ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5504
Скачиваний: 27
К содержанию главы
Особенности международных решений
по германскому вопросу в 1945 г.
К середине 1946 г. тревогу Вашингтона вызывали не только позиция советской стороны
по отношению к международным экономическим и политическим организациям, но и
подходы Москвы к урегулированию ключевых региональных проблем – прежде всего {♦}
германской. Германия была повержена. Но не было сомнений в том, что равно или поздно
эта страна, занимающая ключевое геополитическое положение в Европе и обладающая
большим людским потенциалом, добьется возвращения в разряд перворазрядных игроков
мировой политики. Каким будет это возвращение, какой станет восстановленная
Германия, какими окажутся ее внешнеполитические ориентиры – ответы на эти вопросы
зависели от слаженности действий держав-победительниц. Германский вопрос был для
судеб Европы важнейшим. А поскольку положение дел в Европе в середине XX в.
считалось определяющим для ситуации в Евразии в целом, то германская проблема
приобретала значение общемировой.
Главным форумом, на которой решалась судьба Германии, стала Потсдамская
(Берлинская) конференция (17 июля – 2 августа 1945г.). Она завершилась подписанием
двух базовых документов – Протокола Берлинской конференции трех великих держав и
обширного Сообщения о Берлинской конференции трех держав (2 августа 1945 г.),
состоявшего из 15 глав. В этих документах были зафиксированы основные принципы
будущей политики победителей в отношении Германии. В Потсдамской конференции
принимали участие представители только трех великих держав (СССР, США и
Великобритании). Франция была приглашена присоединиться в потсдамским решениям
позднее и официально примкнула к ним в начале августа 1945 г.
Ключевым элементом будущего урегулирования германских дел согласно тексту
Сообщения о Потсдамской конференции должна была стать так называемая программа
четырех «д»: демилитаризации, декартелизации, денацификации, демократизации
послевоенной Германии. В стране предстояло разрушить основы военного производства,
запретить создание крупных промышленных объединений монопольного типа, провести
политическую чистку в целях отстранения от власти и политической жизни бывших
активистов нацистского режима, провести полный пересмотр учебных программ и
перестройку системы воспитания и образования для искоренения идеологии реванша,
расовой исключительности и национализма и в интересах воспитания будущих поколений
немцев в духе мира, идеалов свободы и демократии.
По решению конференции от Германии отделялись территории Восточной Пруссии и
большей части Померании и Силезии. Конференция в принципе соглашалась с передачей
Советскому Союзу восточной части Восточной Пруссии с г. Кенигсбергом (совр.
Калининград), причем США и Великобритания обязались поддержать это решение на
будущей конференции о предстоящем мирном урегулировании (гл. VI). Относительно
границ Польши в сообщении конференции говорилось (гл. IX), что Польша получит
западную часть Восточной Пруссии и земли к востоку от линии Одер – Западная Нейсе –
эти районы и соответствовали историческим областям Померании и Силезии. {♦}
Восточная граница Германии таким образом должна была отныне проходить по линии
река Одер – река Западная Нейсе. Существуют свидетельства, согласно которым западные
делегаты не сразу разобрались в прилагавшихся географических картах и не обратили
внимание на существование двух рек с названием «Нейсе» в зоне предполагаемого
проведения восточной германской границы – Западной Нейсе и Восточной Нейсе.
Поэтому, соглашаясь с советским проектом будущей границы по Западной Нейсе, они
будто бы имели в виду провести ее по Восточной и осознали свою ошибку только после
того, как успели дать согласие на советские предложения. В итоге за линию границы была
принята Западная Нейсе.
В ходе потсдамских обсуждений было решено осуществить перемещение в западные
районы Германии этнического немецкого населения, проживавшего ранее на отделяемых
от Германии территориях советской и польской частей Восточной Пруссии, в
переходивших к Польше Померании и Силезии, Судетской области (возвращенной
Чехословакии), а также ряде районов Венгрии. Решения о перемещении населения
официально затронули судьбу 6,5 млн немцев. На самом деле поток беженцев было
гораздо больше. Переезд в разоренную Германию огромной массы неустроенных и
голодных людей усугубил проблемы, с которым сталкивалась побежденная страна.
