ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1890
Скачиваний: 1
171
Такое
объявление
называется
эмансипацией
и
может
иметь
место
в
отношении
тех
,
кто
достиг
16
лет
и
отвечает
следующим
условиям
:
-
работает
по
трудовому
договору
(
контракту
);
-
с
согласия
родителей
(
усыновителей
,
попечителей
)
занимается
предпринимательской
деятельностью
.
Эмансипация
производится
:
-
решением
органа
опеки
и
попечительства
,
если
имеется
согласие
родителей
(
усыновителей
,
попечителей
);
-
по
решению
суда
(
если
такое
согласие
отсутствует
).
Правовое
значение
эмансипации
состоит
в
том
,
что
законные
представители
эмансипированного
несовершеннолетнего
не
несут
ответственности
по
его
обязательствам
,
в
том
числе
и
по
обязательствам
из
причинения
вреда
(
ст
. 27
ГК
РФ
).
Неполная
(
частичная
)
дееспособность
малолетних
.
Закон
устанавливает
,
что
за
несовершеннолетних
,
не
достигших
14
лет
,
т
.
е
.
малолетних
,
сделки
от
их
имени
могут
совершать
только
их
законные
представители
(
п
. 1
ст
. 28
ГК
РФ
).
Среди
малолетних
также
следует
различать
две
категории
лиц
:
-
полностью
недееспособные
-
дети
,
не
достигшие
шестилетнего
возраста
;
-
частично
дееспособные
-
дети
в
возрасте
от
6
до
14
лет
.
Частичная
дееспособность
малолетних
от
6
до
14
лет
проявляется
в
том
,
что
закон
позволяет
им
самостоятельно
совершать
:
-
мелкие
бытовые
сделки
(
покупка
предметов
,
потребление
которых
соответствует
возрасту
малолетнего
,
например
:
игрушек
,
детских
книг
,
школьных
принадлежностей
и
т
.
п
.);
-
сделки
,
по
которым
они
получают
выгоду
на
безвозмездной
основе
(
например
принятие
подарка
).
Однако
если
безвозмездная
сделка
,
предоставляющая
малолетнему
одностороннюю
выгоду
,
требует
нотариального
удостоверения
либо
государственной
регистрации
,
то
малолетние
совершать
их
не
могут
(
в
частности
,
не
могут
принять
по
наследству
или
в
подарок
недвижимость
или
движимое
имущество
свыше
определенной
стоимости
);
-
сделки
,
на
совершение
которых
им
специально
были
выделены
средства
законными
представителями
либо
,
с
согласия
последних
,
третьими
лицами
;
-
сделки
,
совершаемые
на
средства
,
предоставленные
им
для
расходования
по
своему
усмотрению
законными
представителями
,
либо
,
с
согласия
последних
,
третьими
лицами
(
ст
. 28
ГК
РФ
).
В
качестве
свойства
,
признаваемого
за
гражданами
законом
,
дееспособность
,
а
равно
и
правоспособность
,
не
может
быть
ограничена
иначе
,
как
в
случаях
и
порядке
,
установленных
законом
(
ст
. 22
ГК
РФ
).
Общее
правило
,
закрепленное
в
кодексе
,
допускает
ограничение
гражданских
прав
только
на
основании
федерального
закона
и
только
в
пределах
,
необходимых
для
защиты
основ
конституционного
строя
,
нравственности
,
172
здоровья
,
прав
и
законных
интересов
других
лиц
,
обеспечения
обороны
страны
и
безопасности
государства
(
п
. 2
ст
. 1
ГК
РФ
).
Для
дееспособности
,
как
предпосылки
приобретения
и
осуществления
таких
прав
,
основания
и
порядок
ограничения
также
указываются
законом
.
Так
,
допускается
ограничение
судом
дееспособности
лиц
,
ставящих
свою
семью
в
тяжелое
материальное
положение
вследствие
злоупотребления
спиртными
напитками
или
наркотическими
средствами
.
Над
такими
лицами
устанавливается
попечительство
(
п
. 1
ст
. 30
ГК
РФ
).
