ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5507
Скачиваний: 27
В Итальянском Сомали в ноябре 1949 г. по решению ООН была учреждена опека Италии
сроком на 10 лет. В 1960 г., когда Великобритания предоставила независимость
Британскому Сомали, бывшему ее колонией, Итальянское Сомали было объединено с
Британским в единое независимое государство Сомали.
В декабре 1950 г. Эритрея тоже по решению ООН и на основании проведенного в ней
референдума была включена в состав Эфиопии на правах ее автономной части.
К содержанию главы
Спор из-за Триеста
В годы Второй мировой войны северо-восточные районы Югославии были включены в
состав Германии. В северо-западной части страны было создано союзное нацистам
марионеточное политическое {♦}образование – Независимое государство Хорватия, во
главе которого стоял лидер хорватских усташей Анте Павелич. В состав этого
образования были включены Босния и Герцеговина. Южные части страны были
захвачены Болгарией (Вардарская Македония) и Италией (Косово, часть Черногории,
прибрежные районы Словении и Далмации). Область Косово при этом была присоединена
Италией к оккупированной ею Албании и включена в состав созданного под эгидой
Италии образования под названием «Великая Албания». Венгрия захватила входившие в
состав бывших земель венгерской короны до Первой мировой войны земли Бачки и
Западного Баната (впоследствии – край Воеводина в составе СФРЮ), где проживали
венгерские меньшинства. На оставшихся землях было создано маленькое «Государство
Сербия» под германским влиянием.
На территории Югославии (прежде всего в районах, населенных сербами) против
оккупантов вели борьбу две партизанские группировки – правая, антикоммунистическая,
которую возглавлял генерал Дража Михайлович, серб по национальности; и левая,
прокоммунистическая, руководимая лидером югославских коммунистов Иосипом Броз
Тито, хорватом. Бежавшее из Белграда накануне вторжения германских войск
королевское правительство Югославии в изгнании поддерживало генерала
Д.Михайловича, официально включив его в свой состав в должности министра обороны.
Д.Михайловичу оказывали помощь западные державы.
Обе партизанские группировки находились между собой во враждебных отношениях.
Д.Михайлович не начинал активных действий против германских войск, ожидая, когда
они покончат с партизанами И.Б.Тито. Более того, отряды Михайловича периодически
действовали против формирований Тито, фактически блокируясь с гитлеровцами. Ни
одно из партизанских формирований не могло постоянно удерживать за собой части
югославской территории, периодически отступая в горы и постоянно передислоцируясь
по стране. Западные союзники долго не имели ясного представления о том, кто из двух
вождей югославского сопротивления обладает в стране более прочными позициями.
Однако к 1943 г. в США и Британии пришли к выводу о том, что предпочтительнее для
них окажется союз с И.Б.Тито, который с этого времени стал главным получателем
западной помощи. Генерал Д.Михайлович был исключен из югославского правительства в
изгнании и лишен его политической поддержки. С 1944 г. югославское правительство
переключилось на контакты с И.Б.Тито, военная победа которого становилась более
очевидной. В октябре 1944 г. его силы при поддержке советских войск освободили
Белград. 1 ноября 1944 г. представители изгнанного югославского короля Петра II
подписали с И.Б.Тито соглашение о провозглашении в стране власти представлявшего
короля регентского совета и о формировании от его имени временного правительства
Югославии во главе с И.Б.Тито. Фактически это соглашение не было осуществлено. {♦}
11 апреля 1945 г. Советский Союз, не дожидаясь урегулирования отношений И.Б.Тито с
королевским правительством, заключил с правительством Национального комитета
освобождения Югославии во главе с И.Б.Тито Договор о дружбе, взаимопомощи и
послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. 29 ноября 1945 г. на всеобщих выборах в
югославский парламент победу одержали коммунисты и возглавляемый ими
Национально-освободительный фронт. Новый парламент высказался против
восстановления монархии и провозгласил создание Федеративной Народной Республики
Югославии. В январе 1946 г. она была признана западными державами.
