Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 3034

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Визуальные технологии 

Большинство технологий, применяемых для производства конк­

ретной телепрограммы или фильма, в первую очередь зависит от 

субъективного решения съемочной группы и общего замысла карти­
ны/передачи. Помимо субъективных творческих предпочтений суще­
ствуют объективные принципы построения изображения, вызываю­
щие определенный визуальный эффект. Хорошее визуальное решение 
одновременно сочетает и творческий подход, и знание разнообраз­
нейших факторов, играющих важную роль в построении изображения. 
Эти факторы, в том числе: освещение, соотношение фигуры и фона, фор­
ма, границы кадра, баланс, свето-теневое решение, направление линий, 
линейная и пространственная перспектива, цвет, заполнение простран­
ства, — будут детально рассмотрены в соответствующих разделах. 

Рисунок 1.2 

Технология «парных съемок из-
за плеча» появилась приблизи­
тельно в 1910 году. Она до сих 
пор используется в большинстве 
художественных фильмов. 

Влияние культурной среды 

Одни приемы построения композиции не меняются с течением 

времени, другие — зависят от существующей моды. И первые и 
вторые играют важную роль в деле грамотного построения кадра. 
Изображение должно не только передавать информацию, но и иметь 

определенную художественную ценность. Употребление тех или иных 

художественных приемов зависит от культурного окружения и моды 
и изменяется с течением времени. Новизна и оригинальность могут 
привлечь внимание, но когда речь идет о массовой аудитории, необ­
ходимо учитывать ее вкусы и ожидания. В противном случае шоки­
рующая новизна не только не привлечет зрителя, но и приведет к 

потере интереса у аудитории. Исследования в области психологии 
восприятия показали, что человек не воспринимает информацию, ко­

торую не в состоянии понять. Успешность передачи сообщения не­
посредственно зависит от направленности внимания аудитории. 

Изменчивая мода 

Стили кино- и видеосъемки подвержены изменениям, но эти из­

менения отражаются скорее на специфике подачи материала, чем 
на построении композиции. Барри Салт в книге «Кинематографи­
ческие стили и технология»

 (Barry Salt, Film Style and Technology) 

относит появление «парных съемок из-за плеча» приблизительно к 

1910 году. В немом фильме-вестерне «Бездельник»

 (The Loafer. 

1912)

 есть кадры, крупным планом запечатлевшие диалог, в кото­

ром актеры сняты под одинаковым углом с противоположных то­
чек. С тех пор эта техника построения композиции прочно вошла в 
образный язык кинематографа. Менялась структура съемки, кор­
ректировались общепринятые представления о способах отобра­
жения времени и пространства, появлялись новые взгляды на прин­
ципы построения повествования, но многие приемы построения ком­
позиции используются до сих пор (рис. 1.2). 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 15 


background image

Популярные композиционные решения были восприняты посети­

телями кинотеатров и телезрителями и перешли в разряд «нормаль­
ных» или «стандартных». Эти стереотипы являются точкой отсче­
та, независимо от того, вносим ли мы в них что-то новое или пыта­
емся им противостоять. Человеческое восприятие стремится к 
систематизации и структурированию поступающей информации. Но 
этот процесс может быть нарушен, если оператор, пытаясь создать 
нечто оригинальное, получает в итоге неорганизованное изображе­
ние. Когда зритель сталкивается с непонятной картиной, он задает­
ся вопросом: «Что же все-таки здесь изображено?» Поиск решения 

и классификация свойственны человеческому мозгу, поэтому пер­
цептивная «загадка» восприятия может привлечь внимание наблю­

дателя, но лишь до того момента, пока будут продолжаться попытки 
расшифровать заключенную в изображении информацию. Грань, за 
которой человек отказывается интерпретировать картину, сугубо ин­
дивидуальна. Отметим лишь, что многие люди с удовольствием рас­

сматривают на экране понятное и хорошо узнаваемое изображение, 

тогда как непонятное вызывает у них отторжение. Такие люди про­
сто отказываются воспринимать изображение, не поддающееся не­
медленному обозначению и содержащее образы, не согласующиеся 
с их представлениями о визуальной реальности. 

