ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2021

Просмотров: 590

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Синтаксис описания вспомогательной расширенной записи:

Type имя=record helper of расширенная запись;
прототипы методов;
End;

Часть 5. Создание программ с графическим интерфейсом

Глава 1. Средства быстрой разработки

В настоящие время широко используются программы с графическим 
интерфейсом. Для повышения скорости создания таких программ применяют 
среды быстрой разработки. В англоязычной литературе для обозначения этих 
сред применяют термин RAD.

Среды быстрой разработки являются развитием концепции интегрированных 
сред  разработки. Интегрированная среда разработки представляет собой пакет 
программ. В нем помимо компилятора и компоновщика, содержаться редактор 
исходного кода и отладчик. Редактор исходного кода представляет собой 
текстовый редактор с подсветкой синтаксиса.

В основе быстрых средств разработки лежит идея визуального проектирования 
интерфейса при помощи редактора форм. 

Сама работа программы определяется совокупностью обработчиков событий. 
Событием называется действие пользователя или операционной системы.

В средах быстрой разработки каждый элемент интерфейса представляет собой 
объект класса. Обработчик события представляет собой метод этого класса.

Среда Lazarus совмещает обе концепции.

В Lazarus вы можете создавать консольные и графические программы.

К практическим достоинствам Lazarus относиться  поддержка нескольких 
платформ. Это выражается в том, что Lazarus и программы, созданные с его 
использованием, работают на многих системах. Разработчики постоянно 
работают над поддержкой новых платформ.

Библиотека Lazarus Component Library используемая в среде Lazarus для 
создания  программ с графическим интерфейсом. Она так же поддерживает 
несколько платформ.

46


background image

Глава 2. Описание элементов графического интерфейса

Графический интерфейс

Большинство современных операционных систем позволяют пользователям 
использовать два типа интерфейсов: консольный и графический.

В консольном интерфейсе работа с компьютером осуществляется при помощи 
ввода текстовых команд. Первые операционные системы были рассчитаны 
исключительно на консольный интерфейс.

В графическом интерфейсе программы и данные представлены в виде 
графических элементов. Идея графического интерфейса возникла в корпорации 
Xerox. Идея возникла в 1970 году и была воплощена в компьютере Xerox Alto, 
который не получил широкого распространения. Позже свою реализацию 
графического интерфейса предложили фирмы Apple и Microsoft. После этого 
графический интерфейс получил широкое распространение и стал 
реализовываться во многих системах.

Первоначально графический интерфейс был ориентирован на  мышь, но сейчас 
он успешно применяется в устройствах  с сенсорными экранами.

Стандартизация

Несмотря на все разнообразие графических интерфейсов, они имеют общие 
элементы и схожим образом выглядят в разных системах. При помощи этих 
элементов пользователи взаимодействуют с программами. Таким образом, 
облегчается и ускоряется освоение программ. Давайте рассмотрим основные 
элементы графического интерфейса.

Окно

Окно является основным элементом программы. В нем расположены другие 
элементы. Окно имеет заголовок, в котором обычно написано название 
программы или имя открытого файла.

Поле ввода

Это поле нужно для ввода информации и часто выглядит как белый квадрат.

Флажок

Флажок предназначен для выбора нескольких пунктов. Он представляет собой 
квадрат с текстом напротив. Флажок активирован если в квадрате стоит галочка.

47


background image

Полоса статуса

Полоса статуса представляет собой полосу с текстом, которая расположена 
внизу окна. Она имеет ширину равную ширине окна и предназначена для 
информирования пользователя.

Меню

Меню расположено сразу под заголовком программы. Меню предназначено для 
выполнения часто используемых операций. Оно состоит из разделов, в которых 
могут быть подразделы. Каждый раздел состоит из конечного числа пунктов. 
Разделы и пункты имеют названия. Для быстрого доступа к пунктам меню 
часто используют горячие клавиши.

Всплывающие меню

Всплывающие меню имеют предназначение схожее с обычным. Оно скрыто от 
глаз пользователя и появляется только при щелчке правой кнопкой мыши.

 

Всплывающие меню в большинстве случаев не имеет подразделов и горячих 
клавиш.

Переключатель

Переключатель похож на флажок, но позволяет выбрать только один пункт.

Надпись

Надпись представляет собой полосу произвольных размеров с текстом, которая 
расположена в заданном месте. Она так же предназначена для информирования 
пользователя.

Контейнер с полосами прокрутки

Контейнер с полосами прокрутки предназначен для хранения элементов, 
которые не вмещаются в окно.

 

Полосы прокрутки бывают горизонтальные и 

вертикальные. Они позволяют прокручивать содержимое окна.

Поле ввода текста из многих строк

Оно является основным элементом любого текстового редактора и скорее всего 
вы с ним уже встречались.

Вкладки

Контейнер с вкладками фактически позволяет организовать несколько окон 
внутри одного. Так же как и окно, вкладка имеет заголовок. Вкладка не имеет 
меню. Переключение между вкладками осуществляется щелчком по заголовку.

48


background image

Список значений

Список значений представляет собой квадрат, в котором находятся значения. 
Каждое значение представляет строку текста.

 

Выбор значения осуществляется 

щелчком по элементу.

Раскрывающийся список

Раскрашивающийся список аналогичен по назначению списку значений, но 
позволяет хранить значения в более компактном виде. В мощных текстовых 
редакторах его используют для выбора гарнитуры шрифта.

Индикатор прогресса

Индикатор прогресса предназначен для того чтобы информировать о ходе 
выполнения каких-либо действий. Она представляет собой прямоугольную 
панель с постепенно удлиняющейся  полосой определенного цвета.

Бегунок

Бегунок позволяет выбрать значение из заданного диапазона. Бегунки бывают 
горизонтальные и вертикальные. Перемещение бегунка влево уменьшает 
значение на определенное число, а перемещение бегунка вправо увеличивает 
значение на определенное число.

Кнопка

Кнопка представляет собой квадрат с надписью. При щелчке на нем 
выполняется определенное действие.

49


background image

Глава 3. Проектирование в Lazarus

При запуске Lazarus автоматически создает новый проект.

Вы увидите следующие окно:

Сразу под меню находиться палитра компонентов. В терминах Lazarus 
компонентами называют элементы интерфейса создаваемой программы.

Под палитрой компонентов находиться окно создаваемой программы, 
называемое формой. Слева от формы находиться инспектор объектов, который 
содержит свойства и события компонентов. Напомним, что компонент является 
объектом соответствующего класса. Имя объекта задается через свойство Name 
в инспекторе объектов.

Событием называется воздействие на программу пользователя или 
операционной системы.

В качестве примера события можно назвать щелчок левой кнопки мыши по 
элементу интерфейса программы. Обработчики событий являются основой 
поведения программы.

Щелкните левой кнопкой мыши напротив нужного события на вкладке событий 
в инспекторе объектов, чтобы задать обработчик для компонента. 

Откроется редактор исходного кода, который содержит шаблон обработчика 
события. Обработчик представляет собой метод класса. Сам обработчик 
пишется в теле метода.

50