Сопротивление усташей в Хорватии к тому времени было сломлено. Хорватия стала
частью югославской федерации. Анте Павелич бежал в Аргентину, где умер в 1959 г. В
марте 1946 г. в Югославии был арестован генерал Д.Михайлович, которого предали суду
по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами, приговорили к смертной казни и,
несмотря на протесты западных правительств, расстреляли 17 июня 1946 г. СССР
поддерживал Югославию и оказывал ей экономическую и техническую помощь.
Югославия чувствовала себя достаточно уверенно, чтобы конфликтовать с западными
державами по территориальным проблемам.
Главной из них был вопрос о Юлийской Крайне – части полуострова Истрия с городом и
портом Триест. Этот город и прилежащая к нему область с преимущественно славянским
населением (словенцы и хорваты) после Первой мировой войны перешли от Австро-
Венгрии к Италии согласно Сен-Жерменскому договору 1919 г., что было в 1920 г.
подтверждено двусторонним итало-югославским Рапалльским договором. Когда на
заключительном этапе Второй мировой войны в Италию были введены германские войска
для оказания поддержки свергнутому было Б.Муссолини, город Триест был тоже
оккупирован. Но поражение Германии было вопросом времени и, понимая это, 30 апреля
1945 г., не дожидаясь прихода наступавших на гитлеровцев американо-британских войск,
в зону Триеста с юга вошли отряды И.Б.Тито, которые взяли ее под свой контроль.
Однако вскоре они были вытеснены оттуда подоспевшими силами американо-британского
экспедиционного корпуса, задачей которого было занятие территорий всей довоенной
Италии. Для избежания военного столкновения сил И.Б.Тито с западными державами в
июне 1945 по инициативе Лондона, поддержанного Москвой, было подписано
компромиссное соглашения о разделе зоны Триеста на две части: зону «А» (город Триест)
сохранили за собой американо-британские силы, зону «Б» (сельские и пригородные
районы) – силы И.Б.Тито. Окончательное решение вопроса было отложено до подписания
мирного договора с Италией. Вашингтон первоначально выступал за восстановление
status quo ante bellum (положения, существовавшего до войны), но был вынужден
согласиться с мнением своих партнеров по «большой тройке». {♦}
К содержанию главы
Зарождение концепции «сдерживания» СССР.
«Длинная телеграмма» Кеннана
Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении
сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители
либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в
делах США в СССР Джордж Кеннан, в дальнейшем – видный американский
политический и общественный деятель, публицист, направил в государственный
департамент США в Вашингтон очередное донесение в форме знаменитой «длинной
телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую аналитическую оценку
возможностям и перспективам развития отношений США с Советским Союзом.
Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской»
политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий
и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с
Москвой на общепринятой дипломатической основе – то есть основе взвешивания и
рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной
«торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме
твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним
надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни
на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя
взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...мы имеем... дело с
политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть
достигнут постоянный modus vivendi» (договоренность, которой стороны
придерживаются в отсутствие формального договора).
Ключевое положение телеграммы заключалось в выводе об органическом
экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых
обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы
своего влияния на все новые районы мира. Соответственно, единственным адекватным
ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то
есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже
сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти
за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой
силы в любой точке Земного шара».
Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря
США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек,
которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс
Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР
Авереллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим
членам кабинета и высшим {♦} офицерам вооруженных сил США. Одновременно по
распоряжению руководства государственного департамента текст Дж.Кеннана был
разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства
США.
Однако в печати эта телеграмма была опубликована намного позже – только в июле 1947
г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском
журнале «Foreign Affairs» и стал предметом полемики в широких слоях политической
общественности США. Дж.Кеннан сумел уловить сдвиги в настроениях американской
политической элиты, перестававшей видеть в СССР партнера по переустройству мира. Он
первым сформулировал ключевую идеи изменившегося с момента Потсдамской
конференции мышления администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но
демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение,
даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. После «длинной телеграммы»
Дж.Кеннан был с крупным повышением переведен на работу в Вашингтон, где он на
несколько лет стал одним из самых влиятельных советников президента США с правом
докладывать свои оценки непосредственно президенту Г.Трумэну. Взгляды Кеннана стали
во многом определять подходы американской дипломатии к отношениям с Советским
Союзом. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в
марте 1946 – только 33%.
