняют во всех частях тренировочного занятия.

В подготовительной части занятий их применяют в ходе разминки, обычно

после динамических упражнений, постепенно повышая амплитуду движений

и сложность самих упражнений.

В основной части такие упражнения следует выполнять сериями, чередуя с

работой основной направленности, или одновременно с выполнением

силовых упражнений. Если же развитие гибкости является одной из

основных задач тренировочного занятия, то иногда целесообразно

упражнения на растягивания сконцентрировать во второй половине основной

части занятия, выделив их самостоятельным «блоком» нагрузки.

В заключительной части упражнения на растягивание сочетаются с

упражнениями на расслабление.

Вместе с тем, эффективность применяемых упражнений на растягивание

зависит от направленности выполняемой в этом занятии тренировочной

работы.

Особое внимание к растягиванию мышц и связок необходимо обращать при

выполнении силовых упражнений, учитывая возможный их отрицательный

эффект на гибкость. Нежелательное снижение сократительной способности

мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими

приемами:

1. Последовательным использованием упражнений на силу и гибкость.

Здесь возможна как прямая последовательность применения комплекса

упражнений [сила + гибкость], так и обратная [гибкость + сила], т. е,

сначала - растягивание, и лишь затем - сила.

2. В первом случае, под влиянием выполнения серии силовых

упражнений, подвижность в работающих суставах постепенно

уменьшается на 20-25%, а после выполнения комплекса упражнений на

растягивание - возрастает на 50-70% от сниженного уровня.

3. Обратная последовательность упражнений является более

предпочтительной при необходимости выполнения силовых

упражнений с максимальной амплитудой движений.

4. Поочередным применением упражнений на силу и гибкость [сила +

гибкость + сила + ...] в течение одного тренировочного занятия. При

таком варианте построения занятия происходит ступенчатообразное

изменение подвижности работающих звеньев тела. После каждого


силового упражнения гибкость уменьшается, а после растягивания -

вновь возрастает с общей тенденцией на её увеличение к концу занятия

до 30-35% от начального уровня.

5. Одновременным (совмещённым) развитием силы и гибкости в

процессе выполнения силовых упражнений.

При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузок

технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуется

использовать «пассивные» динамические упражнения на растягивание. Это

вызвано тем, что в условиях сильного мышечного утомления такие

упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны.

Комплексы «пассивных» динамических упражнений лучше всего применять

в конце основной или в заключительной частях занятия, а также в форме

отдельной «восстановительной» тренировки. После большого объёма

тренировочной нагрузки на выносливость, например, после длительного или

темпового кросса, большого объёма повторной или интервальной работы на

отрезках, лучше всего выполнить 5-6 легких активных динамических

упражнений на растягивание, соблюдая при этом осторожность, чтобы не

получить травм утомлённых мышц.

Вместе с тем, замечено, что, даже после интенсивной разминки с

применением преимущественно динамических упражнений, несмотря на

повышение температуры мышц и общее увеличение амплитуды движений,

связки не всегда бывают подготовлены к предельной по размаху движений

скоростно-силовой работе.

Необходимо только всегда помнить, что растягиваться можно лишь после

хорошей разминки, и у Вас при этом не должно быть никаких сильных

болевых ощущений, а лишь чувство слегка «растягиваемых» мышц и связок.

В практике физической культуры и спорта широко распространены два

основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные

движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения,

выполняемые с партнером или на тренажерах.

Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на

следующие основные группы:

- Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за

счет усилия других групп мышц (например - наклоны).

- Растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера.

- Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с

увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько,

чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.