ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5510

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СССР условиях советско-иранского нефтяного общества и о расширении представитель-
{♦}ства делегатов от Иранского Азербайджана в иранском меджлисе. К 9 мая 1946 г. 
советские войска были выведены из Ирана, а в июне последствия восстания в Иранском 
Азербайджане ликвидированы. В сентября того же года были подавлены очаги 
сепаратистов в Иранском Курдистане (провинция Фарс).  

 

По завершении кризиса Вашингтон остался в убеждении, что Москву заставила пойти на 
уступки принципиальная позиция США и Британии по Ирану. И.В.Сталин сделал вывод о 
том, что против СССР складывается британско-американский союз. Атмосфера взаимного 
недоверия сгущалась. Характер взаимодействия западных союзников с СССР по общим 
проблемам международных отношений этому способствовал.  

К содержанию главы 

Попытки ограничения роли ядерного фактора 

      в международных отношениях 

 

Появление атомного оружия и монополия на него в руках США вызывали 
обеспокоенность не только Советского Союза. Но если СССР опасался за свою 
безопасность, то большинство других стран стремилась приобщиться к обладанию этим 
оружием и раздражалась по поводу невозможности приобрести его. В такой ситуации 
привлекательной стала казаться идея международного сотрудничества в ядерной области. 
Ее реализация могла способствовать объединению ресурсов разных стран в разработке 
передовых технологий. В процессе сотрудничества можно было получить 
дополнительную информацию о зарубежных разработках ядерного профиля и выработать 
правила, ограничивающие военное применение ядерной энергии.  

 

Страны, заинтересованные в сотрудничестве по линии применения энергии атома, 
находились в неравном положении. Передовые ядерные технологии имелись у США. 
Остальные государства желали сами что-нибудь почерпнуть из американских наработок. 
При этом они имели немного ценного для передачи Соединенным Штатам. Не говоря о 
том, что ни одна страна не спешила делиться своими достижениями.  

 

Из великих держав наибольшую активность в ядерной области, помимо США, проявляли 
СССР и Великобритания. Обе страны ориентировались на создание собственного 
атомного оружия. Лондон добивался от Вашингтона согласия оказать Британии помощь в 
создании атомной бомбы. В годы мировой войны Канада и Великобритания сотрудничали 
с США по проекту разработки ядерного оружия (Манхэттенский проект). Но в июле 1946 
г. в США был принят новый закон, который ввел существенные ограничения на 
сотрудничество США с зарубежными партнерами в ядерной области. Вашингтон не хотел 
приобщения союзников к «ядерному клубу».  

 


background image

Советский Союз с 1943 г. вел собственную программу ядерных исследований. Он не 
рассчитывал на содействие США, полагаясь на собственные исследования и силы 
разведывательных служб, наладивших поступление в Москву необходимой секретной 
информации {♦} из-за рубежа. Но СССР выступал за международное сотрудничество в 
ядерной области, понимая под ним, прежде всего, регламентацию условий ядерной 
деятельности. Москве было важно ввести американскую политику в ядерной области в 
согласованные политико-правовые рамки.  
 

 

Для Соединенных Штатов как лидера в освоении атома международное сотрудничество в 
этой области имело смысл, только если оно позволяло влиять на атомные программы 
других стран и получать информацию об их исполнении. Но по дипломатическим 
соображениям Вашингтону не хотелось выступать в роли всемирного монополиста в 
ядерной области, осложняя отношения с союзниками, в частности с Великобританией.  

К содержанию главы 

«План Баруха» и срыв работы комиссии ООН 

      по атомной энергии 

 

Идея международного сотрудничества была поддержана во многих странах мира. Его 
основные направления стали обсуждаться в рамках специально созданной комиссии ООН 
по атомной энергии. Главой американской делегации в этой комиссии был назначен 
известный и удачливый в прошлом американский финансист Бернард Маннес Барух, 
которому было в то время 76 лет. Под его руководством был разработан и 14 апреля 1946 
г. представлен в комиссию «план Баруха», в котором содержались условия, на которых 
США предлагали другим странам развивать сотрудничество по линии мирного 
использования энергии атома.  