В соответствии с постановлениями Потсдамской конференции в г. Нюрнберге (в Баварии)
с ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. был проведен показательный судебный процесс над
нацистскими военными преступниками, в результате которого ряд высших деятелей
бывшей нацистской партии и Германского рейха были признаны виновными в
преступлениях против человечества и казнены.
Территория Германии за вычетом отделенных от нее областей была разделена на четыре
оккупационные зоны – советскую, американскую, британскую и французскую. Город
Берлин, оказавшийся в центре советской зоны оккупации, после его взятия советскими
войсками (при участии американских частей) в мае 1945 г., был тоже разделен на четыре
сектора, в каждом из которых ситуацию контролировали, соответственно, военные власти
СССР, США, Великобритании и Франции. В Берлине работа Межсоюзная комендатура,
которая координировала действия военных властей четырех держав в городе. Для
проведения скоординированной политики в оккупационных секторах Германии был
сформирован Контрольный совет как верховный орган четырех держав в отношении
германских дел. Он состоял из главнокомандующих оккупационными войсками союзных
держав в Германии и принимал решения на основе единогласия.
Конференция постановила (гл. II) создать Совет министров иностранных дел (СМИД), на
который была возложена обязанность, во-первых, решать текущие вопросы управления
оккупированной Германией, а во-вторых, готовить общую конференцию для заключения
мирных договоров со странами – бывшими союзницами Германии и урегулирования
вопроса о бывших итальянских колониях. {♦}
Потсдамские решения в отношении Германии не имели статуса международного договора
и не подлежали ратификации. Зафиксированные в них положения при всей их важности
носили предварительный характер, окончательные решения относились на будущее –
время, когда в Германии будет образовано новое законное центральное правительство.
Вопрос о подготовке практических условий для его формирования становился одним из
главнейших.
К содержанию главы
Вызревание противоречий в вопросах урегулирования
в отношении Германии
Потсдамская конференция, казалось, заложила прочные основы сотрудничества держав по
германской проблеме. Контрольный совет должен был управлять Германией как «единым
экономическим целым», проводя общую политику относительно добывающей
промышленности, сельского хозяйства, зарплаты и цен, внешней торговли Германии, ее
денежной, банковской и налоговой систем, репараций, транспорта и коммуникаций.
Предполагалось также, что Контрольный совет будет контролировать распределение
основных товаров между различными зонами. Однако интересы победивших держав в
вопросах оккупационной политики стали расходиться. Первыми спорными вопросам
оказались репарационные платежи и свобода перетоков товаров и финансовых ресурсов
между советской и западными зонами оккупации.
Понеся огромные потери в войне, СССР считал себя вправе получить их должное
возмещения за счет германской стороны. Он настаивал на выделении ему большой доли
репарационных выплат. Во время Ялтинской конференции президент США Франклин
Рузвельт фактически согласился с тем, что советская сторона должна получить с
Германии до 10 млрд долл. репараций. В ходе переговоров советской, американской и
британской делегаций в Лондоне в рамках репарационной комиссии стороны пришли к
общему мнению, что из общей суммы немецких репарационных платежей СССР и
Польша должны получить 50%, Великобритания и США – 40%, а остальные страны-
члены антигитлеровской коалиции – 10%. В принципе в Вашингтоне были согласны с тем,
что советская сторона должна получить до 25% демонтированного союзниками в Руре
оборудования. Западные партнеры, признавая справедливость советских требований
изначально, со временем стали считать их чрезмерными. Американские эксперты были
уверены, что вывоз оборудования и товаров из Германии усугубляет тяжелое положение
немецкого населения и мешает восстановить германскую экономику.
Москва предпочитала получать репарационные выплаты от Германии в форме текущей
товарной продукции. Это было связано с тем обстоятельством, что в силу стратегических
соображений СССР нуждался в поставках продукции ряда восстанавливаемых в
восточных секторах Германии производств военного или военно-гражданского
назначения. В частности, для реализации атомной программы {♦} были необходимы
поставки уранового сырья, залежи и предприятия по производству которого имелись на
территории Германии в области Тюрингия. Товарные поставки из Тюрингии
обеспечивали Советскому Союзу бесплатное поступление необходимого ему атомного
сырья, что вызывало неодобрение и подозрения западных союзников.
