Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2969

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ния структурой изображения. Современные методы предусматрива­
ют цифровую рир-проекцию, применение масок, раскрашивание, ре­
туширование, ротоскоп, восстановление исходных изображений, пос­
ле рир-проекции, а также объединение реальных изображений и 
фона, созданного на компьютере. 

Целью всех этих методов является создание единого продукта. 

Задача — получить незаметное соединение нескольких изображений. 

ЭЛЕКТРОННАЯ РИР-ПРОЕКЦИЯ 

Комбинирование двух изображений требует введения в цепь пере­

дачи сигнала переключателя, который будет электронным образом 
выбирать нужное изображение. Наиболее часто в качестве цвета раз­
деления выбирают голубой, но могут использоваться и другие. Когда 
используется цветовая рир-проекция (хромакей), любой голубой эле­
мент выбранного изображения (на переднем плане) устраняется, и те 
части кадра, которые содержали голубой объект, очищаются. Чер­
ные дырочки слева от кадра теперь используются как трафарет для 
вырезания соответствующих участков фона данного кадра. Участки 
фона, которые оказались внутри этого шаблона, вводятся (идеально 
совпадая) обратно на места белых пятен изображения переднего пла­
на (рис. 12.2). 

Р и с у н о к 12.2

 Рир-проекция 

с разделением по цвету: 
Комбинирование двух изобра­
жений требует введения в сиг­
нальную цепь коммутатора, ко­

торый будет электронно выби­

рать требуемое изображение. 
Обычно в качестве ключевого 
цвета выбирают голубой, но мо­
гут использоваться и другие. 
Когда используется цветовая 

рир-проекция (хромакей), любой 
голубой элемент выбранного 
изображения (на переднем пла­
не) устраняется, и та часть кадра, 
которая содержала голубой 
цвет, заменяется изображением 

фона. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 

175 


background image

Линейная рир-проекция аналогично системе наложения масок на 

движущуюся пленку и не предполагает переключений между изоб­
ражениями переднего и заднего плана. Оно подавляет ненужный цвет 
на переднем плане (например, синий) и вводит изображение фона с 
яркостью, пропорциональной (линейно) яркости голубого изображе­
ния переднего плана. Следовательно, тени, отбрасываемые объек­
том переднего плана, могут быть полупрозрачными, а не черными 

силуэтами. 

Незаметное введение одного изображения в другое требует при­

менения безупречного электронного переключения, достигаемого за 
счет соответствующего освещения переднего и заднего планов кад­
ра, корректной установки и использования коммутационного обору­
дования, совпадения настроения и атмосферы на переднем и заднем 
планах. Все это достигается при помощи освещения и декораций, 
соответствующих костюмов и грима артистов на переднем плане, 
совпадения размеров, положения и движения артистов на переднем 
плане и перспективы на заднем плане за счет положения камеры, 

объектива и постановки действия. 

Последующие страницы посвящены методам комбинирования, 

обеспечивающим достижение совпадения размеров, положения и 

движения артистов на переднем плане и перспективы на заднем плане 
с постановкой действия, которые могут применяться для создания у 
зрителя впечатления, что во время съемки никаких специальных 

методов не использовалось. 

Двухмерный фон 

Наиболее простой метод операторской работы для цветовой или 

линейной рир-проекции — поместить диктора сбоку от панели ос­

новного цвета и вводить на место панели логотип или графики, на­
пример карту погоды. Поскольку вводимое изображение является 
двухмерным, то нет никаких проблем, обусловленных несовпадени­
ем перспективы диктора (переднего плана) и вводимого изображе­
ния (фона). Камера первого плана будет снимать весь голубой экран 
или некоторую его часть, и любой человек или объект, находящийся 
перед экраном, будет пересекаться или находиться «перед» изобра­
жением, которое выводится на панель. Карта погоды на заднем 
плане может создаваться другой камерой одновременно вместе с 
камерой переднего плана. Объединение двух изображений заклю­
чается в том, что камера переднего плана просто регулирует кадр, 
отслеживая все передвижения артиста. Камера фона формирует 
свой кадр так, чтобы вся необходимая информация попадала в сни­
мок заднего плана. 