К содержанию главы
Обострение вопроса о пребывании советских
войск в Иране
Разочарование в отношении Москвы и рост критического отношения к Советскому Союзу
усиливались по мере появления новых свидетельств его нежелания следовать духу единой
союзнической политики. Согласно потсдамским решениям СССР, США и
Великобритания должны были вывести войска из Ирана, куда они были введены в годы
Второй мировой войны, ввиду исчезновения опасности для самого Ирана и интересов
союзных держав.
13 сентября 1945 г. иранское правительство обратилось к трем державам с просьбой о
выводе войск. Американские войска были эвакуированы к 1 января 1946 г. Ко 2 марта из
Ирана ушли британцы. Советский Союз дату вывода войск назвать отказывался. Для этого
были причины. В Иране в последние годы Второй мировой войны происходил рост
национально-революционного и левореволюционного брожения этнических меньшинств
– азербайджанцев на северо-западе, в Иранском Азербайджане, и курдов на юго-западе, в
Иранском Курдистане. Это были сепаратистские движения, лидеры которых на первом
этапе добивались создания широкой автономии местных властей от общеиранского
правительства в Тегеране. Присутствие советских войск не позволяло правительственным
войскам подавить сепаратистов. В правительственных кругах Ирана, так же как в
западных столицах, подозревали, что СССР может оказать содействие сепаратистам в
целях отделения Иранско-{♦}го Азербайджана от Ирана и объединения его с Советским
Азербайджаном (Азербайджанской ССР). 18 ноября 1945 г. в Иранском Азербайджане
началось восстание, организованное Народной партией Ирана (партия Туде, фактически –
иранская компартия). Центральное правительство направило из Тегерана войска на
подавление мятежа, но они не были пропущены в охваченный им район советскими
силами. В марте 1946 г. иранское правительство обратилось с жалобой в С Б ООН по
поводу действий советских военных властей.
СССР использовал вопрос о пребывании своих войск на иранской территории еще и как
средство давления на Тегеран с тем, чтобы добиться от него нефтяных концессий на
севере Ирана. Советско-иранские переговоры о выводе войск, увязанные с проблемой
нефтяных концессий, шли трудно. Зарубежные аналитики считали, что иранское
правительство подвергается жесткому давлению Москвы.
Особенно бурно на события реагировало общественное мнение Великобритании, зоной
влияния которой долгие годы был южный Иран. Теперь же, когда британские войска
оттуда ушли, а советские – остались, британские политики чувствовали себя обманутыми.
В разгар иранского кризиса, 5 марта 1946 г., вышедший в отставку в 1945 г. бывший
премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском
колледже в г. Фултоне (штат Миссури, США), произнес печально знаменитую
обличительную речь против СССР. У.Черчилль обвинил Москву в создании «железного
занавеса», разделяющего мир на две части, и выступил с призывом укреплять «англо-
саксонское партнерство» США и Британии в интересах противодействия
коммунистической угрозе. Во время выступления британского политика в зале находился
президент США Г.Трумэн, который не стал развивать мысли, заявленные У.Черчиллем,
но и не выразил несогласия с ними. В мире «фултонская речь» была воспринята как
манифест «холодной войны», начало которой, образно говоря, провозгласил отставной
британский премьер.
Речь У.Черчилля получила международный резонанс во многом потому, что на нее
непосредственно откликнулся И.В.Сталин. 14 марта 1946 г. в специальном интервью он
резко высказался по поводу этого выступления, заявив, что по сути дела оно означает
призыв к войне. Печать подхватила неосторожные высказывания Сталина и проблема
«войны» между СССР и Западом стала назойливым мотивом газетных комментариев. В
результате в политической атмосфере в разных странах мира стали нагнетаться страхи,
для которых тогда еще не было оснований. Реакция советского руководства на выпад
Черчилля оказалась контрпродуктивной.
Иранский кризис был разрешен в ходе советско-иранского диалога к апрелю 1946 г. В
качестве компромисса были достигнуты договоренности о создании на выгодных для