ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 5579

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Предложенная схема вызвала негативную реакцию «фланговых» государств НАТО – 
Норвегии и Турции, поскольку она означала, {♦} что именно на флангах, то есть 
непосредственно у их границ, СССР будет концентрировать силы, выводимые им из 
Центральной Европы. Сокращение вооружений должно было проходить в три фазы и 
завершиться в ноябре 1995 г.  

 

Договор вступил в силу 17 июля 1992 г. При подписании ДОВСЕ советское военное и 
политическое руководство исходило из перспективы сохранения единого СССР. После 
его распада оказалось, что квоты сокращений, которые «унаследовала» от бывшего СССР 
Российская Федерация, в случае их полного исполнения, должны были привести к 
неприемлемому ослаблению оборонного потенциала России на ее флангах, прежде всего 
южных. Возникла необходимость адаптации ДОВСЕ и соответствующих переговоров о 
пересмотре квот.  

 

Подписание ДОВСЕ означало переход стран Европы к военному строительству на базе 
концепции «ненаступательной обороны» и «разумной достаточности для обороны». 
Огромное превосходство в обычных вооружениях, которым Советский Союз обладал в 
Европе над своими потенциальными противниками с окончания Второй мировой войны, 
было ликвидировано.  

К содержанию главы 

 

Парижская хартия для новой Европы 

 

Вслед за подписанием ДОВСЕ, 21 октября 1990 г., в Париже началась встреча глав 
государств и правительств СБСЕ, созвать которую в июле 1990 г. предложил 
М.С.Горбачев. В ее ходе была подписана Парижская хартия для новой Европы, 
провозгласившая эру демократии, мира и единства на континенте. В этом документе было 
формально заявлено об окончании эпохи конфронтации («холодной войны»).  

 

Кроме того, было принято решение о превращении СБСЕ в постоянно действующий 
международный институт. Общеевропейскому процессу, таким образом, был 
окончательно придан непрерывный характер. Было установлено, что каждые два года в 
Европе будут проводиться консультации на уровне глав государств, а регулярные встречи 
министров иностранных дел европейских стран в рамках СБСЕ будут проходить 
ежегодно.  

 


background image

Для проведения регулярных встреч высокопоставленных чиновников 
внешнеполитических ведомств был учрежден Комитет старших должностных лиц. Кроме 
того, учреждалась административная структура СБСЕ, в которую вошли секретариат во 
главе с директором, центр по предотвращению конфликтов, консультативный комитет и 
бюро по свободным выборам. Штат постоянных институтов должен был комплектоваться 
путем делегирования странами-участницами сотрудников своих внешнеполитических 
ведомств. Штаб-квартиры СБСЕ были размещены в Праге, Вене и Варшаве.  

 

Советский Союз с готовностью согласился на расширение полномочий СБСЕ. Отчасти это 
соответствовало общему настрою советского руководства на коллективное регулирование 
ситуации в Европе. Вместе с тем, расширение полномочий СБСЕ могло помочь {♦} 
предупредить рост влияния США в европейских делах. Страны Запада видели в СБСЕ 
инструмент удержания СССР в рамках договоренностей, на которые Москва пошла во 
второй половине 90-х годов, и закрепления сдвигов, необратимость которых, по западным 
оценкам, была недостаточно гарантирована.  

 

СБСЕ оставалась слабой организацией. У нее не было полномочий, сравнимых даже с 
теми, которыми обладала ООН, в вопросах применения силы. Важнейшие решения в 
СБСЕ должны были приниматься по формуле «консенсус минус один голос», что 
затрудняло принятие решения по спорным вопросам. СБСЕ не могла играть существенной 
роли в практической деятельности по предотвращению и урегулированию конфликтов в 
Европе, что и подтвердилось в ходе начавшегося летом 1991 г. вооруженного конфликта в 
Югославии.  

 

В 1994 г. на саммите стран-участниц СБСЕ в Будапеште СБСЕ было официально 
переименовано в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничестве в Европе.  

 

Одновременно с Парижской хартией была подписана «Декларация 22-х» – совместное 
заявление стран НАТО и ОВД, в котором говорилось, что государства обоих военных 
блоков не рассматривают друг друга в качестве гипотетических противников.  

