Файл: Практическое занятие 5 Задание (Максимальное количество баллов 3 балла).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 519

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями,

способствующие движению.

- Расслабленные висы.

-Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки,

наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без

предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи).

При выполнении активных движений величина их амплитуды существенно

зависит от силовых возможностей человека.

Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах,

тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы

мышц.

При значительной разнице увеличение мышечной силы приводит и к

увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к

увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается на

величине подвижности.

Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в каком-либо

движении можно двумя путями:

- за счет увеличения пассивной подвижности;

- за счет увеличения максимальной силы.

Для воспитания активной подвижности можно использовать метод

динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих

упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного

отягощения с максимальной амплитудой.

Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с

внешним сопротивлением:

вес предметов;

противодействие партера;

сопротивление упругих предметов;

статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в

виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4 сек.

В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют

упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим

требованиям:

быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной

амплитудой (поэтому малопригодны многие общеразвивающие

упражнения, выполняемые с небольшой амплитудой) и давать

соответствующую целевую установку;

быть доступными для учащихся.

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного

веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с

предельной амплитудой в течение определенного времени (6 – 9 сек.). После

этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за


счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они

воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки,

способствуют их укреплению, повышают эластичность.

У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной

подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при

сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени,

бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного

столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.

Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место

нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на

растягивание. Комплексное использование таких упражнений способствует

не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их

растяжимости и эластичности.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года

следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их

повторений.

Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при

пассивных – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях – 4

– 6 с.

С помощью упражнений на расслабление занимающиеся научатся

сознательно и произвольно расслаблять отдельные мышечные группы и

смогут скорее овладеть техникой упражнений.

Процесс торможения и связанное с ним расслабление мышц

благоприятствуют протеканию восстановительных процессов. Поэтому

упражнения на расслабление используются также для улучшения

кровообращения в мышцах или в качестве отвлекающих упражнений, в

особенности после сильных напряжений статического характера.

Чтобы уметь произвольно расслаблять мышцы, необходимо развить

способность воспринимать изменяющееся состояние мышцы, т.е. различную

степень расслабления. Для решения этой задачи используются такие

упражнения, с помощью которых занимающиеся могут научиться:

1. Четко различать ощущения напряженного и расслабленного состояния

мышц по отношению к обычному, сильному и незначительному

напряжению;

2. Расслаблять одни группы мышц при одновременном напряжении

других;

3. Поддерживать движение расслабленной части тела по инерции путем

использования активного движения других частей тела;

4. Самостоятельно определять в цикле движения фазы отдыха и

соответственно им максимально расслаблять мышцы.



3. Перечислите основные контрольные тесты и тестовые методики, которые

позволят проследить динамику в развитии гибкости младших школьников.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда

движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду

движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя

аппаратуру или педагогические тесты.

Аппаратурными способами измерения являются:

1) механический (с помощью гониометра);

2) механоэлектрический (с помощью электрогониометра);

3) оптический;

4) рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют

электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы.

Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости

и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения.

Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-,

кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет

определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава. В

физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является

способ измерения гибкости с помощью механического гониометра —

угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки

гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или

иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения

определяют угол между осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности

различных суставов служат простейшие контрольные упражнения:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы

гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад

. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между

кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого

сустава, и наоборот . Кроме того,

наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной

плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из

положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние

от пола до кончиков пальцев .

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона

туловища вперед . Испытуемый в положении стоя на скамейке

(или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях.


Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по

расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если

при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние

обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки

— знаком «плюс» (+).

«Мостик» (рис. 1, 7). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков

пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень

гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как

можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки

. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию

от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень

гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с

вытянутыми вперед руками или руки за головой . О высокой

подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах . Измерять

различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения

стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения

звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения

гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или

иначе влияют на подвижность в суставах.

Контрольные упражнения (тесты) для опенки уровня развития

гибкости

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может

быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по

наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней

силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе

нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение

пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы

вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата

испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между

величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется

дефицитом активной гибкости.

Задание 2. (Максимальное количество баллов – 4 балла)

В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для

развития координационных способностей ребёнка. По темпу развития

координационных способностей этот возрастной период называется


«золотым возрастом».

Вам предстоит выступить перед коллегами с докладом по теме: «Средства

развития координационных способностей в младшем школьном возрасте на

уроках физкультуры».

Вопросы:

1. Составьте комплекс упражнений (не менее 5 упражнений) с

направленностью на развитие каждого вида координационных способностей

младших школьников:

 на способность к реагированию;

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки,

возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов,

преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя

спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из

приседа, седа и тому подобное);

в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная - бег быстрый,

бег медленный - бег ускоренный;

г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

д) челночный бег.

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно

усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в

увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать

на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении

сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

 на способность к равновесию;

Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения,

связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним

относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся:

положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда,

служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать

следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное

исключение зрительного самоконтроля, уменьшение площади опоры, включение

предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к

различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия