ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1849
Скачиваний: 1
256
Саморегулируемая
организация
аудиторов
в
соответствии
с
принципами
осуществления
внешнего
контроля
качества
работы
и
требованиями
к
его
организации
устанавливает
правила
организации
и
осуществления
внешнего
контроля
качества
работы
своих
членов
,
определяющие
,
в
частности
,
формы
внешнего
контроля
,
сроки
и
периодичность
проверок
,
в
том
числе
проверок
,
осуществляемых
членами
саморегулируемой
организации
аудиторов
в
отношении
других
членов
этой
организации
.
Глава
12.
Основы
налогового
и
страхового
права
12.1.
Понятие
и
предмет
налогового
права
Налоговое
право
является
подотраслью
финансового
права
.
Налоговое
право
–
это
совокупность
финансово
-
правовых
норм
,
регулирующих
общественные
отношения
по
установлению
,
введению
и
взиманию
налогов
,
а
также
отношения
,
возникающие
в
связи
с
осуществлением
налогового
контроля
и
по
установлению
ответственности
за
совершение
налоговых
правонарушений
.
Предмет
налогового
права
составляют
:
-
однородные
отношения
,
возникающие
между
государством
и
налогоплательщиками
в
связи
с
установлением
,
введением
и
взиманием
налогов
;
-
отношения
,
возникающие
в
процессе
осуществления
налогового
контроля
,
обжалования
актов
налоговых
органов
,
действий
(
бездействий
)
их
должностных
лиц
,
привлечения
к
ответственности
за
совершение
налогового
правонарушения
,
и
иных
отношений
,
предусмотренных
законодательством
о
налогах
и
сборах
.
Обязанность
платить
законно
установленные
налоги
и
сборы
установлена
в
ст
. 57
Конституции
РФ
.
Основным
нормативным
правовым
актом
,
лежащим
в
основе
правового
регулирования
налоговых
отношений
,
является
Налоговый
кодекс
РФ
(
НК
РФ
).
Первая
часть
НК
РФ
определяет
основные
начала
законодательства
о
налогах
и
сборах
в
РФ
,
определяет
круг
субъектов
налогового
права
,
их
права
и
обязанности
,
общие
правила
исполнения
обязанности
по
уплате
налогов
и
сборов
,
основы
налогового
контроля
,
регламентирует
понятие
и
виды
налоговых
правонарушений
,
ответственность
за
их
совершение
,
определяет
порядок
обжалования
актов
налоговых
органов
и
действий
(
бездействий
)
должностных
лиц
.
Вторая
часть
НК
РФ
посвящена
отдельным
видам
налогов
.
В
настоящее
время
в
нее
входят
основные
федеральные
,
региональные
и
местные
налоги
.
Налоговое
законодательство
включает
в
себя
также
ряд
федеральных
законов
о
налогах
,
принятых
в
соответствии
с
НК
РФ
,
и
иные
нормативные
акты
субъектов
РФ
,
регулирующие
налоговые
правоотношения
.
К
числу
источников
налогового
права
также
относятся
и
подзаконные
акты
:
указы
Президента
РФ
,
нормативные
правовые
акты
федеральных
органов
257
исполнительной
власти
,
нормативные
акты
органов
субъектов
РФ
и
муниципальных
органов
по
отдельным
вопросам
в
сфере
налогообложения
.
Результатом
реализации
предписаний
норм
налогового
права
являются
налоговые
правоотношения
,
которые
:
-
возникают
в
процессе
деятельности
государства
и
муниципальных
образований
по
установлению
и
взиманию
налогов
;
-
состоят
из
общих
и
специальных
отношений
.
Общие
возникают
между
налогоплательщиком
и
государством
(
муниципальным
образованием
)
по
поводу
исполнения
налогового
обязательства
и
имеют
денежный
характер
.
Специальные
складываются
в
процессе
реализации
налогового
обязательства
и
имеют
денежный
характер
.