Последствия
ограничения
дееспособности
гражданина
состоят
в
следующем
:
-
он
сохраняет
способность
к
совершению
лишь
мелких
бытовых
сделок
,
необходимые
средства
для
которых
предоставляет
ему
попечитель
;
-
совершение
прочих
сделок
,
получение
заработка
,
пенсии
и
иных
доходов
,
а
также
распоряжение
ими
возможно
для
него
лишь
с
согласия
попечителя
;
-
имущественная
ответственность
по
совершенным
сделкам
,
а
также
за
причинение
им
вреда
,
лежит
на
нем
самом
;
-
попечитель
вправе
контролировать
расходование
предоставленных
ему
средств
(
п
. 1
ст
. 30
ГК
РФ
).
Судебное
решение
,
которым
была
ограничена
дееспособность
гражданина
,
может
быть
отменено
по
отпадении
оснований
,
обусловивших
такое
ограничение
.
Суд
,
отменяя
ранее
вынесенное
решение
,
отменяет
и
установленное
над
гражданином
попечительство
(
п
.2
ст
.30
ГК
РФ
).
Местом
жительства
считается
место
,
где
гражданин
постоянно
или
преимущественно
проживает
(
п
. 1
ст
. 20
ГК
РФ
).
Гражданский
кодекс
Российской
Федерации
не
воспринял
идеи
множественности
мест
жительства
,
закрепляемой
правом
некоторых
зарубежных
стран
;
содержание
ст
. 20
позволяет
заключить
,
что
кодекс
исходит
из
положения
о
том
,
что
у
гражданина
может
быть
только
одно
место
жительства
.
Регламентация
гражданским
законодательством
вопроса
о
месте
жительства
имеет
важное
практическое
значение
.
Охрана
прав
и
интересов
граждан
,
обеспечение
стабильности
,
устойчивости
гражданских
отношений
,
учет
государственных
и
общественных
интересов
требуют
определенности
в
вопросе
о
месте
постоянного
или
преимущественного
проживания
граждан
.
Так
,
место
исполнения
обязательства
нередко
определяется
по
месту
жительства
его
участников
(
ст
. 316
ГК
РФ
),
местом
открытия
наследства
признается
последнее
постоянное
место
жительства
наследодателя
,
предъявление
иска
осуществляется
в
суде
по
месту
жительства
ответчика
и
т
.
д
.
Постоянное
проживание
не
обязательно
предполагает
длительное
либо
непрерывное
пребывание
лица
в
месте
своего
жительства
.
Речь
идет
о
месте
,
в
отношении
которого
существует
предположение
,
что
гражданин
всегда
в
нем
находится
,
независимо
от
его
фактического
местонахождения
в
данный
момент
.
Например
,
лицо
,
находящееся
в
командировке
и
проживающее
в
гостинице
,
не
имеет
в
ней
места
своего
жительства
.
Официальные
173
извещения
,
вызовы
,
судебные
повестки
,
при
необходимости
,
посылались
бы
такому
лицу
по
месту
его
постоянного
жительства
.
С
другой
стороны
,
нередко
граждане
лишены
возможности
постоянно
проживать
в
каком
-
то
одном
месте
ввиду
характера
своей
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности
(
строители
,
торговые
агенты
,
моряки
,
рыболовы
и
т
.
п
.).
В
этих
случаях
принимается
во
внимание
место
их
преимущественного
проживания
,
признаваемое
за
место
жительство
.
Другими
словами
,
место
преимущественного
проживания
-
это
место
,
где
гражданин
пребывает
чаще
или
дольше
,
чем
в
других
местах
в
силу
тех
или
иных
обстоятельств
.
Выбор
места
жительства
осуществляется
дееспособными
гражданами
по
своему
усмотрению
(
ст
. 27
Конституции
РФ
).
Свободный
выбор
места
жительства
признается
нематериальным
благом
,
защищаемым
гражданским
законодательством
(
ст
. 150
ГК
РФ
).
В
юридической
литературе
существует
понятие
легального
,
то
есть
определенного
самим
законом
,
места
жительства
.
Оно
распространяется
на
место
жительства
несовершеннолетних
,
не
достигших
14
лет
,
а
также
на
граждан
,
находящихся
под
опекой
.
Местом
жительства
этих
категорий
граждан
признается
место
жительства
их
законных
представителей
-
родителей
,
усыновителей
или
опекунов
(
п
. 2
ст
. 20
ГК
РФ
).
