ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5514
Скачиваний: 27
двустороннем уровне. Турецкому правительству 7 августа 1946 г. была направлена нота с
предложением вступить в переговоры об изменении режима судоходства в Черноморских
проливах и разрешить СССР создать в зоне проливов советскую военную базу.
Содержание ноты немедленно {♦} было доведено турецкой стороной до сведения
государственного секретаря США Джеймса Френсиса Бирнса, который в этот момент
находился в Париже.
По свидетельству американских источников, в Вашингтоне советскую ноту восприняли
серьезно, поскольку американское руководство не переставало укорять себя за
«мягкость», проявленную в отношении действий СССР во время иранского кризиса, и
стремилось на этот раз повести себя тверже. В США обсуждался вопрос о возможных
мерах военного противодействия СССР, если вслед за нотой он предпримет силовые
акции против Турции. Сопоставляя действия Москвы с обострением ситуации в Греции,
западные аналитики делали вывод о переходе СССР к наступлению на зону Балкан,
Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Весной-осенью 1946 г., на основе
донесений американской и британской разведок о концентрации советских войск в
Румынии, Болгарии и на территории советского Закавказья (по разным данным, в
Румынии было расквартировано до 600 000 советских войск, а в Болгарии – до 235 000), в
США и Великобритании склонялись к мнению о возможности советского вооруженного
выступления против Турции. Западные державы были не в состоянии этому помешать.
Однако вскоре американские представители из Турции и Москвы стали сообщать в
Вашингтон об отсутствии признаков намерения советской стороны предпринимать шаги
против Анкары. Кризиса не последовало. Турецкое правительство по получении ноты, как
сообщают западные источники, тоже сочло ее менее жесткой, чем оно того ожидало.
Москва не намеревалась идти на конфликт. Возможно, учтя болезненную реакцию США и
Британии на советскую ноту о проливах, советское правительство не стало настаивать на
принятии Турцией своих требований. В октябре американская и британская разведки
зафиксировали снижение советской военной активности в зоне границ Турции. Однако
официально СССР не отказывался от своих претензий к Анкаре до 30 мая 1953 г. (см. гл.
4).
Руководство США вынесло из турецкой ситуации убеждение в необходимости
приобретения баз в Восточном Средиземноморье и оказания военной и экономической
помощи Турции для модернизации военного потенциала. Вашингтон уделял больше
внимания поставкам нефти из стран Ближнего Востока, безопасность которых зависела от
обстановки на Средиземном море. Греция и Турция, отделявшие этот регион от СССР,
приобретали для американского стратегического планирования особое значение.
К содержанию главы
Вопрос о дипломатическом признании
восточноевропейских стран
После окончания войны и Советский Союз, и западные страны прилагали усилия к тому,
чтобы обеспечить за идейно и политически близкими им силами максимально выгодные
позиции в политическом раскладе в восточноевропейских странах. Преимущество,
которое {♦} Москва имела ввиду военно-политического контроля над этими странами,
Запад пытался свести на нет на дипломатическом фронте – в ходе подготовки мирных
договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии. Первым поводом для
конфликта стала ситуация в Болгарии и Румынии, связанная с проблемой признания их
правительств.
На Потсдамской конференции Великобритания и США согласились возобновить
дипломатические отношения с восточноевропейскими странами при условии, что их
правительства будут демократическими. Советский Союз счел оговоренные условия
соблюденными сразу и возобновил с отношения с соответствующими государствами.
Однако США и Великобритания отказались следовать его примеру.
На лондонской сессии Совета министров иностранных дел (СМИД) в сентябре-октябре
1945 г. государственный секретарь США Д.Бирнс заявил о том, что США не признают
правительств Болгарии, Венгрии и Румынии и не будут обсуждать мирные договоры с
ними, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам
демократии. К тому времени в Болгарии и Румынии были сформированы кабинеты,
формально возглавляемые некоммунистами, но фактически контролируемые
компартиями.
На московском совещании СМИД в декабре 1945 г. американский и британский
представители потребовали, чтобы правительства Румынии и Болгарии были пополнены
членами некоммунистических партий. Особенно радикальными были требования США
относительно состава болгарского правительства: Вашингтон настаивал не только на
включении в него представителей всех оппозиционных партий, но и на отстранении
коммунистов от руководства органами внутренних дел. В конце концов участники
совещания ограничились рекомендациями к правительствам Румынии и Болгарии
включить в свой состав представителей оппозиционных партий, желающих лояльно
сотрудничать с этими правительствами.
К содержанию главы
Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы
В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений
людей в Европе – в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев
из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и
Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев
(значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан
Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз,
десятки тысяч украинцев из западноукраинских районов СССР. Перетоки населения
происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и
Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в
районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР. {♦}
На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины
1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских
странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в
том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных
государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под
советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако
парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к
некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение
партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные и т.д.)
фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в
эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами,
хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944 – 1947 гг., доступ в эти коалиции не
закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в
экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при
сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной
демократии».