Специальные
складываются
в
процессе
реализации
налогового
обязательства
налогоплательщика
перед
государством
между
плательщиком
и
налоговыми
органами
,
банками
и
т
.
д
.
Структуру
налоговых
правоотношений
образуют
субъект
,
объект
и
содержание
.
К
числу
субъектов
налоговых
правоотношений
относятся
:
-
субъекты
,
обладающие
частной
налоговой
правосубъектностью
–
налогоплательщики
;
-
субъекты
,
обладающие
публичной
налоговой
правосубъектностью
–
налоговые
органы
;
-
субъекты
,
содействующие
уплате
налога
и
проведению
налогового
контроля
–
налоговые
агенты
,
банки
,
регистрирующие
органы
,
участники
мероприятий
налогового
контроля
.
Объект
налогообложения
–
операции
по
реализации
товаров
(
работ
,
услуг
),
имущество
,
прибыль
,
доход
,
стоимость
реализованных
товаров
(
выполненных
работ
,
оказанных
услуг
)
либо
иной
объект
,
имеющий
стоимостную
,
количественную
или
физическую
характеристики
,
с
наличием
которого
у
налогоплательщика
законодательство
о
налогах
и
сборах
связывает
возникновение
обязанности
по
уплате
налога
(
п
. 1
ст
. 38
НК
РФ
).
Объект
необходимо
отличать
от
источника
налога
,
т
.
е
.
резерва
,
используемого
для
его
уплаты
.
В
экономическом
смысле
существуют
только
два
источника
,
за
счет
которых
может
быть
уплачен
налог
, -
доход
и
капитал
.
Сумма
налога
уплачивается
в
установленные
сроки
,
которые
определяются
для
каждого
налога
.
При
уплате
налога
или
сбора
с
нарушением
срока
уплаты
,
налогоплательщик
уплачивает
пени
в
порядке
и
на
условиях
,
предусмотренных
НК
РФ
(
п
. 2
ст
. 57).
Сроки
уплаты
налогов
и
сборов
определяются
календарной
датой
или
истечением
периода
времени
,
исчисляемого
годами
,
кварталами
,
месяцами
,
неделями
и
днями
,
а
также
указанием
на
событие
,
которое
должно
наступить
или
произойти
,
либо
действие
,
которое
должно
быть
совершено
258
12.2.
Налоги
и
их
функции
Для
обеспечения
своей
деятельности
государству
необходимы
денежные
ресурсы
,
с
помощью
которых
происходит
финансирование
функций
государства
.
Налогам
принадлежит
ведущая
роль
в
формировании
бюджета
.
Налог
-
это
обязательный
,
индивидуально
безвозмездный
платеж
,
взимаемый
с
организации
и
физических
лиц
в
форме
отчуждения
принадлежащих
им
на
праве
собственности
,
хозяйственного
ведения
или
оперативного
управления
денежных
средств
в
целях
финансового
обеспечения
деятельности
государства
и
(
или
)
муниципальных
образований
(
ст
. 8
НК
РФ
).
Исходя
из
этого
определения
,
к
основным
юридическим
признакам
налога
следует
отнести
:
обязательность
,
индивидуальность
,
безвозвратность
и
безвозмездность
уплаты
,
легитимность
,
денежная
форма
уплаты
,
абстрактность
.
Налогам
свойственны
следующие
функции
:
-
фискальная
–
налоги
выполняют
свое
основное
назначение
–
пополнение
доходной
части
бюджета
,
государства
для
удовлетворения
потребностей
общества
;
-
контрольная
функция
,
которая
реализуется
в
ходе
налогообложения
при
регламентации
государством
финансово
-
хозяйственной
деятельности
хозяйствующих
субъектов
и
физических
лиц
;
-
налоги
выполняют
регулирующую
и
распределительную
функции
,
которые
проявляются
при
регулировании
развития
общественного
производства
,
потребления
,
доходов
.