Советские оккупационные власти не соглашались сотрудничать с западными коллегами в
обеспечении продовольственных поставок из восточной зоны в западные в интересах
восстановления общегерманского рынка. Восточные районы, занятые советскими
войсками, были до войны житницей Германии, и отказ советских оккупационных властей
отправлять продовольствие и сырье в западные индустриальные регионы поставил
экономику западных областей страны в тяжелое положение. По данным 1935 г., из
регионов, занятых впоследствии советскими войсками, на запад Германии поступило 883
тыс. т пшеницы, 476 тыс. т ржи, свыше 1 млн т картофеля, 354 тыс. т муки, 450 тыс. т
сахара, 217 тыс. т молока, а также около 3,5 млн т бурого угля, свыше 1 млн т поташа,
свыше 1,25 млн т глинозема. В результате политики советских военных властей США и
Великобритания должны были изыскивать собственные возможности для обеспечения
«своих» зон оккупации ресурсами продовольствия и сырья, часть которого при этом
«утекала» в восточные сектора.
Контрольный совет не справлялся с задачей управления Германией как единым
экономическим целым. Хотя советские представители поддерживали в принципе создание
центральных общегерманских административных органов, они не позволяли этим органам
ломать межзональные барьеры. Ресурсы Восточной Германии не поступали в
«общегерманский пул ресурсов». Связи между частями страны не восстанавливались.
Следствием было нарастание признаков экономического бедствия. Нестабильная
финансовая система послевоенной Германии страдала от роста инфляции и дефицита.
Ситуация становилась отчаянной: речь шла не о восстановлении нормального
экономического развитии, а о спасении населения от голода. Американские исследователи
отмечают, что к началу 1946 г. немцы в некоторых районах западных секторов были на
грани голодной смерти. Раздражение в США и Великобритании против «эгоистической
политики» СССР в германском вопросе нарастало. Менялось отношение западного
общественного мнения к Москве и советской политике.
К содержанию главы
Ситуация вокруг Австрии
Австрия считалась в антигитлеровской коалиции не побежденной, а освобожденной
страной, поскольку ее рассматривали как жертву насильственного аншлюса. Тем не менее,
СССР настаивал на получении доли репараций из имущества рейха, имевшегося на
австрийской территории. Хотя 14 мая 1945 г. было официально провозглашено
восстановление Австрийской Республики (новое правительство возглавил социалист Карл
Реннер), страна в целом и ее {♦} столица Вена к августу 1945 г. были разделены на 4
оккупационные зоны подобно тому, как это было сделано в Германии. Мирное
урегулирование в отношении Австрии затягивалось территориальными вопросами,
которые ей предстояло решить в отношениях с соседями – Италией и Югославией.
Первая часть проблемы была решена, когда 6 сентября 1946 г. было подписано австро-
итальянское соглашение о Южном Тироле, переданном Италии после Первой мировой
войны. Австрия признала права Италии на эту область (часть современной итальянской
провинции Трентино-Альто-Адидже) с проживающим там немецким меньшинством. В
свою очередь Италия обязалась предоставить немецкому населению провинции
значительную автономию.
Нерешенным оставался австро-югославский спор о населенной словенцами австрийской
части исторической области Каринтии. Югославия наставала на передаче этой территории
ей. Советский Союз занимал в этом вопросе выжидательную позицию.
К содержанию главы
Вопрос о бывших итальянских колониях
Вопрос об итальянских колониях возник на второй сессии СМИД в Париже 25 апреля – 16
мая и 15 июня – 12 июля 1946 г. СССР предлагал разрешить его таким образом, чтобы все
четыре итальянские колониальные владения – Триполитания, Киренаика, Эритрея и
Сомали (так называемая Итальянская Восточная Африка) – передавались на 10 лет под
опеку ООН с созданием для каждой отдельной администрации под эгидой,
соответственно, СССР, США Великобритании и Франции. На себя Москва была готова
взять осуществление мандата на Триполитанию. Эти предложения были отклонены, и
было решено вернуться к ним через год после подписания мирного договора с Италией.
До тех пор ситуацию на местах должны были контролировать британские и американские
войска, принимавшие по завершении боевых действий времен войны капитуляцию
итальянских войск.
Только на IV сессии ГА ООН в 1948 г. было принято решение о предоставлении
независимости Ливии (Триполитании и Киренаики), которая была официально
провозглашена 24 декабря 1951 г.