Длительное
пребывание
лица
вне
места
своего
постоянного
жительства
при
отсутствии
сведений
о
месте
его
фактического
нахождения
способно
привести
к
нарушению
прав
и
интересов
лиц
,
связанных
с
ним
теми
или
иными
правоотношениями
.
Так
,
кредиторы
лишаются
возможности
взыскать
с
него
задолженность
,
иждивенцы
остаются
без
содержания
,
а
принадлежащее
отсутствующему
лицу
имущество
терпит
ущерб
от
непринятия
надлежащих
мер
по
его
поддержанию
и
управлению
.
В
правоотношения
с
участием
отсутствующего
лица
входит
неопределенность
,
чреватая
неблагоприятными
последствиями
как
для
него
самого
,
так
и
для
других
заинтересованных
лиц
.
Для
устранения
такой
неопределености
либо
смягчения
ее
неблагоприятных
последствий
гражданское
право
разработало
особую
юридическую
конструкцию
-
безвестное
отсутствие
,
позволяющую
дать
решение
вопросам
,
порождаемым
фактом
отсутствия
сведений
об
исчезнувшем
гражданине
.
Безвестное
отсутствие
-
это
признание
судом
факта
продолжительного
отсутствия
в
месте
своего
постоянного
жительства
гражданина
,
в
отношении
которого
не
удалось
получить
сведений
о
месте
его
пребывания
.
Закон
требует
наличия
трех
условий
для
признания
гражданина
безвестно
отсутствующим
:
-
отсутствие
сведений
о
месте
его
фактического
пребывания
по
месту
его
постоянного
жительства
;
-
достаточно
продолжительный
период
отсутствия
таких
сведений
;
-
невозможность
получения
этих
сведений
.
174
Периодом
,
достаточным
для
постановки
перед
судом
вопроса
о
признании
безвестного
отсутствия
,
закон
считает
один
год
,
считая
от
дня
получения
последних
сведений
об
отсутствующем
(
ст
. 42
ГК
РФ
).
Заявление
о
признании
лица
безвестно
отсутствующим
принимается
судом
от
любых
заинтересованных
лиц
,
нуждающихся
в
таком
признании
для
защиты
нарушенного
или
оспариваемого
права
или
законного
интереса
.
Подается
такое
заявление
в
суд
по
месту
жительства
заявителя
и
подлежит
рассмотрению
при
обязательном
участии
прокурора
.
При
подготовке
дела
к
судебному
разбирательству
судья
обязан
выяснить
круг
лиц
(
родственников
,
сослуживцев
и
др
.),
способных
дать
сведения
об
отсутствующем
,
а
также
запросить
соответствующие
организации
по
месту
последнего
жительства
и
месту
работы
отсутствующего
об
имеющихся
о
нем
сведениях
.
Судья
также
вправе
,
по
принятии
заявления
о
признании
безвестно
отсутствующим
,
назначить
опекуна
для
охраны
имущества
отсутствующего
.
Наличие
данных
о
том
,
что
отсутствующее
лицо
умышленно
скрывается
от
заинтересованных
лиц
,
например
с
целью
уклонения
от
уплаты
алиментов
либо
с
целью
укрыться
от
уголовного
преследования
,
служит
безусловным
препятствием
для
вынесения
решения
о
признании
лица
безвестно
отсутствующим
.
Решение
суда
,
которым
гражданин
признан
безвестно
отсутствующим
,
является
основанием
для
назначения
опеки
над
его
имуществом
.
Назначение
совершает
орган
опеки
и
попечительства
по
месту
нахождения
имущества
.
Он
определяет
лицо
,
которому
передается
имущество
отсутствующего
;
полномочия
названного
лица
в
отношении
этого
имущества
определяются
договором
о
доверительном
управлении
,
заключаемым
между
упомянутым
лицом
и
органом
опеки
и
попечительства
(
п
. 1
ст
. 43
ГК
РФ
).
Последствия
явки
или
обнаружения
гражданина
,
признанного
безвестно
отсутствующим
,
состоят
в
следующем
:
-
суд
отменяет
решение
о
признании
его
безвестно
отсутствующим
;
-
судебное
решение
о
такой
отмене
служит
основанием
для
отмены
доверительного
управления
имуществом
этого
гражданина
(
ст
. 44
ГК
РФ
).