В
отличие
от
налога
сбор
–
это
обязательный
взнос
,
взимаемый
с
организаций
и
физических
лиц
,
уплата
которого
является
одним
из
условий
совершения
в
отношении
плательщиков
сборов
государственными
органами
,
органами
местного
самоуправления
,
иными
уполномоченными
органами
и
должностными
лицами
юридически
значимых
действий
,
включая
предоставление
определенных
прав
или
выдачу
разрешений
(
лицензий
) (
ст
. 8
НК
РФ
).
Сбор
–
это
плата
государству
за
право
пользования
или
право
деятельности
.
Пошлина
–
это
плата
за
совершение
действий
государственными
органами
(
напр
.,
государственная
пошлина
за
совершение
нотариальных
действий
).
Налоги
можно
классифицировать
по
следующим
основаниям
:
-
по
способу
взимания
:
прямые
(
подоходно
-
поимущественные
) –
взимаются
непосредственно
с
имущества
или
дохода
налогоплательщика
,
окончательным
плательщиком
прямого
налога
является
владелец
имущества
(
дохода
),
напр
.,
налог
на
доходы
физических
лиц
;
косвенные
(
налоги
на
потребление
) –
включаются
в
цену
товаров
и
услуг
,
окончательным
плательщиком
косвенных
налогов
является
потребитель
товаров
,
напр
.,
налог
на
добавленную
стоимость
;
-
в
зависимости
от
субъекта
,
который
устанавливает
налоги
:
федеральные
(
общегосударственные
)
налоги
устанавливаются
федеральным
259
законодательством
,
взимаются
на
всей
территории
РФ
,
напр
.,
налог
на
добавленную
стоимость
,
акцизы
,
налог
на
прибыль
организаций
,
налог
на
доходы
физических
лиц
,
государственная
пошлина
,
налог
на
добычу
полезных
ископаемых
,
сбор
за
право
пользования
объектами
животного
мира
и
водными
ресурсами
,
водный
налог
;
региональные
,
вводимые
законодательством
субъектов
РФ
,
являются
обязательными
к
уплате
на
территории
субъектов
,
напр
.,
транспортный
налог
,
налог
на
игорный
бизнес
,
налог
на
имущество
организаций
и
др
.;
местные
устанавливаются
и
вводятся
в
действие
федеральным
законодательством
и
органами
местного
самоуправления
,
являются
обязательными
к
уплате
на
территориях
соответствующих
муниципальных
образований
,
напр
.,
земельный
налог
,
налог
на
имущество
физических
лиц
.
Введение
на
территории
РФ
,
ее
субъекта
или
муниципального
образования
иных
налогов
,
не
предусмотренных
НК
РФ
,
не
допускается
.
12.3.
Предмет
и
система
страхового
права
Страхование
как
система
защиты
имущественных
интересов
граждан
,
организаций
и
государства
является
необходимым
элементом
социально
-
экономической
системы
общества
.
Это
обусловлено
тем
,
что
рынок
объективно
содержит
множество
непредвиденных
рисков
,
например
,
риск
гибели
или
повреждения
имущество
у
собственника
или
владельца
,
риск
банкротства
организаций
в
результате
утраты
имущества
и
др
.
Страхование
же
представляет
собой
наиболее
гибкий
механизм
возмещения
ущерба
,
возникшего
в
результате
непредвиденных
обстоятельств
,
поскольку
страховые
выплаты
производятся
в
короткие
сроки
и
в
размерах
,
установленных
соглашением
между
страхователем
и
страховой
организацией
.
Страхование
оказывает
существенное
влияние
на
укрепление
финансов
государства
,
т
.
к
.
освобождает
бюджет
от
расходов
и
является
стабильным
внутренним
источником
инвестиций
в
российскую
экономику
.
Страхование
представляет
собой
важнейший
элемент
рыночной
инфраструктуры
,
неотъемлемый
компонент
экономической
и
социальной
сферы
,
непосредственно
затрагивает
интересы
всего
общества
,
обеспечивая
защиту
имущественных
прав
.