До 1947 – 1948 гг. многие лидеры коммунистических партий стран Восточной Европы
(Владислав Гомулка в Польше, Клемент Готвальд в Чехословакии и Георгий Димитров в
Болгарии) полагали, что народная демократия делает диктатуру пролетариата ненужной.
Сам И.В.Сталин в 1946 г. разъяснял одному из лидеров польских коммунистов Болеславу
Беруту (будущему президенту) и польскому премьер-министру, левому социалисту
Эдварду Особка-Моравскому, что «Польше диктатура пролетариата не нужна».
Термином «народная демократия» оперировал даже такой авторитетный
некоммунистический политик, как президент Чехословакии Эдуард Бенеш, приверженец
идеи «этического социализма». В одном из интервью в конце 1945 г. он говорил о
наступлении эпохи «перехода от буржуазной демократии к демократии народной». По его
мнению, социалистические мероприятия следовало осуществлять мирным путем без
диктатуры пролетариата. В первые послевоенные годы подобные взгляды устраивали
советское руководство.
Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с
западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам
антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали
стремление местных компартий к монопольному захвату власти и ускорению
антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945 – 1947 гг. в
восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения,
свидетельствовали в целом о росте влияния коммунистов. Вот почему перед советским
руководством нередко стояла задача блокировать чрезмерную революционность
последних. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Со-{♦}ветский Союз руководил
работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на
включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа
приемлемых для Москвы.
Правда, в Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. В годы войны власть
в стране принадлежала диктатору Миклошу Хорти, который с 1920 г. правил в качестве
регента (официально монархия не была упразднена). Венгрия была союзницей Германии
по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на
стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г.
М.Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими
представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение
отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил грубым отказом,
а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.
В августе 1944 г., когда советские войска вошли в Румынию и она капитулировала,
М.Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию
Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе
Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли части имевшихся на венгерской
территории германских войск. Сначала они похитили сына М.Хорти, а затем заставили
сдаться его самого. М.Хорти вывезли в Германию и поместили в концентрационный
лагерь, откуда он был освобожден союзниками в мае 1945 г. (после чего эмигрировал в
Португалию, где умер в 1957 г.). Небольшая часть высших военных чинов венгерской
армии перешла на сторону так называемого Дебреценского (создано в декабре 1944 г. в г.
Дебрецене) временного правительства, сформированного на коалиционной основе под
патриотическими лозунгами. Дебреценское правительство поспешило объявить войну
Германии.
После падения М.Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые
свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила
Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика.
Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц
Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.
В других странах коммунисты добились большего. В Румынии с сентября 1940 г. власть
принадлежала правительству маршала Иона Антонеску, который фактически установил
диктатуру. Формально страна осталась монархией. Но румынский король Кароль II 6
сентября 1940 г. был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Михая под
давлением общественного мнения, возмущенного территориальными потерями, которые
Каролю II не удалось предотвратить: в 1940 г. Румыния была вынуждена согласиться на
возвращение Советскому Союзу (под давлением Москвы и Берлина) {♦} Бессарабии и
передачу ему Северной Буковины, уступку Венгрии по второму венскому арбитражу
Северной Трансильвании, а Болгарии по Крайовскому договору (подписан в г. Крайова,
Румыния) 7 сентября 1940 г. – Южной Добруджи. Кароль II был вынужден покинуть
страну. Новым королем стал его сын Михай V. Румыния стала союзницей Германии, и в
годы войны румынские войска вели боевые действия на территории СССР.
Король Михай V не имел возможности избавиться от Антонеску до августа 1944 г., когда,
предвидя скорое вступление советских войск в Бухарест, он со своими сторонниками смог
арестовать диктатора, лишить его полномочий главы кабинета и назначить новым
премьер-министром генерала Константина Санатеску. 12 сентября Румыния подписала
соглашение о перемирии, в котором союзники признавали, что Румыния не просто вышла
из войны, а сама объявила войну Германии и Венгрии.
В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты.
Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с
руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу
коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР
А.Я.Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве,
был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в
румынское правительство представителей «исторических» партий – Национал-
либеральной и Национал-царанистской – и таким образом обеспечить румынскому
правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических
партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех
странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще
(Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного
порядка (Югославия).
Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась
в союзнических отношениях с Германией и Италией. В 1941 г. Болгария объявила войну
США и Британии, но несмотря на давление Берлина отказалась объявлять ее Советскому
Союзу. Тем не менее, болгарская армия вела боевые действия против Югославии и
Греции, добиваясь присоединения частей их территорий.
28 августа 1941 г. после встречи с Гитлером болгарский царь Борис неожиданно умер.
Ввиду несовершеннолетия наследника власть в стране перешла к регентскому совету по
главе с принцем Кириллом. 29 августа 1943 г. новым царем был провозглашен
шестилетний Симеон (он так и не был коронован). 26 августа 1944 г. Болгария заявила о
своем полном нейтралитете в мировой войне. Болгарское правительство пыталось
вступить в переговоры с западными державами о заключении мира, но оно не
предпринимало мер для разоружения находившихся в Болгарии германских войск и не
запрещало военный транзит Германии через болгарскую территорию. {♦}
5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, и в Болгарию были
введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и
другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое