ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 3034
Скачиваний: 214
Визуальные технологии
Большинство технологий, применяемых для производства конк
ретной телепрограммы или фильма, в первую очередь зависит от
субъективного решения съемочной группы и общего замысла карти
ны/передачи. Помимо субъективных творческих предпочтений суще
ствуют объективные принципы построения изображения, вызываю
щие определенный визуальный эффект. Хорошее визуальное решение
одновременно сочетает и творческий подход, и знание разнообраз
нейших факторов, играющих важную роль в построении изображения.
Эти факторы, в том числе: освещение, соотношение фигуры и фона, фор
ма, границы кадра, баланс, свето-теневое решение, направление линий,
линейная и пространственная перспектива, цвет, заполнение простран
ства, — будут детально рассмотрены в соответствующих разделах.
Рисунок 1.2
Технология «парных съемок из-
за плеча» появилась приблизи
тельно в 1910 году. Она до сих
пор используется в большинстве
художественных фильмов.
Влияние культурной среды
Одни приемы построения композиции не меняются с течением
времени, другие — зависят от существующей моды. И первые и
вторые играют важную роль в деле грамотного построения кадра.
Изображение должно не только передавать информацию, но и иметь
определенную художественную ценность. Употребление тех или иных
художественных приемов зависит от культурного окружения и моды
и изменяется с течением времени. Новизна и оригинальность могут
привлечь внимание, но когда речь идет о массовой аудитории, необ
ходимо учитывать ее вкусы и ожидания. В противном случае шоки
рующая новизна не только не привлечет зрителя, но и приведет к
потере интереса у аудитории. Исследования в области психологии
восприятия показали, что человек не воспринимает информацию, ко
торую не в состоянии понять. Успешность передачи сообщения не
посредственно зависит от направленности внимания аудитории.
Изменчивая мода
Стили кино- и видеосъемки подвержены изменениям, но эти из
менения отражаются скорее на специфике подачи материала, чем
на построении композиции. Барри Салт в книге «Кинематографи
ческие стили и технология»
(Barry Salt, Film Style and Technology)
относит появление «парных съемок из-за плеча» приблизительно к
1910 году. В немом фильме-вестерне «Бездельник»
(The Loafer.
1912)
есть кадры, крупным планом запечатлевшие диалог, в кото
ром актеры сняты под одинаковым углом с противоположных то
чек. С тех пор эта техника построения композиции прочно вошла в
образный язык кинематографа. Менялась структура съемки, кор
ректировались общепринятые представления о способах отобра
жения времени и пространства, появлялись новые взгляды на прин
ципы построения повествования, но многие приемы построения ком
позиции используются до сих пор (рис. 1.2).
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 15
Популярные композиционные решения были восприняты посети
телями кинотеатров и телезрителями и перешли в разряд «нормаль
ных» или «стандартных». Эти стереотипы являются точкой отсче
та, независимо от того, вносим ли мы в них что-то новое или пыта
емся им противостоять. Человеческое восприятие стремится к
систематизации и структурированию поступающей информации. Но
этот процесс может быть нарушен, если оператор, пытаясь создать
нечто оригинальное, получает в итоге неорганизованное изображе
ние. Когда зритель сталкивается с непонятной картиной, он задает
ся вопросом: «Что же все-таки здесь изображено?» Поиск решения
и классификация свойственны человеческому мозгу, поэтому пер
цептивная «загадка» восприятия может привлечь внимание наблю
дателя, но лишь до того момента, пока будут продолжаться попытки
расшифровать заключенную в изображении информацию. Грань, за
которой человек отказывается интерпретировать картину, сугубо ин
дивидуальна. Отметим лишь, что многие люди с удовольствием рас
сматривают на экране понятное и хорошо узнаваемое изображение,
тогда как непонятное вызывает у них отторжение. Такие люди про
сто отказываются воспринимать изображение, не поддающееся не
медленному обозначению и содержащее образы, не согласующиеся
с их представлениями о визуальной реальности.
Впрочем, если по сюжету нужно создать атмосферу таинствен
ности или подозрительности, без загадочных и неоднозначных кад
ров просто не обойтись. Заставить аудиторию теряться в догадках -
один из популярных приемов, применяемых в художественном кино.
Американский оператор Уильям Фрейкер руководил съемками филь
ма «Ребенок Розмари»
(Rosemary's Baby).
По замыслу режиссера
Романа Полански, одна из сцен, в которой женщина разговаривает
по телефону, должна была сниматься через дверной проем из сосед
ней комнаты, но при таком расположении камеры голову женщины
не было видно из-за косяка. Фрейкер настаивал на перестановке ка
меры, чтобы лицо вошло в кадр, но Полански противился. «Снимая
с этого ракурса, — говорил Полански, — мы заставим каждого зри
теля вытянуть шею и попытаться заглянуть за косяк, чтобы уви
деть лицо». Функция данной мизансцены состояла в подогревании
интереса зрителя к развитию сюжета.
ВЫВОДЫ
В конечном счете хорошая композиция — это лучший ракурс
объекта в сочетании с передачей сути изображения. Композиция дол
жна быть простой и выразительной, без лишних элементов, но в то
же время самодостаточной для понимания.
Глава 2
ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Нет смысла говорить, если никто тебя не слушает. Поэтому глав
ная задача композиции заключается в том, чтобы завладеть внима
нием аудитории.
Эффективная коммуникация возможна на многих языках. Основ
ным требованием для общения между людьми является способность
говорить на одном и том же языке. Изображение также может иг
рать роль посредника между людьми, и язык визуальных образов в
конечном счете должен соответствовать человеческому восприятию.