Очевидно, что после достигнутого совпадения передвижение лю­

бой камеры приведет к тому, что единая скомпонованная картинка рас­
падется на два разных кадра. Конечно, вполне вероятно, что карта по­
годы будет создаваться при помощи графических редакторов на ком­
пьютере и вводиться непосредственно в «окошко» голубой панели. 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 

176 


background image

В качестве вводимого изображения фона может использоваться 

материал, полученный от любого источника визуальной информа­
ции — камеры, архивных слайдов, компьютерной графики, видео­
магнитофона, кинопленки, и это изображение может быть как под­
вижным, так и статичным. Задача создания композитных снимков 
такого рода — убедить зрителя в том, что диктор находится сбоку 
от карты погоды и может указать любой нужный участок на ней. 

В то же время, поскольку диктор просто смотрит на голубой эк­

ран, в его поле зрения необходим монитор, позволяющий направ­
лять его выступление. Другой способ — подавать композитное изоб­
ражение на дисплей, расположенный на камере, в которую говорит 
диктор; таким образом он сможет жестикулировать, обращаясь к 
зрителю, и в то же время видеть свое изображение вместе с картой 
погоды. Третий вариант — поставить синоптика напротив голубого 
экрана, который является цветом переключения, и одновременно про­

ецировать на экран бледное изображение карты погоды. Таким об­
разом, диктор может видеть изображение карты погоды, о которой 
он говорит. 

Обеспечение совпадения перспективы линии и массы 

Проблемы, связанные с введением в изображение двухмерной гра­

фики, не представляют сложности по сравнению с попытками создать 
реалистичную композицию из двух отдельных изображений. Часто 
используется заранее сделанная запись действия второго плана либо 
из-за нехватки места в студии, либо из-за ограниченности бюджета. 

Типичным примером композиции является создание фильмов о 

жизни политиков. Сценарий требует, чтобы чиновник находился в опу­
стевшей Палате общин. Поскольку требуется кадр большого форма­
та, было бы чересчур дорого строить декорации Палаты общин, по­
этому берется одна из записей интерьеров Палаты общин и выводит­
ся на белый экран, на фоне которого актер играет необходимые сцены. 

Композитное изображение объединяет пространство, снятое ка­

мерой на предполагаемом месте действия, с пространством студии, 
в котором находится актер. Проблема заключается в том, чтобы в 
студии, где работает актер, создать такое пространство, которое 
было бы идентично пространству интерьерных съемок Палаты 
общин. Если результирующее композитное изображение должно 
убедить зрителя в том, что передний и задний планы кадра нераз­

рывны — то есть что они составляют единое целое и оба сняты с 

одной точки, тогда до мельчайших деталей должна совпадать ли­
нейная перспектива обоих изображений. Именно достижение со­
впадения перспективы линии и массы двух изображений, особенно 
если задний план был снят заранее и его уже невозможно изме­
нить, часто вызывает наибольшие проблемы при съемках на хро-
макее (рис. 12.3а-12.3е). 

Эта проблема еще более обостряется, если актер движется по 

направлению к камере переднего плана или от нее. Если соответ-

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 177 


background image

Рисунок 12.3 

а) Объект на заднем плане; 
б) объект на переднем плане 

на фоне голубого экрана; 

в) объединение заднего и пе­

реднего планов; 

г)

 высота камеры для

 объекта 

на переднем плане слишком 

мала; 

д) высота камеры для объекта 

на переднем плане слишком 
велика. 

ствия перспектив нет, то кажется, что актер находится в простран­
стве, которое оторвано от фона. Что, собственно, и есть на самом 
деле. Обеспечение совпадения перспективы линии и массы являет­
ся важнейшим требованием для незаметного соединения изображе­
ний на переднем и заднем планах. 

