ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.04.2021
Просмотров: 590
Скачиваний: 3
Синтаксис описания вспомогательной расширенной записи:
Type имя=record helper of расширенная запись;
прототипы методов;
End;
Часть 5. Создание программ с графическим интерфейсом
Глава 1. Средства быстрой разработки
В настоящие время широко используются программы с графическим
интерфейсом. Для повышения скорости создания таких программ применяют
среды быстрой разработки. В англоязычной литературе для обозначения этих
сред применяют термин RAD.
Среды быстрой разработки являются развитием концепции интегрированных
сред разработки. Интегрированная среда разработки представляет собой пакет
программ. В нем помимо компилятора и компоновщика, содержаться редактор
исходного кода и отладчик. Редактор исходного кода представляет собой
текстовый редактор с подсветкой синтаксиса.
В основе быстрых средств разработки лежит идея визуального проектирования
интерфейса при помощи редактора форм.
Сама работа программы определяется совокупностью обработчиков событий.
Событием называется действие пользователя или операционной системы.
В средах быстрой разработки каждый элемент интерфейса представляет собой
объект класса. Обработчик события представляет собой метод этого класса.
Среда Lazarus совмещает обе концепции.
В Lazarus вы можете создавать консольные и графические программы.
К практическим достоинствам Lazarus относиться поддержка нескольких
платформ. Это выражается в том, что Lazarus и программы, созданные с его
использованием, работают на многих системах. Разработчики постоянно
работают над поддержкой новых платформ.
Библиотека Lazarus Component Library используемая в среде Lazarus для
создания программ с графическим интерфейсом. Она так же поддерживает
несколько платформ.
46
Глава 2. Описание элементов графического интерфейса
Графический интерфейс
Большинство современных операционных систем позволяют пользователям
использовать два типа интерфейсов: консольный и графический.
В консольном интерфейсе работа с компьютером осуществляется при помощи
ввода текстовых команд. Первые операционные системы были рассчитаны
исключительно на консольный интерфейс.
В графическом интерфейсе программы и данные представлены в виде
графических элементов. Идея графического интерфейса возникла в корпорации
Xerox. Идея возникла в 1970 году и была воплощена в компьютере Xerox Alto,
который не получил широкого распространения. Позже свою реализацию
графического интерфейса предложили фирмы Apple и Microsoft. После этого
графический интерфейс получил широкое распространение и стал
реализовываться во многих системах.
Первоначально графический интерфейс был ориентирован на мышь, но сейчас
он успешно применяется в устройствах с сенсорными экранами.
Стандартизация
Несмотря на все разнообразие графических интерфейсов, они имеют общие
элементы и схожим образом выглядят в разных системах. При помощи этих
элементов пользователи взаимодействуют с программами. Таким образом,
облегчается и ускоряется освоение программ. Давайте рассмотрим основные
элементы графического интерфейса.
Окно
Окно является основным элементом программы. В нем расположены другие
элементы. Окно имеет заголовок, в котором обычно написано название
программы или имя открытого файла.
Поле ввода
Это поле нужно для ввода информации и часто выглядит как белый квадрат.
Флажок
Флажок предназначен для выбора нескольких пунктов. Он представляет собой
квадрат с текстом напротив. Флажок активирован если в квадрате стоит галочка.
47
Полоса статуса
Полоса статуса представляет собой полосу с текстом, которая расположена
внизу окна. Она имеет ширину равную ширине окна и предназначена для
информирования пользователя.
Меню
Меню расположено сразу под заголовком программы. Меню предназначено для
выполнения часто используемых операций. Оно состоит из разделов, в которых
могут быть подразделы. Каждый раздел состоит из конечного числа пунктов.
Разделы и пункты имеют названия. Для быстрого доступа к пунктам меню
часто используют горячие клавиши.
Всплывающие меню
Всплывающие меню имеют предназначение схожее с обычным. Оно скрыто от
глаз пользователя и появляется только при щелчке правой кнопкой мыши.
Всплывающие меню в большинстве случаев не имеет подразделов и горячих
клавиш.
Переключатель
Переключатель похож на флажок, но позволяет выбрать только один пункт.
Надпись
Надпись представляет собой полосу произвольных размеров с текстом, которая
расположена в заданном месте. Она так же предназначена для информирования
пользователя.
Контейнер с полосами прокрутки
Контейнер с полосами прокрутки предназначен для хранения элементов,
которые не вмещаются в окно.
Полосы прокрутки бывают горизонтальные и
вертикальные. Они позволяют прокручивать содержимое окна.
Поле ввода текста из многих строк
Оно является основным элементом любого текстового редактора и скорее всего
вы с ним уже встречались.
Вкладки
Контейнер с вкладками фактически позволяет организовать несколько окон
внутри одного. Так же как и окно, вкладка имеет заголовок. Вкладка не имеет
меню. Переключение между вкладками осуществляется щелчком по заголовку.
48
Список значений
Список значений представляет собой квадрат, в котором находятся значения.
Каждое значение представляет строку текста.
Выбор значения осуществляется
щелчком по элементу.
Раскрывающийся список
Раскрашивающийся список аналогичен по назначению списку значений, но
позволяет хранить значения в более компактном виде. В мощных текстовых
редакторах его используют для выбора гарнитуры шрифта.
Индикатор прогресса
Индикатор прогресса предназначен для того чтобы информировать о ходе
выполнения каких-либо действий. Она представляет собой прямоугольную
панель с постепенно удлиняющейся полосой определенного цвета.
Бегунок
Бегунок позволяет выбрать значение из заданного диапазона. Бегунки бывают
горизонтальные и вертикальные. Перемещение бегунка влево уменьшает
значение на определенное число, а перемещение бегунка вправо увеличивает
значение на определенное число.
Кнопка
Кнопка представляет собой квадрат с надписью. При щелчке на нем
выполняется определенное действие.
49
Глава 3. Проектирование в Lazarus
При запуске Lazarus автоматически создает новый проект.
Вы увидите следующие окно:
Сразу под меню находиться палитра компонентов. В терминах Lazarus
компонентами называют элементы интерфейса создаваемой программы.
Под палитрой компонентов находиться окно создаваемой программы,
называемое формой. Слева от формы находиться инспектор объектов, который
содержит свойства и события компонентов. Напомним, что компонент является
объектом соответствующего класса. Имя объекта задается через свойство Name
в инспекторе объектов.
Событием называется воздействие на программу пользователя или
операционной системы.
В качестве примера события можно назвать щелчок левой кнопки мыши по
элементу интерфейса программы. Обработчики событий являются основой
поведения программы.
Щелкните левой кнопкой мыши напротив нужного события на вкладке событий
в инспекторе объектов, чтобы задать обработчик для компонента.
Откроется редактор исходного кода, который содержит шаблон обработчика
события. Обработчик представляет собой метод класса. Сам обработчик
пишется в теле метода.
50