Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 3039

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Рисунок 1.1

 Выбор оператором определенной перспективы, границ кадра и 

декоративных элементов зависит от общей цели съемки; создание 
грамотного соотношения и поддержание структуры элементов внутри 
кадра облегчают задачу передачи желаемого сообщения и совер­
шенно необходимы для установления нужной атмосферы. Вопрос в 
том, как соотносятся целостное изображение и составляющие его 
компоненты. 

Освещение, цветовой баланс, место действия и перемещение съе­

мочной камеры — все это оказывает влияние на композицию, но 
целостная картина не может быть объяснена через элементы. Дина­
мичную, несущую определенный энергетический заряд картину не­
возможно адекватно проанализировать, выделяя конкретные части; 
кадр не существует сам по себе. Чтобы ответить на вопросы о соот­
ношении изображения и контекста, о взаимосвязи между предыду­
щим и последующим кадрами, о формировании единого стиля про­
грамм, связанных общим жанром, о влиянии современной моды и 
представлений о стиле, мы должны обратиться к понятию компози­
ционной структуры. 

Существует множество факторов, влияющих на формирование 

пространства кадра, поэтому для описания общих композиционных 
принципов и общепринятых правил передачи зрительной информа­
ции в рамках того или иного контекста мы будем опираться на рабо­
ту практиков кино. 

Итак, как же возникли и сформировались эти правила? Отвечать 

на этот вопрос мы будем главным образом с точки зрения голливуд-

10 P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

ской традиции кинопроизводства, в основе которой лежат «скрытые 
технологии». 

Эти технологии лежат в основе создания неделимой картины 

повествования. Они были вызваны необходимостью обеспечения 
незаметных переходов, а движение съемочной камеры не броса­
лось в глаза. Было разработано огромное количество «скрытых 
технологий», которые вошли в повседневную практику кино-, а поз­
же и видеосъемок. 

Все подобные технологии основываются на общем принципе: вни­

мание зрителя должно концентрироваться на действии, а не на меха­
низме съемок. Существует много способов монтажа различных кад­
ров, позволяющих концентрировать внимание зрителя именно на ос­
новных визуальных элементах внутри кадра, а не на фоновых 
объектах что, в свою очередь, дает возможность плавно перемещать 
камеру с одной точки съемки на другую, не привлекая внимания ауди­
тории. 

Впрочем, существуют и общепринятые технологии, позволяю­

щие привлечь внимание зрителя к способу преподнесения материа­
ла. Одна из таких альтернативных технологий построена на непре­
рывном движении съемочной камеры, панорамирующей объект за 
объектом. При этом не делается даже попыток смягчить переход 
от плана к плану. Внимание зрителя намеренно привлекается к сти­
лю передачи изображения. Этот подход противостоит голливудской 
традиции «скрытых технологий», обеспечивающих плавность и не­
прерывность перехода от кадра к кадру. Он имеет множество воп­
лощений, каждое из которых следует рассматривать отдельно. 

Поскольку в производстве большей части зрелищной теле- и ки­

нопродукции преобладает голливудская модель «скрытых техноло­
гий» и поскольку в ее рамках работает большинство операторов, ка­
жется вполне уместным разобраться прежде всего с этой моделью. 
Мы не собираемся говорить, что представленные технологии лучше 
каких-либо других методов съемки, нашей задачей является лишь рас­
сказ о базовых принципах работы с использованием этих технологий. 

Построение композиции зависит от множества факторов, кото­

рые время от времени взаимодействуют и накладываются друг на 
друга. Пытаясь выделить и описать основные элементы изображе­
ния, мы часто сталкиваемся с необходимостью вновь и вновь обра­
щаться к базовым условиям построения композиции с точки зрения 
конкретного визуального решения. В основе целостного изображения 
лежит единство всех его элементов. Должен заметить, что, говоря о 
принципах построения изображения, не всегда представлялась возмож­
ность описать тот или иной принцип в отдельном разделе. 