ВЫСОТА КАМЕРЫ, УГОЛ ЗРЕНИЯ ОБЪЕКТИВА 
И РАССТОЯНИЕ ДО КАМЕРЫ 

Как говорилось в главе о перспективе, одним из перцептуальных 

методов, которые используются для определения глубины, является 
оценка кажущейся скорости, увеличения или уменьшения размеров 
объекта при его приближении или удалении от нас, а также внешний 
вид параллельных линий, которые сходятся в одну точку и исчезают 
на горизонте. 

Другим индикатором глубины является атмосферная перспекти­

ва или перспектива воздуха. Это оптический эффект, обусловленный 
поглощением света висящей в воздухе дымкой, пылью или влажнос­
тью, благодаря чему с увеличением дистанции от зрителя цвета те­

ряют насыщенность и голубеют, размываются границы между от­
тенками. Бинокулярное зрение позволяет оценить глубину за счет раз­
личия изображений, видимых нашими глазами с двух различных точек. 

Эта форма определения глубины, конечно, непригодна для двухмерно­
го изображения, но мы получаем возможность оценить относитель­
ное расстояние, когда объекты перекрывают друг друга. 

Когда камера преобразует трехмерную сцену в ТВ-изображе­

ние, то вид полученной картинки зависит от угла зрения объектива, 
наклона камеры, расстояния до объекта съемки. 

178 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

Мы можем распознать эти параметры в любом изображении, 

изучая положение линии горизонта, пересекающей объекты, близ­
кие по размерам. Это позволит нам оценить высоту камеры и ее 
наклон. Высота и наклон объектива определяются с помощью лю­
бых сходящихся на горизонте параллельных прямых, например кра­
ев зданий или дорог. Соотношение размеров объектов переднего и 
заднего планов, особенно людей, позволит определить расстояние 
от камеры до объектов и угол зрения объектива. Расстояние от 
камеры до объекта оценивается степенью изменения размеров 
объекта, движущегося по направлению к объективу или от него. 

Набор вышеуказанных параметров будет уникальным для каж­

дого конкретного значения угла зрения объектива и положения ка­

меры. Внутренняя «перспектива» изображения создается фокус­
ным расстоянием объектива, естественно, за исключением тех слу­
чаев, когда специально создается фальшивая перспектива. 

Планирование декораций с хромакеем 
(статичная камера) 

Перед тем как строить декорации для создания комбинирован­

ных кадров, на этапе планирования следует рассмотреть следую­
щие вопросы: 

1. Как будет перемещаться актер на переднем плане и как это бу­

дет соответствовать фоновому изображению? 

2. Если его движения направлены на камеру или от нее, как это 

повлияет на композицию, если камера переднего плана не имеет воз­
можности изменить кадр? 

3. Сможет ли объектив с данным углом зрения и расположенный 

на данной высоте и данном расстоянии от объекта охватить дей­
ствие и соответствует ли оно углу, высоте и положению объектива 
камеры фона? 

Почти во всех случаях, прежде чем записывать фон, важно оп­

ределиться с действиями на переднем плане, исключение составля­
ют случаи, когда действие на заднем плане совсем простое или он 
статичен. 

Высота камер фона и переднего планов 

Согласно нашему восприятию объект, имеющий размеры, близ­

кие к нашим собственным, движущийся по ровной поверхности по 
направлению к нам, таков, что линия горизонта будет всегда распо­
лагаться за его спиной на уровне глаз. Мы должны повторить это в 
студии, когда линия горизонта и актер, движущийся к объективу, 
представляют собой различные изображения. Мы должны убеди­
тельно воспроизвести наш жизненный опыт в трехмерном мире при 
осуществлении записи в условиях, когда три измерения изображе­
ния записываются в виде двух отдельных двумерных изображений 
и затем комбинируются (рис. 12.4а-12.4в). 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 179