Хотя на композицию и влияет мода, но хорошая композиция прежде
всего основывается на понимании психологии восприятия.
Существуют определенные законы, по которым человек воспри
нимает визуальную информацию. Если композиция построена с уче
том этих законов, то тогда она с большой вероятностью будет оцене
на человеком как понятная и приятная. Если композиция не соответ
ствует визуальным ожиданиям зрителя, то информация, заключенная
в изображении, может быть воспринята с искажениями или не вос
принята вовсе (рис. 2.1).
Рисунок 2 . 1 .
Восприятие путем поиска и
интерпретации доступной
информации обеспечивает
понимание изображения.
Мозг обозначает структуры
и пытается их интерпретиро
вать. Воспринятый объект,
таким образом, представля
ет собой некую гипотезу, ко
торая требует подтверждения
на основании предыдущего
опыта. Если, глядя на рисунок,
мы видим утку — значит, это
утка. Но лишь до тех пор,
пока мы не поймем, что здесь
изображен кролик.
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении
17
Феномен восприятия был интуитивно понят и применялся на
практике великими художниками на протяжении многих веков. Их
работы привлекают наше внимание и визуально приятны. Нам по
нятно содержание этих великих полотен и приятно на них смот
реть, поскольку они построены в соответствии с законами зритель
ного восприятия. Причем реакция зрителя часто основана на под
сознательном отклике на определенное построение визуальной
информации.
Выделив характеристики, влияющие на успешность восприя
тия, можно использовать их как своеобразные кирпичики для по
строения эффективной коммуникации.
Что такое восприятие?
Предлагаемое нами определение восприятия не связано с объяс
нением физиологиии механизмов зрения. Мы будем рассматривать
процесс восприятия лишь в той мере, в которой он соотносится с
кино- и видеосъемками и построением композиции.
В стандартном определении восприятие — это процесс измене
ний, происходящих в органах чувств в результате воздействия на
них физических характеристик объекта. Это называется «стимуля
цией» органа чувств. Первая стадия восприятия заключается в том,
что стимуляция рецептора вызывает импульс, который по нерву пе
редается к мозгу. Это, в свою очередь, вызывает переход к следую
щей стадии — изменению состояния мозга. На стадии «изменения
состояния мозга» непосредственное изучение природы зрения ста
новится проблематичным.
«Это изменение состояния мозга вызывает определенное ощу
щение в сознании наблюдателя. Это ощущение затем интерпрети
руется в соответствии с прошлым опытом, как какое-то опреде
ленное
—
например, ощущение грусти».
«Популярная философия»,
под ред. Годфри Весея (Godfrey Vesey).
Ощущения, возникающие в сознании наблюдателя, недоступны
для объективного научного изучения; любые умозаключения не мо
гут быть зафиксированы иначе, чем методом самонаблюдения. Тем
не менее, чтобы понять эту стадию процесса восприятия, проводят
ся эксперименты, основанные на самонаблюдении воспринимающе
го субъекта.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Многочисленные эксперименты легли в основу большого коли
чества теорий восприятия, многие из которых противоречат друг
другу. Большинство исследователей сходятся во мнении, что вос
приятие — моментальный процесс, не связанный с дополнитель-
Р. Ward. Picture Composition for Film and Television
18
ными рассуждениями.'Процесс восприятия — скорее активное ис
следование, а не пассивное фиксирование визуальных элементов в
поле зрения.
Мозг считывает смысл визуальных элементов путем их преоб
разования в образы. Человеческое восприятие тяготеет к макси
мальному упрощению структуры зрительных образов, насколько это
позволяют имеющиеся условия. Осмысливание визуальных сти
мулов предполагает проверку с применением гипотезы. Непонят
ному или двусмысленному образу может быть приписано лишь пред
полагаемое определение, до тех пор, пока не станет доступна даль
нейшая информация (рис. 2.2).
Американский преподаватель правоведения однажды решил
проверить, насколько правдоподобно его студенты воспринимают
событие. С этой целью он инсценировал в лекционной аудитории
псевдопреступление. Прервав лекцию, в аудиторию ворвался муж
чина, угрожающе размахивая каким-то оружием, а затем он исчез.
Преподаватель правоведения тут же попросил своих студентов точ
но описать то, что они увидели. Естественно, у каждого «свидете
ля» была своя версия происшедшего, и они по-разному описывали
псевдопреступника. Из этого был сделан простой вывод, что люди
избирательно воспринимают поступающую информацию. Они ви
дят то, что ожидают увидеть, или то, что в состоянии понять.
То, что воспринимает человек, зависит как от его личных ка
честв, так и от элементов, находящихся в поле зрения. На интер
претацию образа влияет как предыдущий опыт субъекта, так и его
состояние на данный момент. Мало вероятно, что два человека,
наблюдающие за одной и той же сценой, потом сильно расходятся
по поводу ее значения — то есть нужно признать, что в опыте вос
приятия различных людей содержатся общие черты.
В то время как камера не подвержена субъективным влияниям и
просто фиксирует образ благодаря таким механическим приспособ
лениям, как объектив, выдержка, расположение камеры и т. д., опе-
Рисунок 2.2
В процессе поиска понятных
форм на сложной картине чело
веческое восприятие ищет и, если
необходимо, создает простые
формы. Прямые линии можно
продолжить с помощью визуаль
ной проекции (кубическая фор
ма «Организационные детерми
нанты субъективного контура»,
Бредли).
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 19