 

План Б.Баруха, во-первых, предусматривал создание международного Агентства по 
атомным разработкам (А^опнс Оеуе1ортеп1 Аи1Ьоп1у) с широкими правами и высокой 
степенью автономности (решения в агентстве должны были приниматься простым 
большинством голосов); во-вторых, передачу этому агентству контроля над 
производством расщепляющихся материалов и передачей их из одних стран в другие; в-
третьих, перевод научно-исследовательских разработок в ядерной области под контроль 
агентства; в-четвертых, предоставление Соединенными Штатами в распоряжение 
агентства технологической информации по атомной энергии для ее совместного 
использования странами-участницами. Контроль агентства предполагалось осуществлять 
в форме международных инспекций на местах. План не оговаривал конкретные сроки 
начала работы агентства, не конкретизировал условия предполагавшейся передачи 
агентству американских технологий и не содержал обязательства США прекратить 
производство ядерного оружия.  

 


background image

Предложения Б.Баруха не закрывали путей к приобщению государств мира к некоторым 
американским технологическим достижениям, преимущественно второстепенным и 
гражданским по сфере возможного применения. Но они предусматривали введение 
механизма контроля за ядерными программами вступавших в сотрудничество стран 
посредством проведения международных инспекций {♦} атомных объектов на их 
территории. Главным координирующим органом такого сотрудничества в соответствии с 
планом должна была стать комиссия ООН по атомной энергии. Однако предполагалось, 
что она не будет непосредственно подотчетна Совету безопасности и решения в ней будут 
приниматься большинством голосов.  

 

Эти условия не устраивали СССР. Советский Союз был закрытой страной и не хотел 
иностранных инспекций на советских ядерных объектах. Не соглашалось советское 
руководство и с принципом принятия решений в комиссии, где СССР оказывался бы в 
меньшинстве. В Москве полагали, что Вашингтон попробует использовать 
сотрудничество с СССР, чтобы замедлить движение Советского Союза к созданию 
ядерного потенциала.  

 

Вот почему в процессе переговоров о «плане Баруха», по сути дела в противовес ему, 
советская дипломатия выдвинула идею отказа от использования атомной энергии в 
военных целях. Соответствующие предложения выдвигались советской делегацией в 
комиссии в 1946 – 1947 гг. Речь шла о попытке убедить США согласиться с запрещением 
ядерного оружия взамен согласия СССР включиться в «план Баруха» с условием его 
частичной доработки и подчинения комиссии по атомной энергии Совету безопасности с 
тем, чтобы решения в ней принимались по формуле консенсуса. Конечно, такой проект 
был неприемлем для США, которые при его реализации потеряли бы преимущества 
военно-ядерной монополии.  

 

Как отмечал в письме к Б.Баруху командующий ВВС США Карл Спаатс: «Любые меры, 
предпринятые в ближайшее время для контроля над атомными взрывными устройствами, 
имели бы тяжелые и неблагоприятные военные последствия для Соединенных Штатов, 
поскольку результатом было бы сокращение преимущества США без пропорционального 
сокращения силы других держав. Такая мера... создаст угрозу безопасности Соединенных 
Штатов». Соглашаясь с такой логикой, американская делегация в комиссии игнорировала 
советскую позицию и предложения Москвы. Обсуждения затягивались, время шло, 
страны продолжали работать над ядерными проектами.  

 

Поскольку решения в комиссии принимались большинством голосов, в декабре 1946 г. 
она одобрила американский проект и представила его на утверждение Совета 
безопасности, где тот не был одобрен из-за возражений Советского Союза. После этого 
«план Баруха» (в 1948 г.) был возвращен на доработку в комиссию. В ее статусе были 
произведены изменения. Из независимой структуры она стала органом, подчиненным 
Совету безопасности. Советскому Союзу стало проще применять право вето. Это вызвало 
недовольство США. Работа комиссии была парализована, и в 1949 г. она прекратила свою 


background image

деятельность. Первая попытка ввести ограничения ядерных вооружений закончилась 
неудачей.  

 

Для Москвы, которая болезненно относилась в конце 40-х годов к американской атомной 
монополии и предпринимала усилия для ее {♦} ликвидации, переговоры с США могли 
быть основаны исключительно на принципах равенства и одинаковой безопасности. 
Согласие с планом Баруха, предусматривавшим закрепление американской атомной 
монополии при ограничении советской атомной программы, стало бы отступлением от 
этих принципов.  

 

Ситуация вокруг «плана Баруха» по времени совпала с внутриполитическими сдвигами в 
США. В июле 1946 г. президент США Г.Трумэн отправил в отставку министра торговли 
Генри Уоллеса, неформального лидера американских либералов и сторонника более 
внимательного отношения к интересам безопасности СССР. Уоллес полагал, что 
последние ущемлялись американской политикой в сфере ядерных вооружений и 
созданием военных баз на территориях, приближенных к советским границам. После 
увольнения Уоллеса в Вашингтоне стал складываться неформальный двухпартийный блок 
демократов и республиканцев на базе намерения ужесточить подходы в отношениях с 
СССР.  