Таким
образом
,
явка
или
обнаружение
приводят
к
отпадению
последствий
признания
лица
безвестно
отсутствующим
.
Признание
лица
безвестно
отсутствующим
не
полностью
устраняет
юридическую
неопределенность
,
обусловленную
его
отсутствием
в
месте
жительства
.
В
ряде
правоотношений
он
продолжает
считаться
участником
,
и
это
требует
дальнейших
шагов
по
ликвидации
указанной
неопределенности
.
В
соответствии
с
законом
гражданин
может
быть
объявлен
умершим
при
условии
,
что
:
1)
объявление
производится
только
судом
,
и
только
после
установления
отсутствия
сведений
о
месте
его
пребывания
в
продолжении
пяти
лет
(
п
. 1
ст
. 54
ГК
РФ
),
а
в
определенных
случаях
-
шести
месяцев
;
сокращенный
срок
отсутствия
сведений
о
гражданине
предусмотрен
для
случаев
,
когда
он
пропал
без
вести
при
обстоятельствах
,
угрожавших
175
смертью
или
дающих
основание
предположить
его
гибель
от
определенного
несчастного
случая
(
кораблекрушения
,
землетрясения
и
т
.
п
.);
2)
отсутствие
сведений
о
гражданине
вызвано
невозможностью
получить
их
или
выяснить
,
жив
ли
он
,
несмотря
на
все
принятые
меры
;
3)
у
гражданина
отсутствуют
мотивы
к
длительному
безвестному
отсутствию
;
если
он
умышленно
скрылся
по
определенным
причинам
,
то
отсутствуют
основания
к
предположению
о
его
смерти
.
Закон
особо
выделяет
условия
объявления
умершими
военнослужащих
или
иных
граждан
,
пропавших
без
вести
в
связи
с
военными
действиями
.
Такие
граждане
могут
быть
в
установленном
порядке
объявлены
умершими
не
ранее
чем
по
истечении
двух
лет
со
дня
окончания
военных
действий
(
п
. 2
ст
.
45
ГК
РФ
).
К
числу
оснований
объявления
лица
умершим
закон
не
относит
признание
лица
безвестно
отсутствующим
.
Это
значит
,
что
такое
объявление
может
быть
произведено
и
без
предварительного
признания
его
отсутствующим
.
Явка
объявленного
умершим
не
требует
восстановления
его
правоспособности
,
так
как
он
ее
не
утрачивал
.
Последствия
такой
явки
состоят
в
следующем
:
-
подлежит
отмене
решение
суда
об
объявлении
его
умершим
;
-
независимо
от
времени
своей
явки
гражданин
вправе
потребовать
от
любого
лица
возврата
сохранившегося
имущества
,
которое
безвозмездно
перешло
к
этому
лицу
после
объявления
гражданина
умершим
(
исключая
деньги
и
ценные
бумаги
,
которые
не
подлежат
истребованию
от
добросовестного
приобретателя
);
-
лица
,
возмездно
приобретшие
имущество
явившегося
,
обязаны
возвратить
это
имущество
,
если
приобрели
его
,
зная
,
что
объявленное
умершим
лицо
находится
в
живых
;
при
невозможности
возврата
имущества
в
натуре
,
возмещается
его
стоимость
(
ст
. 46
ГК
РФ
).
9.3.
Юридические
лица
Понятие
юридического
лица
в
ГК
РФ
определяется
на
основе
традиционных
признаков
: «
Юридическим
лицом
признается
организация
,
которая
имеет
в
собственности
,
хозяйственном
ведении
или
оперативном
управлении
обособленное
имущество
и
отвечает
по
своим
обязательствам
этим
имуществом
,
может
от
своего
имени
приобретать
или
осуществлять
имущественные
и
личные
неимущественные
права
,
нести
обязанности
,
быть
истцом
и
ответчиком
в
суде
» (
ст
. 48).
При
анализе
признаков
юридического
лица
важно
учитывать
главные
черты
каждого
из
них
.
К
основным
признакам
относятся
:
1)
имущественная
обособленность
.
Имущественная
обособленность
ставится
обычно
на
первое
место
в
ряду
этих
признаков
.