Страхование
–
это
система
экономических
отношений
,
включающая
образование
за
счет
предприятий
,
организаций
и
населения
специального
фонда
средств
и
его
использование
для
возмещения
ущерба
в
имуществе
от
стихийных
бедствий
и
других
неблагоприятных
явлений
,
а
также
для
оказания
гражданам
помощи
при
наступлении
различных
событий
.
Предмет
регулирования
страхового
права
составляют
страховые
правоотношения
,
которые
включают
в
себя
:
-
гражданские
правоотношения
между
страховщиком
и
страхователем
(
застрахованным
лицом
,
выгодоприобретателем
)
по
поводу
заключения
,
действия
и
исполнения
договора
страхования
;
260
-
административные
правоотношения
между
страховыми
организациями
,
страховыми
посредниками
и
органом
страхового
надзора
,
органами
антимонопольного
контроля
и
другими
государственными
органами
по
поводу
осуществления
страховой
деятельности
;
-
финансовые
правоотношения
между
страховыми
организациями
и
органом
страхового
надзора
,
налоговыми
органами
по
поводу
формирования
и
использования
страховых
резервов
,
получения
страховой
премии
и
осуществления
страховых
выплат
.
Страховое
право
является
комплексной
отраслью
права
,
регулирующей
отношения
по
защите
интересов
физических
и
юридических
лиц
,
РФ
,
субъектов
РФ
и
муниципальных
образований
при
наступлении
определенных
страховых
случаев
за
счет
денежных
фондов
,
формируемых
страховщиками
их
уплаченных
страховых
премий
(
страховых
взносов
),
а
также
за
счет
иных
источников
страховщиков
.
К
источникам
страхового
права
относятся
:
ГК
РФ
(
гл
. 48
«
Страхование
»),
закон
РФ
от
27.11. 1992
г
. «
Об
организации
страхового
дела
в
РФ
»,
Кодекс
торгового
мореплавания
от
30. 04. 1999
г
,
закон
РФ
от
28.06.1991
г
. «
О
медицинском
страховании
граждан
в
РФ
»,
ФЗ
РФ
от
25.04.2002
г
. «
Об
обязательном
страховании
гражданской
ответственности
владельцев
транспортных
средств
»
и
иные
нормативно
-
правовые
акты
.
К
числу
источников
страхового
права
также
относятся
подзаконные
федеральные
акты
.
12.4.
Понятие
и
виды
страхования
Страхование
представляет
собой
отношения
по
защите
интересов
физических
и
юридических
лиц
,
РФ
,
субъектов
РФ
и
муниципальных
образований
при
наступлении
определенных
страховых
случаев
за
счет
денежных
фондов
,
формируемых
страховщиками
из
уплаченных
страховых
премий
(
страховых
взносов
),
а
также
за
счет
иных
средств
страховщиков
.
В
отношениях
по
страхованию
участвуют
страховщик
и
страхователь
,
в
некоторых
случаях
выгодоприобретатель
и
застрахованное
лицо
.
Страховщик
–
юридическое
лицо
,
созданное
в
соответствии
с
законодательством
РФ
для
осуществления
страхования
,
перестрахования
,
взаимного
страхования
и
получившее
лицензию
в
установленном
законом
порядке
.
Страхователь
–
юридическое
лицо
или
дееспособное
физическое
лицо
,
заключившее
со
страховщиком
договор
страхования
либо
являющееся
страхователем
в
силу
закона
.
Выгодоприобретатель
–
физическое
или
юридическое
лицо
,
назначенное
страхователем
для
получения
страховых
выплат
.
Застрахованное
лицо
–
физическое
лицо
,
жизнь
,
здоровье
и
трудоспособность
которого
выступает
объектом
страховой
защиты
.
Виды
страхования
представляют
собой
систему
деления
страховых
услуг
на
сферы
деятельности
на
основе
определенного
критерия
.