Впрочем, если по сюжету нужно создать атмосферу таинствен­

ности или подозрительности, без загадочных и неоднозначных кад­
ров просто не обойтись. Заставить аудиторию теряться в догадках -
один из популярных приемов, применяемых в художественном кино. 
Американский оператор Уильям Фрейкер руководил съемками филь­
ма «Ребенок Розмари»

 (Rosemary's Baby).

 По замыслу режиссера 

Романа Полански, одна из сцен, в которой женщина разговаривает 
по телефону, должна была сниматься через дверной проем из сосед­
ней комнаты, но при таком расположении камеры голову женщины 
не было видно из-за косяка. Фрейкер настаивал на перестановке ка­
меры, чтобы лицо вошло в кадр, но Полански противился. «Снимая 
с этого ракурса, — говорил Полански, — мы заставим каждого зри­
теля вытянуть шею и попытаться заглянуть за косяк, чтобы уви­
деть лицо». Функция данной мизансцены состояла в подогревании 
интереса зрителя к развитию сюжета. 

ВЫВОДЫ 

В конечном счете хорошая композиция — это лучший ракурс 

объекта в сочетании с передачей сути изображения. Композиция дол­
жна быть простой и выразительной, без лишних элементов, но в то 
же время самодостаточной для понимания. 


background image

Глава 2 

ВОСПРИЯТИЕ 

ВОСПРИЯТИЕ 

Нет смысла говорить, если никто тебя не слушает. Поэтому глав­

ная задача композиции заключается в том, чтобы завладеть внима­
нием аудитории. 

Эффективная коммуникация возможна на многих языках. Основ­

ным требованием для общения между людьми является способность 
говорить на одном и том же языке. Изображение также может иг­
рать роль посредника между людьми, и язык визуальных образов в 
конечном счете должен соответствовать человеческому восприятию. 
Хотя на композицию и влияет мода, но хорошая композиция прежде 
всего основывается на понимании психологии восприятия. 

Существуют определенные законы, по которым человек воспри­

нимает визуальную информацию. Если композиция построена с уче­
том этих законов, то тогда она с большой вероятностью будет оцене­
на человеком как понятная и приятная. Если композиция не соответ­
ствует визуальным ожиданиям зрителя, то информация, заключенная 
в изображении, может быть воспринята с искажениями или не вос­
принята вовсе (рис. 2.1). 

Рисунок  2 . 1 . 

Восприятие путем поиска и 
интерпретации доступной 
информации обеспечивает 
понимание изображения. 
Мозг обозначает структуры 
и пытается их интерпретиро­
вать. Воспринятый объект, 

таким образом, представля­
ет собой некую гипотезу, ко­
торая требует подтверждения 

на основании предыдущего 
опыта. Если, глядя на рисунок, 

мы видим утку — значит, это 
утка. Но лишь до тех пор, 

пока мы не поймем, что здесь 
изображен кролик. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 

17 


background image

Феномен восприятия был интуитивно понят и применялся на 

практике великими художниками на протяжении многих веков. Их 
работы привлекают наше внимание и визуально приятны. Нам по­
нятно содержание этих великих полотен и приятно на них смот­
реть, поскольку они построены в соответствии с законами зритель­
ного восприятия. Причем реакция зрителя часто основана на под­
сознательном отклике на определенное построение визуальной 
информации. 

Выделив характеристики, влияющие на успешность восприя­

тия, можно использовать их как своеобразные кирпичики для по­

строения эффективной коммуникации. 

Что такое восприятие? 

Предлагаемое нами определение восприятия не связано с объяс­

нением физиологиии механизмов зрения. Мы будем рассматривать 
процесс восприятия лишь в той мере, в которой он соотносится с 

кино- и видеосъемками и построением композиции. 