К содержанию главы 

 

Трансформация режима апартеида в ЮАР 

 

Волна демократизации, затронувшая Латинскую Америку, Восточную Европу и 
Советский Союз, к концу 80-х годов дошла до Южной Африки. Под давлением 
внутренних обстоятельств начал трансформироваться режим Южно-Африканркой 
Республики. После декабрьского соглашения 1988 г. в Нью-Йорке между ЮАР, Кубой и 
Анголой войска ЮАР были выведены из Намибии, и в апреле 1989 г. под контролем 


background image

группы наблюдателей ООН начался процесс ее деколонизации. В марте 1990г. Намибия 
стала независимым государством.  

 

Между тем, в белой общине ЮАР усилились либеральные настроения. Распространилось 
мнение, согласно которому продолжение курса апартеида считалось опасным. Такой курс 
должен неизбежно привести к внутреннему взрыву, к восстанию черного большинства 
против существующего порядка и истреблению белых. Во избежание катастрофы 
предлагалось начать реформирование режима сверху, чтобы спасти его от гибели в 
результате «революции снизу». В 1989 г. премьер-министр ЮАР (бывший по конституции 
одновременно и президентом страны) Питер Бота (73 года) вышел в отставку, уступив 
свои посты Фредерику де Клерку.  

 

Политический курс нового правительства стал быстро меняться. Ф. де Клерк начал диалог 
с черной оппозицией. В феврале 1990 г. был отменен запрет на деятельность 
Африканского национального конгресса. Из тюрьмы был освобожден его лидер Нельсон 
Мандела, с которым новое руководство страны стало вести регулярные обсуждения 
вопросов реформирования политической системы страны. В 1991 г. начались 
консультации правительства с оппозицией о приня-{♦}тии новой конституции, которая 
упразднила бы режим апартеида. Первые свободные выборы в ЮАР состоялись в мае 
1994 г. Президентом страны был избран Н.Мандела. Некоторое время Ф. де Клерк 
возглавлял южноафриканскую белую оппозицию, а в 1997 г. – отказался от продолжения 
политической деятельности.  

К содержанию главы 

 

Эволюция ближневосточного конфликта 

      и война в Персидском заливе 

 

Спад напряженности на юге Африки шел параллельно с некоторой стабилизацией 
ситуации в зоне Ближнего и Среднего Востока после прекращения ирано-иракской войны 
летом 1988 г. и завершения гражданской войны в Ливане. Но мирный период оказался 
недолгим. Новый рост напряженности спровоцировал президент Ирака С.Хусейн, 
сделавший иракскую внешнюю политику агрессивной и непредсказуемой.  

 

Несмотря на то что с Ираном не было подписано даже перемирия и вопрос об 
окончательном урегулировании оставался открытым, Багдад начал планировать захват 
Кувейта, а при благоприятных обстоятельствах – и Восточной провинции Саудовской 
Аравии, где сосредоточены основные нефтяные запасы этой страны. В обоснование своих 
действий С.Хусейн заявил, что аравийская нефть представляет собой «общеарабскую 
собственность» и должна быть использована, прежде всего, для борьбы с «сионистским 
врагом».  


background image

 

Со второй половины 1989 г. иракская пресса начала пропагандистскую кампанию против 
государств зоны Персидского залива, обвиняя их в том, что, препятствуя в ОПЕК 
увеличению иракской квоты добычи, они мешают восстановлению иракской экономики. 
Затем политику призаливных стран стали квалифицировать как «экономическую войну». 
30 мая 1990 г. на заседании совета ЛАГ С.Хусейн заявил, что эта «экономическая война 
стала невыносимой».  

 

17 июня Багдад прямо обвинил Кувейт в том, что именно он является инициатором 
«экономической войны» и что он осуществляет «кражу иракской нефти», незаконно 
добывая ее на месторождении Румейлы в районе иракско-кувейтской границы. В качестве 
компенсации С.Хусейн потребовал от кувейтского правительства выплаты 10 млрд долл. 
Последнее, пытаясь избежать конфликта, согласилось выделить Ираку в качестве займа 9 
млрд долл. и обсудить с ним спорные вопросы. Однако решение о начале войны в Багдаде 
было уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия 
вторглась в Кувейт.  

 

Слабые и малочисленные кувейтские вооруженные силы смогли лишь на несколько часов 
задержать продвижение иракских войск, но этого оказалось достаточно для того, чтобы 
кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив 
Кувейт, иракские войска, продолжая наступление, вторглись на территорию Саудовской 
Аравии. Но они были остановлены, а затем отброшены частями саудовской армии.  {♦}   

 

Стремясь оправдать оккупацию Кувейта, иракское правительство опубликовало заявление 
о том, что ввод иракских войск был осуществлен по просьбе «временного свободного 
правительства» Кувейта, якобы созданного противниками правящей династии. Однако 
сформировать такое «правительство» Ираку не удалось, и 8 августа С.Хусейн объявил об 
аннексии Кувейта, провозгласив его девятнадцатой провинцией Ирака, названной в честь 
Саддама Хусейна «Ас Саддамия». Иракская пропаганда квалифицировала этот шаг как 
восстановление «исторической справедливости», попранной британскими 
колонизаторами в начале XX в.  

