ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 5510
Скачиваний: 27
СССР условиях советско-иранского нефтяного общества и о расширении представитель-
{♦}ства делегатов от Иранского Азербайджана в иранском меджлисе. К 9 мая 1946 г.
советские войска были выведены из Ирана, а в июне последствия восстания в Иранском
Азербайджане ликвидированы. В сентября того же года были подавлены очаги
сепаратистов в Иранском Курдистане (провинция Фарс).
По завершении кризиса Вашингтон остался в убеждении, что Москву заставила пойти на
уступки принципиальная позиция США и Британии по Ирану. И.В.Сталин сделал вывод о
том, что против СССР складывается британско-американский союз. Атмосфера взаимного
недоверия сгущалась. Характер взаимодействия западных союзников с СССР по общим
проблемам международных отношений этому способствовал.
К содержанию главы
Попытки ограничения роли ядерного фактора
в международных отношениях
Появление атомного оружия и монополия на него в руках США вызывали
обеспокоенность не только Советского Союза. Но если СССР опасался за свою
безопасность, то большинство других стран стремилась приобщиться к обладанию этим
оружием и раздражалась по поводу невозможности приобрести его. В такой ситуации
привлекательной стала казаться идея международного сотрудничества в ядерной области.
Ее реализация могла способствовать объединению ресурсов разных стран в разработке
передовых технологий. В процессе сотрудничества можно было получить
дополнительную информацию о зарубежных разработках ядерного профиля и выработать
правила, ограничивающие военное применение ядерной энергии.
Страны, заинтересованные в сотрудничестве по линии применения энергии атома,
находились в неравном положении. Передовые ядерные технологии имелись у США.
Остальные государства желали сами что-нибудь почерпнуть из американских наработок.
При этом они имели немного ценного для передачи Соединенным Штатам. Не говоря о
том, что ни одна страна не спешила делиться своими достижениями.
Из великих держав наибольшую активность в ядерной области, помимо США, проявляли
СССР и Великобритания. Обе страны ориентировались на создание собственного
атомного оружия. Лондон добивался от Вашингтона согласия оказать Британии помощь в
создании атомной бомбы. В годы мировой войны Канада и Великобритания сотрудничали
с США по проекту разработки ядерного оружия (Манхэттенский проект). Но в июле 1946
г. в США был принят новый закон, который ввел существенные ограничения на
сотрудничество США с зарубежными партнерами в ядерной области. Вашингтон не хотел
приобщения союзников к «ядерному клубу».
Советский Союз с 1943 г. вел собственную программу ядерных исследований. Он не
рассчитывал на содействие США, полагаясь на собственные исследования и силы
разведывательных служб, наладивших поступление в Москву необходимой секретной
информации {♦} из-за рубежа. Но СССР выступал за международное сотрудничество в
ядерной области, понимая под ним, прежде всего, регламентацию условий ядерной
деятельности. Москве было важно ввести американскую политику в ядерной области в
согласованные политико-правовые рамки.
Для Соединенных Штатов как лидера в освоении атома международное сотрудничество в
этой области имело смысл, только если оно позволяло влиять на атомные программы
других стран и получать информацию об их исполнении. Но по дипломатическим
соображениям Вашингтону не хотелось выступать в роли всемирного монополиста в
ядерной области, осложняя отношения с союзниками, в частности с Великобританией.
К содержанию главы
«План Баруха» и срыв работы комиссии ООН
по атомной энергии
Идея международного сотрудничества была поддержана во многих странах мира. Его
основные направления стали обсуждаться в рамках специально созданной комиссии ООН
по атомной энергии. Главой американской делегации в этой комиссии был назначен
известный и удачливый в прошлом американский финансист Бернард Маннес Барух,
которому было в то время 76 лет. Под его руководством был разработан и 14 апреля 1946
г. представлен в комиссию «план Баруха», в котором содержались условия, на которых
США предлагали другим странам развивать сотрудничество по линии мирного
использования энергии атома.