В стандартном определении восприятие — это процесс измене­

ний, происходящих в органах чувств в результате воздействия на 
них физических характеристик объекта. Это называется «стимуля­
цией» органа чувств. Первая стадия восприятия заключается в том, 
что стимуляция рецептора вызывает импульс, который по нерву пе­
редается к мозгу. Это, в свою очередь, вызывает переход к следую­
щей стадии — изменению состояния мозга. На стадии «изменения 
состояния мозга» непосредственное изучение природы зрения ста­
новится проблематичным. 

«Это изменение состояния мозга вызывает определенное ощу­

щение в сознании наблюдателя. Это ощущение затем интерпрети­

руется в соответствии с прошлым опытом, как какое-то опреде­

ленное

 —

 например, ощущение грусти». 

«Популярная философия», 

под ред. Годфри Весея (Godfrey Vesey). 

Ощущения, возникающие в сознании наблюдателя, недоступны 

для объективного научного изучения; любые умозаключения не мо­
гут быть зафиксированы иначе, чем методом самонаблюдения. Тем 
не менее, чтобы понять эту стадию процесса восприятия, проводят­

ся эксперименты, основанные на самонаблюдении воспринимающе­

го субъекта. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ 

Многочисленные эксперименты легли в основу большого коли­

чества теорий восприятия, многие из которых противоречат друг 
другу. Большинство исследователей сходятся во мнении, что вос­
приятие — моментальный процесс, не связанный с дополнитель-

Р. Ward. Picture Composition for Film and Television 

18 


background image

ными рассуждениями.'Процесс восприятия — скорее активное ис­
следование, а не пассивное фиксирование визуальных элементов в 
поле зрения. 

Мозг считывает смысл визуальных элементов путем их преоб­

разования в образы. Человеческое восприятие тяготеет к макси­
мальному упрощению структуры зрительных образов, насколько это 
позволяют имеющиеся условия. Осмысливание визуальных сти­
мулов предполагает проверку с применением гипотезы. Непонят­
ному или двусмысленному образу может быть приписано лишь пред­

полагаемое определение, до тех пор, пока не станет доступна даль­
нейшая информация (рис. 2.2). 

Американский преподаватель правоведения однажды решил 

проверить, насколько правдоподобно его студенты воспринимают 
событие. С этой целью он инсценировал в лекционной аудитории 
псевдопреступление. Прервав лекцию, в аудиторию ворвался муж­
чина, угрожающе размахивая каким-то оружием, а затем он исчез. 
Преподаватель правоведения тут же попросил своих студентов точ­
но описать то, что они увидели. Естественно, у каждого «свидете­
ля» была своя версия происшедшего, и они по-разному описывали 
псевдопреступника. Из этого был сделан простой вывод, что люди 
избирательно воспринимают поступающую информацию. Они ви­
дят то, что ожидают увидеть, или то, что в состоянии понять. 

То, что воспринимает человек, зависит как от его личных ка­

честв, так и от элементов, находящихся в поле зрения. На интер­
претацию образа влияет как предыдущий опыт субъекта, так и его 
состояние на данный момент. Мало вероятно, что два человека, 
наблюдающие за одной и той же сценой, потом сильно расходятся 
по поводу ее значения — то есть нужно признать, что в опыте вос­
приятия различных людей содержатся общие черты. 

В то время как камера не подвержена субъективным влияниям и 

просто фиксирует образ благодаря таким механическим приспособ­
лениям, как объектив, выдержка, расположение камеры и т. д., опе-

Рисунок 2.2 

В процессе поиска понятных 

форм на сложной картине чело­
веческое восприятие ищет и, если 
необходимо, создает простые 
формы. Прямые линии можно 
продолжить с помощью визуаль­
ной проекции (кубическая фор­
ма «Организационные детерми­
нанты субъективного контура», 
Бредли). 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 19