 

Реакция мирового сообщества на иракскую агрессия была быстрой и решительной. 2 
августа 1992 г. Совет безопасности ООН принял резолюцию № 660, в которой осуждались 
агрессивные действия Ирака и содержалось требование о немедленном и безоговорочном 
выводе иракских войск из Кувейта. Поскольку Ирак отказался ее выполнить, 6 августа 
была принята резолюция № 661 о введении против него экономических санкций. Началась 
полная экономическая блокада Ирака. Инициатором резолюций были США. Располагая 
достаточной информацией о замыслах С.Хусейна, администрация президента Дж.Буша не 
строила иллюзий по поводу возможностей умиротворения агрессора в регионе, который 
был объявлен зоной жизненно важных интересов США.  

 


background image

Необходимость использования против Ирака вооруженной силы не вызывала сомнений у 
Дж.Буша. Получив согласие короля Саудовской Аравии Фахда, он отдал 7 августа 1990 г. 
приказ о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента 
американских войск, который был поддержан мощной эскадрой, насчитывавшей 80 
боевых кораблей (в том числе четыре авианосца). Затем к американским войскам 
присоединились воинские контингенты Британии, Франции, Египта, Сирии и ряда других 
стран. Они образовали межнациональные силы, общая численность которых к январю 
1991 г. достигла 780 тыс. человек (540 тыс. американцев).  

 

Не столь единодушными оказались в оценке иракской агрессии члены ЛАГ и ОИК. На 
чрезвычайной сессии совета ААГ, проходившей со 2 по 10 августа 1990 г., только 12 из 21 
государства безоговорочно ее осудили. Реакция ОИК была более единодушной: 
подавляющее большинство ее членов осудило агрессию Ирака. При этом, однако, Иран 
сначала заявил о нейтралитете в конфликте Ирака с Кувейтом, а затем, когда в районе 
Персидского залива началась концентрация иностранных вооруженных сил, Тегеран 
открыто встал на сторону Ирака.  

 

Пытаясь удержать политическую инициативу, С.Хусейн заявил 12 августа 1990 г., что 
предварительным условием вывода иракских войск из Кувейта является отвод 
израильских войск со всех оккупированных арабских территорий. Таким образом он 
попытался увязать кувейтскую проблему с палестинской. По его словам, аннексия {♦} 
Кувейта была необходимой мерой, призванной мобилизовать ресурсы арабской нации для 
борьбы с «сионистскими бандами». Он призвал всех арабов и мусульман начать «джихад» 
(священную войну) против «американцев и сионистов», обвинив при этом правителей 
стран зоны Персидского залива в «предательстве» и пособничестве «новым 
крестоносцам».  

 

Его призывы к «джихаду» не нашли отклика в арабских и мусульманских кругах. 
Исключение составила ООП. Я.Арафат не только одобрил аннексию Кувейта и призвал 
всех находящихся там палестинцев сотрудничать с иракскими оккупационными властями, 
но и обратился к народам государств зоны Персидского залива с призывом начать 
восстание с целью свержения «реакционных предательских режимов» в своих странах. 
Призыв Я.Арафата, поддержанный всеми другими лидерами ООП (как экстремистами, так 
и умеренными), был полной неожиданностью для правящих кругов призаливных 
государств, поскольку они всегда оказывали ООП финансовую помощь.  

 

19 августа 1990 г. С.Хусейн объявил иностранных граждан, находящихся на территории 
Ирака и Кувейта, (25 тыс. европейцев и американцев) заложниками, которые станут 
«живым щитом» в случае начала военных действий против Ирака. Идя на захват 
заложников, С.Хусейн стремился заморозить развитие ситуации и добиться тем временем 
изменения позиции СССР и Китая. Хотя обе эти державы и проголосовали за резолюции 
№ 660 и № 661, они не были сторонниками использования военной силы против Ирака. 
Советское руководство даже пыталось играть роль посредника между Ираком и США, но 
безуспешно. Ни американская администрация, ни С.Хусейн отступать не собирались. 29