План Б.Баруха, во-первых, предусматривал создание международного Агентства по
атомным разработкам (А^опнс Оеуе1ортеп1 Аи1Ьоп1у) с широкими правами и высокой
степенью автономности (решения в агентстве должны были приниматься простым
большинством голосов); во-вторых, передачу этому агентству контроля над
производством расщепляющихся материалов и передачей их из одних стран в другие; в-
третьих, перевод научно-исследовательских разработок в ядерной области под контроль
агентства; в-четвертых, предоставление Соединенными Штатами в распоряжение
агентства технологической информации по атомной энергии для ее совместного
использования странами-участницами. Контроль агентства предполагалось осуществлять
в форме международных инспекций на местах. План не оговаривал конкретные сроки
начала работы агентства, не конкретизировал условия предполагавшейся передачи
агентству американских технологий и не содержал обязательства США прекратить
производство ядерного оружия.
Предложения Б.Баруха не закрывали путей к приобщению государств мира к некоторым
американским технологическим достижениям, преимущественно второстепенным и
гражданским по сфере возможного применения. Но они предусматривали введение
механизма контроля за ядерными программами вступавших в сотрудничество стран
посредством проведения международных инспекций {♦} атомных объектов на их
территории. Главным координирующим органом такого сотрудничества в соответствии с
планом должна была стать комиссия ООН по атомной энергии. Однако предполагалось,
что она не будет непосредственно подотчетна Совету безопасности и решения в ней будут
приниматься большинством голосов.
Эти условия не устраивали СССР. Советский Союз был закрытой страной и не хотел
иностранных инспекций на советских ядерных объектах. Не соглашалось советское
руководство и с принципом принятия решений в комиссии, где СССР оказывался бы в
меньшинстве. В Москве полагали, что Вашингтон попробует использовать
сотрудничество с СССР, чтобы замедлить движение Советского Союза к созданию
ядерного потенциала.
Вот почему в процессе переговоров о «плане Баруха», по сути дела в противовес ему,
советская дипломатия выдвинула идею отказа от использования атомной энергии в
военных целях. Соответствующие предложения выдвигались советской делегацией в
комиссии в 1946 – 1947 гг. Речь шла о попытке убедить США согласиться с запрещением
ядерного оружия взамен согласия СССР включиться в «план Баруха» с условием его
частичной доработки и подчинения комиссии по атомной энергии Совету безопасности с
тем, чтобы решения в ней принимались по формуле консенсуса. Конечно, такой проект
был неприемлем для США, которые при его реализации потеряли бы преимущества
военно-ядерной монополии.
Как отмечал в письме к Б.Баруху командующий ВВС США Карл Спаатс: «Любые меры,
предпринятые в ближайшее время для контроля над атомными взрывными устройствами,
имели бы тяжелые и неблагоприятные военные последствия для Соединенных Штатов,
поскольку результатом было бы сокращение преимущества США без пропорционального
сокращения силы других держав. Такая мера... создаст угрозу безопасности Соединенных
Штатов». Соглашаясь с такой логикой, американская делегация в комиссии игнорировала
советскую позицию и предложения Москвы. Обсуждения затягивались, время шло,
страны продолжали работать над ядерными проектами.
Поскольку решения в комиссии принимались большинством голосов, в декабре 1946 г.
она одобрила американский проект и представила его на утверждение Совета
безопасности, где тот не был одобрен из-за возражений Советского Союза. После этого
«план Баруха» (в 1948 г.) был возвращен на доработку в комиссию. В ее статусе были
произведены изменения. Из независимой структуры она стала органом, подчиненным
Совету безопасности. Советскому Союзу стало проще применять право вето. Это вызвало
недовольство США. Работа комиссии была парализована, и в 1949 г. она прекратила свою
деятельность. Первая попытка ввести ограничения ядерных вооружений закончилась
неудачей.
Для Москвы, которая болезненно относилась в конце 40-х годов к американской атомной
монополии и предпринимала усилия для ее {♦} ликвидации, переговоры с США могли
быть основаны исключительно на принципах равенства и одинаковой безопасности.
Согласие с планом Баруха, предусматривавшим закрепление американской атомной
монополии при ограничении советской атомной программы, стало бы отступлением от
этих принципов.
Ситуация вокруг «плана Баруха» по времени совпала с внутриполитическими сдвигами в
США. В июле 1946 г. президент США Г.Трумэн отправил в отставку министра торговли
Генри Уоллеса, неформального лидера американских либералов и сторонника более
внимательного отношения к интересам безопасности СССР. Уоллес полагал, что
последние ущемлялись американской политикой в сфере ядерных вооружений и
созданием военных баз на территориях, приближенных к советским границам. После
увольнения Уоллеса в Вашингтоне стал складываться неформальный двухпартийный блок
демократов и республиканцев на базе намерения ужесточить подходы в отношениях с
СССР.