К содержанию главы 

Греческий вопрос в отношениях между 

      великими державами 

 

Лепту в нагнетание напряженности внес кризис в Греции. Во время войны эту страну 
сначала (в 1940 г.) пыталась оккупировать Италия, но ей это не удалось. В июне 1941 г. 
Греция подверглась оккупации германских войск. Король Георг II вместе с семьей бежал 
из страны. На оккупированной территории возникло левопатриотическое партизанское 
движение, в котором важную роль играли коммунисты – Народно-освободительная армия 
греческого народа (ЭЛАС). Ее силами к 1945 г. от германских войск было освобождено 
около двух третей страны. Между тем, в октябре 1944 г. при поддержке западных 
союзников в Грецию прибыли части вооруженных сил королевского правительства, 
которые вступили в столкновение с коммунистическими отрядами. Конфликт 
продолжался до февраля 1945 г. Хотя Советский Союз имел влияние на греческих 
коммунистов и мог оказывать военную помощь им через территорию Югославии, 
контролировавшуюся силами И.Б.Тито, И.В.Сталин не хотел обострять отношений с 
Великобританией, в сферу влияния которой входила Греция, согласно негласным 
договоренностям «большой тройки» в военные годы. Греческим коммунистам было 
рекомендовано уступить. 12 февраля 1945 г. в местечке Варкиза, под Афинами, между 
руководителями левых отрядов и королевским правительством были подписаны 
соглашения, по которым власть передавалась последнему. Часть греческих коммунистов 
не согласилась с этим решением. Конфликт был заморожен, но не разрешен.  

 


background image

Летом 1946 г. он обострился из-за попыток властей усилить военное давление на левых. В 
Греции началась гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г. Ответственность за нее в 
западных столицах возложили на Москву, что было справедливо только отчасти. Хотя 
коммунисты Греции и имели возможность получать помощь из-за рубежа, СССР 
продолжал воздерживаться от такой поддержки, {♦} в том числе из-за стремления не 
раздражать дружественную ему Болгарию, которая сама имела к Греции территориальные 
претензии и подозрительно относилась к воинственности греческих коммунистов.  

 

Двойственной в отношении событий в Греции была и политика Албании, где к ноябрю 
1944 г. после поражения дислоцированных в стране итальянских и германских войск 
установили власть коммунисты во главе с Энвером Ходжей, опиравшиеся на поддержку 
Советской Армии и отрядов И.Б.Тито. Греция имела к ней территориальные претензии, и 
албанское руководство было готово помогать грекам лишь в той мере, в которой 
рассчитывало на их отказ от требований об изменении границы. Фактически главным 
инициатором оказания помощи греческим коммунистам был И.Б.Тито.  

 

Главной причиной гражданского конфликта в Греции была низкий престиж и слабость 
королевской власти, ее неумение достигать соглашений с левыми и умеренными. 
Политическая неустойчивость в Греции вызывала тревогу в Лондоне и Вашингтоне. 
Британии, претендовавшей на главенствующее влияние на Балканах, приходилось 
оказывать греческому правительству помощь, средств на которую не хватало.  

К содержанию главы 

Дипломатический конфликт СССР с Турцией 

 

В феврале 1945 г. Турция формально объявила войну Германии, но боевых действий 
против нее не вела. Отношения между СССР и Турцией в годы мировой войны были 
пронизаны взаимным недоверием. В Москве ожидали выступления Анкары на стороне 
Германии и готовились к нему. Но Турция уклонилась от вступления в войну и от этого 
выиграла. Советский Союз не имел формальных оснований вступать в конфликт с 
Турцией, тем более что между двумя странами существовал еще с 1925 г. периодически 
продлевавшийся Договор о дружбе и нейтралитете. В последний раз он продлевался на 10 
лет в 1935 г. таким образом, что срок его действия должен был истечь 7 сентября 1945 г. 
19 марта 1945 г., за 6 месяцев до окончания срока его действия, СССР, как то было 
предусмотрено в тексте договора, уведомил турецкое правительство о намерении не 
продлевать его. В Анкаре это было расценено как предупреждение об ужесточении 
отношения СССР к Турции.  

 

На Потсдамской конференции Советский Союз пытался добиться пересмотра конвенции 
Монтре о черноморских проливах, чтобы добиться права обеспечивать их безопасность 
наряду с Турцией. Но эти требования СССР не были поддержаны. С учетом своего 
решения прекратить действие советско-турецкого договора, Советский Союз попытался 
добиться от Анкары выгодного для себя режима безопасности в зоне проливов на