Интуиция 

Одно из убеждений кино- и телеоператоров состоит в том, что 

композиция основывается на интуиции, и потому ее практически не­
возможно объяснить. В то время как стажеры и начинающие опера-

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 11 


background image

торы тщательно изучают тома с рассказами об экспозиции, о боби­

нах с кинопленкой, о создании изображения электронным способом 
и другими техническими описаниями всевозможных приборов, ком­
позиция, являясь «сердцем» визуальной коммуникации, считается та­
лантом от Бога, который либо дается, либо нет (в этом случае не­
счастный человек, который не обладает даром композиции, не смо­
жет определить хорошую композицию, даже если она выскочит из 
видоискателя и ударит его в глаз. Такой неудачник воспринимается 
аналогично человеку без музыкального слуха). 

Преподаватель искусствоведения Иоханнес Иттен напутство­

вал своих учеников: «Если вы творите шедевры, не обладая знания­

ми, тогда незнание

 —

 ваш путь. Но если для создания шедевра вам 

нужны знания, вам следует учиться». 

Многие из нас, обладая большим опытом работы в кино или 

на телевидении, знают, как грамотно расположить объектив в про­
странстве или выбрать такой угол зрения объектива, чтобы снима­
емая сцена выглядела лучше. Мы либо пользуемся общепринятым 
и унаследованным от предшественников понятием о том, что такое 

«хорошая» композиция, либо перенастраиваем камеру и «выделыва­
ем с ней фокусы» до тех пор, пока интуитивно не начинаем чувство­
вать, что разрешили определенную визуальную проблему. Часто нет 
времени на то, чтобы проанализировать ситуацию, и поэтому оста­
ется полагаться только на опыт. Мастерство в построении компози­
ции кадра является результатом многолетнего опыта в решении раз­
личных визуальных проблем. Понимание того, что такое хорошая 
визуальная коммуникация, — вовсе не дар Божий, а выяснение на 
практике технических приемов, которые либо работают, либо нет. 

Эта книга посвящена обзору и объяснению того, почему неко­

торые композиционные решения считаются приемлемыми, где и 

как эти стандарты были разработаны. В построении композиции 
немало субъективного и определяемого личным вкусом, но многое 
из того, что в создании образов как кино- и телепродукции, так и 
живописи, считается стандартным, на самом деле определено врож­
денными требованиями человеческого восприятия. 

«Я вижу, что ты имеешь в виду!» 

Как правило, существует причина, по которой то или иное изоб­

ражение фиксируется на кино- или видеопленке. Цель съемки мо­
жет заключаться в простой фиксации какого-нибудь события, или 
снимаемый образ может как составная часть входить в более слож­
ную структуру. Какой бы ни была цель съемки, оператор должен четко 
представлять себе технологию построения композиции кадра, чтобы 
предполагаемая аудитория могла без труда понять выражаемую идею. 

Изобразительное решение, равно как и смысл кадра, является 

неотъемлемой частью коммуникации. Как и в живописи, форму по-

Р. Ward. Picture Composition for Film and Television 

12 


background image

являющегося на экране образа зачастую невозможно отделить от 
его содержания. Считается, что в постановочном кино композиция 
кадра играет основную роль в передаче повествования. Но даже в 

новостных программах, претендующих на объективность, когда ка­
мера должна играть роль нейтрального наблюдателя, эффект, ока­
зываемый на зрителя, будет зависеть от выбора границ кадра и рас­
положения камеры. Всякий раз, нажимая на кнопку «запись», мы 
осознанно или неосознанно принимаем некоторые решения, влияю­
щие на коммуникацию. 

Развитие искусства фотографии в XIX веке было воспринято 

многими как новый и объективный способ фиксирования реально­
го мира, не замутненный субъективным «посредничеством» конк­
ретного художника. Лишь через некоторое время люди осознали, 
что камера участвует в создании образа вместе с художником. 
Когда камера переводит трехмерный мир в двухмерное изображе­
ние, то на композицию кадра неизбежно оказывает влияние высота 
расположения объектива, наклон камеры, расстояние до объекта и 
угол зрения объектива. 

Таким образом, чтобы наиболее точно передать смысл идеи или 

события, оператор должен учитывать все элементы визуальной орга­
низации. Если он/она не пытается построить композицию, то камера 
при умолчании оператора использует режим «автоматической настрой­
ки». В этом случае композиция выстраивается спонтанно, и конечный 
вид изображения зависит скорее от технических характеристик каме­

ры, чем от стоящего за ней человека. 