К содержанию главы
Греческий вопрос в отношениях между
великими державами
Лепту в нагнетание напряженности внес кризис в Греции. Во время войны эту страну
сначала (в 1940 г.) пыталась оккупировать Италия, но ей это не удалось. В июне 1941 г.
Греция подверглась оккупации германских войск. Король Георг II вместе с семьей бежал
из страны. На оккупированной территории возникло левопатриотическое партизанское
движение, в котором важную роль играли коммунисты – Народно-освободительная армия
греческого народа (ЭЛАС). Ее силами к 1945 г. от германских войск было освобождено
около двух третей страны. Между тем, в октябре 1944 г. при поддержке западных
союзников в Грецию прибыли части вооруженных сил королевского правительства,
которые вступили в столкновение с коммунистическими отрядами. Конфликт
продолжался до февраля 1945 г. Хотя Советский Союз имел влияние на греческих
коммунистов и мог оказывать военную помощь им через территорию Югославии,
контролировавшуюся силами И.Б.Тито, И.В.Сталин не хотел обострять отношений с
Великобританией, в сферу влияния которой входила Греция, согласно негласным
договоренностям «большой тройки» в военные годы. Греческим коммунистам было
рекомендовано уступить. 12 февраля 1945 г. в местечке Варкиза, под Афинами, между
руководителями левых отрядов и королевским правительством были подписаны
соглашения, по которым власть передавалась последнему. Часть греческих коммунистов
не согласилась с этим решением. Конфликт был заморожен, но не разрешен.
Летом 1946 г. он обострился из-за попыток властей усилить военное давление на левых. В
Греции началась гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г. Ответственность за нее в
западных столицах возложили на Москву, что было справедливо только отчасти. Хотя
коммунисты Греции и имели возможность получать помощь из-за рубежа, СССР
продолжал воздерживаться от такой поддержки, {♦} в том числе из-за стремления не
раздражать дружественную ему Болгарию, которая сама имела к Греции территориальные
претензии и подозрительно относилась к воинственности греческих коммунистов.
Двойственной в отношении событий в Греции была и политика Албании, где к ноябрю
1944 г. после поражения дислоцированных в стране итальянских и германских войск
установили власть коммунисты во главе с Энвером Ходжей, опиравшиеся на поддержку
Советской Армии и отрядов И.Б.Тито. Греция имела к ней территориальные претензии, и
албанское руководство было готово помогать грекам лишь в той мере, в которой
рассчитывало на их отказ от требований об изменении границы. Фактически главным
инициатором оказания помощи греческим коммунистам был И.Б.Тито.
Главной причиной гражданского конфликта в Греции была низкий престиж и слабость
королевской власти, ее неумение достигать соглашений с левыми и умеренными.
Политическая неустойчивость в Греции вызывала тревогу в Лондоне и Вашингтоне.
Британии, претендовавшей на главенствующее влияние на Балканах, приходилось
оказывать греческому правительству помощь, средств на которую не хватало.
К содержанию главы
Дипломатический конфликт СССР с Турцией
В феврале 1945 г. Турция формально объявила войну Германии, но боевых действий
против нее не вела. Отношения между СССР и Турцией в годы мировой войны были
пронизаны взаимным недоверием. В Москве ожидали выступления Анкары на стороне
Германии и готовились к нему. Но Турция уклонилась от вступления в войну и от этого
выиграла. Советский Союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с
Турцией, тем более что между двумя странами существовал еще с 1925 г. периодически
продлевавшийся Договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10
лет в 1935 г. таким образом, что срок его действия должен был истечь 7 сентября 1945 г.
19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было
предусмотрено в тексте договора, уведомил турецкое правительство о намерении не
продлевать его. В Анкаре это было расценено как предупреждение об ужесточении
отношения СССР к Турции.
На Потсдамской конференции Советский Союз пытался добиться пересмотра конвенции
Монтре о черноморских проливах, чтобы добиться права обеспечивать их безопасность
наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны. С учетом своего
решения прекратить действие советско-турецкого договора, Советский Союз попытался
добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности в зоне проливов на