Язык визуальных образов аналогичен любому другому языку и 

имеет свою грамматику и синтаксис. И чтобы умело выражать на 
этом языке свои мысли, нужно, чтобы в процессе обучения у чело­
века сформировалось определенное чувство языка, опирающееся на 

теоретические знания. 

ПОЧЕМУ КОМПОЗИЦИЯ ВАЖНА? 

Оператор указывает аудитории, куда смотреть. Его задача за­

ключается в том, чтобы за минимальное время передать опреде­
ленную визуальную информацию. И хотя при документальных съем­
ках присутствие оператора может в той или иной степени повлиять 
на ход событий, он должен стремиться запечатлеть происходящее в 
форме, близкой к адекватному восприятию человеком. 

Содержание съемки должно распознаваться просто и однознач­

но, не требуя дополнительных комментариев диктора и не допус­
кая споров относительно смысла изображения. В основе однознач­
ного и ясного прочтения кадра лежит четкая организация всех зри­
тельных элементов. Звуковое сопровождение и другие эффекты 
подчеркивают смысл изображения, однако конечное впечатление 
обычно зависит именно от композиционного решения. У зрителя 
не должно возникать сомнений относительно целей, ради которых 
снимался материал. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 13 


background image

Хорошо выстроенная композиция лучше воспринимается зрителем. 

Она подчеркивает те или иные способы группирования объектов, струк­
туру и форму, которые помогают зрителю наилучшим образом «про­
честь» образ. Если что-либо мешает взгляду свободно двигаться по 
границе кадра или в кадре имеется что-либо, намертво приковываю­
щее взгляд зрителя, то тогда он подсознательно испытывает неудов­
летворение и, в худшем случае, зрительское внимание может быть 
утрачено. Грань между «поддразниванием» человеческого глаза дву­
смысленными зрительными образами и потерей внимания аудитории 
чрезвычайно тонка. 

Одна из задач оператора состоит в том, чтобы благодаря по­

строению кадра в соответствии с законами зрительного восприя­
тия и принципами движения глаз помочь зрителю должным обра­
зом воспринять смысл передаваемой информации. Движение глаз 
должно быть непрерывным, плавным и проходить по определенному 
маршруту, встречая на своем пути значимые элементы изображе­
ния и не отвлекаясь на второстепенные моменты. Один из профес­
сиональных навыков оператора заключается в умении правильно 
выстроить кадр, чтобы привлечь внимание зрителя. Если просто 
навести камеру на объект и начать съемку, зачастую изображение 
получается настолько бессвязным, что не помогают никакие уловки. 

Отснятый материал содержит ровно столько информации, сколь­

ко в нем заложено. И если оператор помнит или знает дополнитель­
ные детали, которые не вошли в кадр, но могут помочь пониманию 
картины, то эти детали следует донести до аудитории, иначе зритель 
будет вынужден делать собственные предположения. Если эта до­
полнительная информация принципиально важна для понимания, то 
ее надо включить, иначе изображение будет неполным, а его смысл 
будет передан лишь частично. Важно осознавать, насколько полно 
передает изображение заключенный в нем смысл, или нужны до­
полнительные объяснения. 

УПРАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИЕЙ 

Управление композицией подразумевает, с одной стороны, воз­

можность работать с компонентами изображения — балансом, цве­

товым контрастом, перспективой, пространственными и линейными 
характеристиками и т. п., а с другой — возможность изменять тех­
нические параметры съемки: ракурс, фокусное расстояние, освеще­
ние и экспозицию. 

Хорошо выстроенный кадр имеет композицию, в которой нет 

случайных визуальных элементов. Все визуальные составляю­
щие композиции должны быть организованы таким образом, что­
бы привлекать внимание зрителя. Часто отправной точкой пост­
роения композиции является старое правило, призывающее к мак­
симальному упрощению путем исключения лишнего. 
Изображение, передающее лишь самое главное, оставляет ощу­
щение силы и чистоты. 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television